Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Голлизм (Новиков).doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
276.99 Кб
Скачать

2. Судьба деголлевского наследия

Что же осталось от голлизма после де Голля? В конце 60-х — начале 70-х годов во Франции и за рубежом нередко раздавались голоса тех, кто говорил о том, что “голлизму приходит конец”, что он обречен на более или менее медленное исчезновение. Высказывались такие мнения даже среди тех, кто был ближайшими соратниками Ш. де Голля. “Я не верю в политическое существование голлизма без генерала де Голля”' — провозгласил А.Мальро. Результаты президентских выборов 1974г.,когда на высший государственный пост был избран соперник Шабан-Дельма и лидер партии независимых республиканцев В.Жискар д'Эстен, казалось, подтверждали подобный ход рассуждений. Однако довольно быстро для политических деятелей, наблюдателей, избирателей вопрос о голлизме предстал в ином свете, нежели в годы жизни и деятельности де Голля. Понятие “голлизм” приобретало более широкий смысл. Удалялись в прошлое политические баталии, которые вел Генерал, но оставалось его наследие. В чем оно состояло и кто являлся наследником, только ли “прямая” наследница — партия соратников, сторонников и последователей Человека 18 июня?

Когда де Голль и его соратники (М.Дебре прежде всего) создавали государственную систему Пятой республики, как левые, так и многие правые осуждали голлистский режим как “авторитарный”, “диктаторский”, хотя он устанавливался благодаря массовой поддержке политики де Голля на референдумах 1958-1962 гг. Но с течением времени выяснилось, что большинство сколько-нибудь значительных в национальном масштабе политических партий, группировок, политических деятелей привержены государственной системе Пятой республики.

1 MalrauxA. Les realites et les comedies du monde//L'Appel,Janv.-Fev.— 1975.—№ 13.— P.23. 23

23

Голлизм, испытанный временем '^ Gaullisme a I'epreuve du temps

После избрания президентом Франции Ф.Миттерана депутат-социалист М.Сапэн так оценил значимость деголлевского наследия:

“Политические институты, оборона, внешняя политика: генерал структурировал историю Франции до 2000 года”2. Государственная система Пятой республики выдержала испытание временем на протяжении 40 с лишним лет. Это в особенности доказали два президентства социалиста Ф.Миттерана., который когда-то называл деголлевскую систему власти Пятой республики “постоянным государственным переворотом” и который, выиграв в 1981 г. выборы у кандидата — голлиста Ж. Ширака провел в Елисейском дворце два семилетних срока (1981-1995 гг.).

После де Голля в Конституцию 1958 г. было внесено (с 1974 по 2000 гг.) 12 изменений, но они по существу не затронули основ государственного здания. Последний в двадцатом столетии пересмотр Конституции состоялся в соответствии с законом от 2 октября 2000 г.: срок полномочий президента, начиная в выборов 2002 г. сокращается с 7 до 5 лет, что равно периоду легислатуры Национального собрания.

Однако нелишне отметить, что у французов эта реформа не вызвала интереса: на референдуме, состоявшемся 24 сентября 2000 г., приняло участие лишь 30 % избирателей (беспрецедентно низкий процент участия), из них 73 % (т.е. всего 22 % от численности зарегистрированных избирателей) проголосовали за, около 27 % — против.

Правда, в последнее время во Франции раздается критика “инертности”, “отчуждения от граждан”, “монархизма” существующей системы и призывы созвать Конвент в поддержку VI Республики “с подлинной парламентской властью” ради развития демократии.

Верные защитники деголлевского наследия считают, что подобные призывы скрывают стремление французских сторонников “европейского федерализма” и “регионализма” сокрушить основы Пятой республики с помощью “парламентских олигархий”, равняющихся на глобалистскую модель развития западных стран. Однако в ближайшие годы вряд ли состоятся радикальные перемены в государственном строе, основанном де Голлем.

Обратимся теперь к внешнеполитическому наследию основателя Пятой республики. Его внешняя политика вызывала оппозицию “ат-

2 L' Express.— 1985.—21juin.— P.22

24

Голлизм, испытанный временем ^ Gaullisme a I'epreuve du temps

дантистов” и “европеистов”, центристских и части правых группировок. Несогласие с деголлевской внешней политикой как слишком “националистической” высказывалось и в рядах некоммунистической левой. Французская компартия поддерживала политику национальной независимости, но одновременно выступала против наращивания национальных ядерных сил. Время, однако, показало, что внешнеполитические ориентации и принципы де Голля после его отставки постепенно, хотя и в разной мере, воспринимались всеми основными политическими партиями. Например, вопреки тому, что можно было ожидать, исходя из известных разногласий голлистов с их соперниками в правящей коалиции, деголлевские ориентации остались основой государственной политики на международной арене во время президентства лидера независимых республиканцев В.Жискар д'Эстена (1974-1981). Они присутствовали и в политике президента-социалиста Ф.Миттерана (1981-1995).

В 70-е гг. изменилось отношение французской компартии к военно-политической стратегии, сформулированной Ш. де Голлем. На пленуме ЦК ФКП, состоявшемся в мае 1977 г. была принята дегол-левская концепция “ядерного сдерживания”. Также, как и государственные институты Пятой республики, политика национальной независимости в 70-80-е гг. оставалась общенациональным достоянием, ценность которого мало кем серьезно оспаривалась.

Говоря о деголлевском наследии, наконец, следует упомянуть еще об одном, в основном, теоретическом аспекте. В 20-30-е гг. де Голль выступал одним из инициаторов профессионализации армии, в частности, опубликовав в 1934 г. работу “За профессиональную армию”'. Современная Франция отказывается от формирования вооруженных сил путем воинской повинности, и к концу 2002 г. французская армия полностью будет состоять из профессиональных военных, нанятых по контракту, что можно рассматривать воплощением в жизнь давнишних планов де Голля — военного писателя и теоретика.

Разумеется, ход истории, эволюция современного мира вносят свои неизбежные коррективы и неизменными, застывшими в своих формах и содержании голлистские политические ориентации оставаться не могут. Особенным образом это касается участия Франции в процессе углубляющейся европейской интеграции. На референдуме 20 сентября 1992 г. минимальное большинство французских избира-