Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КД ушинский (Автосохраненный).docx
Скачиваний:
32
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
103.52 Кб
Скачать

2. Разработка Ушинским вопросов дидактики начального образования

Цели, содержание, методы школьного обучения

В большом количестве педагогических статей, в «Педагогической антропологии» Ушинский рассматривал проблемы школьного образована и предлагал их решение.

Цели и вытекающее из них содержание образования. Одним из самых острых и спорных во второй половине XIX в., как, впрочем, и в XX в., являлся вопрос о содержании школьного образования, так как, по выражению К.Д. Ушинского, педагогика мало заботилась о том, «для чего что-нибудь учится». При выборе предметов обучения, как правило, руководствуются рутиной, модой.

«Мы валим в детскую голову всякий, ни К чему не годный хлам, с которым человек не знает, что потом делать, тогда как в то же самое время самые образованные люди не знают того, что необходимо было бы им знать...» Школа при этом озабочена больше всего формальным развитием, т.е. развитием у ученика умственных операций, способностей к умственной деятельности, обращает все внимание на «формальное развитие рассудка». Наиболее подходящими учебными дисциплинами ведущими к достижению этой цели, представлялись Министерству народного просвещения классические и иностранные языки, упражнения в ко торых развивали формальные способности.

Считалось, что в процессе овладения школьными предметами у уче­ника необходимо развивать наблюдательность, умение анализировать факты, строить умозаключения. Это, безусловно, важная цель образования, но недостаточная. Воображение, фантазия, способность к самостоятельному приобретению знаний не менее важны для человека и также должны развиваться при обучении. Отсюда и одной из целей образования, как ее понимает Ушинский, можно назвать развитие мышления, общих умственных способностей человека, выступающее как развитие их многочисленных составляющих. Наряду с умственным развитием школа призвана помочь в развитии памяти, воли и других психических свойств личности ученика.

Однако достичь названной цели образования можно, лишь предложив школе реальные, «материальные» знания, отвечающие потребностям развивающейся жизни. «Каждая наука развивает человека, насколько хва-

а не чем-нибудь другим». Но потенциальные педагогические возможнос­ти учебных дисциплин различны, и воздействие их на учеников будет либо ничтожно и малопригодно для жизни, либо оптимально. Поэтому, решая задачу подготовки для жизни новых поколений, школе необходимо ото­брать такое содержание обучения, при котором будет возможным осуще­ствить главные цели обучения:

  1. развитие психики ученика, в том числе умственных способностей;

  2. подготовка ученика к настоящей и будущей жизни;

  3. развитие мировоззрения и нравственных убеждений.

Вопрос о подготовке к жизни Ушинский рассматривает широко, включая в него такие аспекты, как обогащение учеников необходимыми знаниями и развитие личностных качеств детей: воли, характера, трудо­любия.

Школьные дисциплины. Необходимыми для изучения в школе К.Д. Ушинский считает тс, которые дают многообразные знания о приро­де и обществе, способствуют всестороннему развитию и подготавлива­ют к жизни. Этой общей задаче целостного и всестороннего развития ученика должна быть подчинена вся деятельность школы и учителя. Ма­териалами, необходимыми для такого развития обладают родной язык, география, история отечества, естествознание, математика, литера­тура, т.е. те дисциплины, которым придавали меньше всего значения в школе в те годы. Но важен не только перечень наук, так же существенны цели их изучения. К Д. Ушинский возражает против утилитарного подхо­да к изучению наук, когда в них ищут «не мысли, не пищи духу, разви­вающей и укрепляющей его, не уяснения воззрений человека на самого себя и внешний мир, а только знаний, которые необходимы для той или другой практической жизни»2. Подготовка к жизни вовсе не означает не­медленной пригодности науки к ее применению в жизненной практике, т.е. ее утилитарности. Имеется целый ряд наук, которые не могут быть приложимы к практике, но их ценность безусловна, так как они развива­ют те общечеловеческие качества личности, которые важны для каждого. К.Д. Ушинский приводит в пример историю, знание которой помогает человеку уяснить ход исторического процесса человеческого общества, из­влечь из нее нравственные уроки; она может подействовать на характер и образ мыслей человека, отразиться в его поступках. Общечеловеческое образование, в отличие от узкоспециального, и ведет к гармоничному, це­лостному развитию личности, объясняет жизнь и вводит человека в нее.

В то же время предостерегает Ушинский , не следует ого упускать из виду того , что ребенок, обучаясь в школе, будет готовиться жить в «индустри­альном веке» с его быстрым развитием наук и постоянно изменяющими­ся условиями жизни, к которым он также должен быть готов.

Воспитательные возможности обучения. Рассматривая современную ему практику обучения, К.Д. Ушинский отмечает, что наука используется часто в утилитарных целях и фальсифицируется. «Меркантильное направ­ление нашего века, постоянно усиливающее свой натиск, проникло не только во все слои общества, во все сферы жизни, но даже в науку и школу». Результатом «меркантильного направления» становится для уче­ника не получение знаний, приобретение положения в обществе. «Как яда, как огня надо бояться, чтобы к мальчику не забралась идея, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную жизнь...»

При отборе содержания школьных дисциплин необходимо руковод­ствоваться выбором тех, которые развивают мировоззрение и действуют «не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». Зна­ния, сообщаемые науками, должны выстроиться в «светлый и обширный взгляд на мир», а каждый ученик в соответствии со своим возрастом — иметь «округленное миросозерцание». Особую роль в этом процессе вы­полняют науки гуманитарные, которые помогают ученику осознать на­значение человеческой жизни и деятельности.

