Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11Идеология контрреволюции в работе де Местра Р...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
229.89 Кб
Скачать

1.3.Революция как искупление

В чем же так провинилась Франция, что заслужила такое негодование Проведения, которое ниспослало ей Революцию? Тут де Местр обращается к теории особого пути Франции в историческом процессе, к ее исторической миссии: «На каждую нацию возложена миссия, подлежащая исполнению…Франция осуществляет над Европой подлинную власть… Именно Франция была во главе религиозной системы, и не без оснований король Французов называется христианнейшим»90, т.е. всю историю роль Франции заключалось в том, чтобы быть старшей дочерью церкви, стоять во главе христианского мира, вести остальные народы по пути Божьему91. Но поскольку Франция использовала свое влияние, чтобы воспротивиться своему предназначению и развратить Европу, не следует удивляться тому, что ее возвращают к этому предназначению ужаснейшими способами92. Речь идет здесь о том, что Франция, пропитавшись идеями Просвещения, решила пойти по пути гражданской религии, объявив священными свои права, свободу и равенство, т.е. народ объявил сам то, то должно быть священным, хотя до этого эта привилегия принадлежала только королю, который являлся суверенной властью, которая происходила от Бога. Де Местр говорит о том, что в Европе общественное устройство полностью покоится на кресте, но во Франции преступное безумие правительства способствовало скатыванию к нечестивости и безразличию93. Он обращается ко всем отрицающим и сомневающимся94, которые устремились к установлению своей независимости от Бога95, требует от них освободить место для своего христианнейшего Короля96.

Наказание Проведения нужно для того, чтобы народ страдал, потому что только страдание может удержать людей от падения в бездонную пропасть анархии и ниспровержения всех ценностей97. Только страдание народа и нации примет Проведение в качестве искупления за свои грехи, а в особенности за самый большой грех – за подхваченный вирус сомнения в непреложности учения98. Де Местр говорит о том, что когда человеческая душа утратила свою энергию из-за изнеженности, неверия(изгнание священнослужителей, принуждение их приносить присягу конституции, безразличие к религии, речь Робеспьера против духовенства 15 фримера 2 года Революции99) и гангренозных пороков, эта душа способна быть вновь закалена только кровью100, подразумевая Революцию.

Де Местр не останавливается на этом и идет дальше, говоря о том, что политическая революция есть лишь второстепенная часть великого замысла, и что первое дело Франции – это господство над остальной Европой101. Провидение именно французской нации предоставило два орудия…две руки, которыми она движет мир, - язык и дух прозелитизма102, образующие основу ее характера103. Де Местр именно прозелитизм называет обязанностью французов, от которой они отказались.

Но наказание не будет вечным, так как если Провидение что-либо стирает, то, несомненно, для того, чтобы написать что-то заново104. Более того, не существует наказания, которое не очищает, не существует беспорядка, который вечная любовь не обращает против злого начала105. Как мы видим, де Местр потихоньку подводит к тому, что выдержав свое наказание, Франция должна будет дальше выполнять свою миссию и произвести духовную революцию в Европе, благодаря которой укрепится религиозный дух106, т.е. речь здесь идет о том, что либо сотворится новая религия, либо христианство будет каким-то необычайным способом обновлено107(де Местр надеется, разумеется, на второе). Из этого следует, что несмотря на всю свою сатанинскую сущность, французская революция является великой эпохой, и ее последствия будут ощущаться долго после времени ее взрыва и за пределами ее очага108. В этом выводе и состоит отличие де Местра от его предшественников и последователей, так как он, выступая в роли провидца, действительно считал революцию – великой эпохой, которая поменяла прежние устои, которая не сможет уже вернуться к Старому порядку, который виделся де Местру достаточно идеализированным. Но он понимал, что потрясение старого мира – неизбежное зло, которое является предвестником возрождения нации109. Тут мы согласимся с Л.П.Карсавиным, который говорит о том, что выход надо искать не в ограниченности нового, и не в ограниченности старого, его надо искать в синтезе старого и нового, достигаемого путем преодоления рационализма и католического смиренничанья110.