Хорошо продуманное и организованное обучение помогает достичь целей нравственного развития ребенка. К.Д. Ушинский подмечает, что жизнь общества дает ученику не только примеры истинной нравствен­ности. «Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к обще­ственному благу, снисходительность к нарушению законов чести... — вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться».

В руках школы имеется средство, способное помочь педагогу предот­вратить развитие нравственных пороков, — это содержание учебного ма­териала, отраженное в учебных книгах. К.Д. Ушинский и в этом случае не только призывал педагогов к решению нравственных задач воспитания, но дал школе и необходимые средства — свои учебные книги. «Детский мир» и «Родное слово» наполнены статьями, художественными произве­дениями и народными сочинениями, пронизанными чувством любви к родине, восхищения ее героической историей и состраданиям к бедствиям простых людей. О чем бы нии повествовали книги : о природе , животных, жизни людей в городе и деревне, в них явственно звучат патриоти­ческие мотивы; патриотизм Ушинский считал самой важной и глубокой наклонностью человека.

Через тексты книг проходят идеи добра и осуждения зла, даются кон­кретные примеры нравственных поступков.

Учебный труд. Задача школы состоит не только в передаче знаний и развитии мышления, она должна вызвать у ученика «жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастли­вой». Человек имеет врожденную способность — потребность в труде. Но уже в детстве, в силу разных обстоятельств, эта потребность может либо развиваться, либо погаснуть. Забота школы и состоит в том, что она призвана открыть своему воспитаннику возможность найти полезный труд в будущей жизни. «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни». А чтобы человек ис­кренне полюбил серьезный труд, нужно внушить ему серьезный взгляд на него. Для человека в детском и юношеском возрасте главный интерес в жизни должно составлять учение.

Как обстоит дело в этом отношении в школе? Нередко учитель при­учает своих воспитанников убивать время в классе, толкуя им без вооду­шевления о том, что они затем найдут в книге; ведь учитель не знает дру­гих методов, способных возбудить и поддержать внимание учеников. На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трех учеников, а ос­тальные считают себя свободными от каких-либо дел. Так ученик приуча­ется к ничегонеделанью, к бездумному времяпровождению. Не стоит учи­телю надеяться на то, что ученик сам увлечется предметом, что только занимательное его изложение вызовет интерес к нему. Наставнику необ­ходимо помнить, что его обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, развитие у них привычки к труду. Серьезный, дельный труд всегда тяжел, утверждает Ушинский в статье «Труд в его пси­хическом и воспитательном значении» (1860) и предлагает средства, спо­собные развить привычку к труду.

  1. Не учить ученика, а только помогать ему учиться. На долю уче­ника необходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть," а наставнику следует помочь с освоением учебного предмета, дать воз- можность испытать наслаждение от своего труда.

  2. Не надрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать — легко и приятно,

  3. думать же трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над одной и той же страницей или вызубрить ее, чем подумать серьезно хотя бы несколько минут. Значит, надо приучать его к умственному труду.

  4. Приучать к труду постепенно. Для того чтобы ученик был спосо­бен легко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужно действовать осторожно, понемногу увеличивать нагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появится и любовь к нему, и жажда труда.

  5. Менять виды трудовой деятельности. Отдых от умственного труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэ­тому уборка классных комнат, занятия в саду и огороде, токарным мас­терством, переплетом книг и тд. принесет как материальную пользу, так и послужит отдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельности является игра.

«Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невоз­можным то лакейское провождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность».

Необходимость использования учителем разнообразных методов. Ре­комендации К.Д. У шинского о развитии жажды труда в воспитанниках тре­бовали знания наставником соответствующих приемов, способов, методов.

Но этого-то как раз и недоставало учителю. Так объясняет ситуацию этого времени В.Я. Струминский, исследователь творчества К.Д. Ушинско- го: «...в середине 60-х годов (XIX в.) в нашем обществе было всеобщее во­одушевление педагогическим делом, задачей развития детей, желанием ознакомить их скорее чуть ли не с последними выводами науки, — между тем знакомства с методикой не было ни малейшего даже у специалистов по профессии».

В своих работах «"Родное слово". Книга для учащих», «Педагогическая антропология» Ушинский не только изложил дидактику начальной школы, но развил и общедидактические идеи о необходимости нагляднос­ти в преподавании, обращении к опыту и знаниям учащихся, последова­тельности в изучении наук, о продвижении от известного к неизвестному, опоре на интерес, об учете возрастных особенностей детей. Кроме того, Ушинский описал методы, приемы обучения, знания которых так не хва­тало учителю.

Мысль Ушинского о том, что вы6ор метода обучения определяется возрастом учащихся, что чем меньше возраст учеников, тем больше тре­буется педагогических знаний учителю, высказана им так: «У педагогики очень широкое основание и очень узенькая верхушка: дидактика первона­чального преподавания может наполнить томы; дидактика чтения лек­ций в университете может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно» Это «широкое основание» и было раз­работано им.

Многие методические приемы, предложенные К .Д. Ушинским, из­вестны сегодня каждому из своей школьной жизни, так как составители учебников и учителя используют идеи Ушинского и в настоящее время.