Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Биография Мехмеда Фатиха.docx
Скачиваний:
26
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
186.1 Кб
Скачать

Раздел III Внутренняя политика Мехмеда Фатиха

ЧТО УНАСЛЕДОВАЛА ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ОТ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ?

После падения Византии в 1453 г. (когда османы взяли Константинополь) символом города, получившим турецкое название Стамбул (Истанбул — от искажённых греческих слов, означающих «в город»), стала эмблема древнего города Византии — звезда и лунный серп (цата).

Молодой полумесяц – символ безопасности. Именно он спас Византию в IV веке до нашей эры, когда своим светом разоблачил коварные планы Филиппа Македонского, отца Александра Македонского, решившего под покровом ночи захватить город. В благодарность за это жители города принимают полумесяц как символ города. Когда город стал Константинополем в 330 году н.э., полумесяц принял значение атрибута Девы Марии.

Также Византийское влияние проявилось в написании трех кодексов, известных в совокупности как Канун-Наме Мехмеда Фатиха. В мусульманском мире прежде небыло законодательных кодексов, поскольку считалось, что законы предписываются Кораном и правилами Шариата. В Византии же было принято составлять законодательные кодексы и самыми известными из них были кодекс Юстиниана и Эпанагога[14].

В соответствии с концепцией общего блага султан Мехмед II объявил себя защитником бедняков от сильных – и именно эта защита была целью написания Канун-Наме, в которых устанавливались точные размеры податей и повинностей и меры против их превышения.

В 1470-х гг. Мехмед приказал провести по всей стране проверку всех дефтеров и прав владения землями. После проверки было конфисковано и отнесено к категории государственных земель 90% пахотных земель, мири. Факт проведения земельной переписи с целью конфискации незаконно приобретенных владений не имеет аналогов в мусульманской истории. Но такой прецедент имел место в истории Византии: так поступил император Василий II, объявивший себя, так же как и Мехмед II, защитником бедняков от сильных.

Наибольшее значение среди позаимствованных отличий византийских порядков имело перенимание налоговой системы[4].

Византийское культурное влияние имело широкий характер, особенно это проявлялось в организации ремесла и торговли. В городах сохранялись цехи, имевшие византийское устройство, а торговля регламентировалась в соответствии со старыми византийскими установлениями.

В турецкий язык попали некоторые византийские, греческие и славянские слова, относящихся, главным образом, к земледелию и материальной культуре: избе (изба), хамут (хомут), пуллук (плуг), колеска (коляска) и др. Византийский храм святой Софии стал образцом для строительства турецких мечетей. Тип турецкой бани сложился под непосредственным влиянием византийских терм, восходящих к эпохе древнего Рима.

Султан Мехмед II пытался улучшить внутреннее устройство Турции. Поэтому он позаимствовал некоторые полезные «изобретения» византийцев и издал свод законов Канун-Наме[6].

Вывод: Мехмед Фатих – государственный деятель и человек.

Мехмед II был фанатичным защитником мусульманской веры. Но при этом он был терпим к иным вероисповеданиям на территории Османской Империи.

После захвата Константинополя турки основательно разграбили великий город и взяли более 10000 рабов. Фатих выкупил множество греков из рабства и отвел в Стамбуле квартал, в котором они жили. Он выкупал греков при условии, что они примут Ислам. По его приказу были расселены люди различных национальностей в окрестностях Стамбула, которые также были приверженцами различных религий и культов[9].

Османский двор во времена Мехмеда II отличался пока еще простотой обычаев и был свободен от выставления напоказ роскоши и изощренных церемоний, окружавших любое появление султана, которые проявятся в более поздние времена. Фатих часто расхаживал по улицам Стамбула в сопровождении лишь одного-двух телохранителей. Войдя в мечеть, он сливался с толпой других верующих, ничем из нее не выделяясь, о чем свидетельствует монах Георг из Мюленбаха:

«Я видел, как правитель [Мехмед II], сопровождаемый всего лишь двумя молодыми людьми, направлялся в мечеть, которая находилась далеко от его дворца. Я видел, как он точно так же ходил в бани. Я видел султана на молитве в мечети. Он не сидел ни на стуле, ни на троне, но, как и другие, занял свое место на коврике, постеленном на полу».

Султан Мехмед сочинял газели, но писал их под псевдонимом Авни. В результате его интереса и поощрений поэтов и прозаиков, поэзия в XV веке достигла своего расцвета. Он щедро помогал прозаикам всего исламского мира, число которых, согласно современным турецким источникам, достигало тридцати. В его эпоху языком литературы был персидский, в то время как языком исламской теологии был арабский. Однако сам Фатих писал стихи преимущественно на разговорном турецком языке. Падишах оставил после себя сборник, известный под названием «Диван», из восьмидесяти стихотворений на турецком языке, в которые вкраплены несколько газелей на персидском языке, являющихся простым парафразом стихов великого иранского поэта Хафиза.

В 1904 году в Берлине были опубликованы 14 газелей Султана Мехмеда II под названием Диван-ы Авни[11].

Он взял визирем и приблизил к себе мастера слова Синан-Пашу и поэта Ахмет-Пашу, что говорит об его уважении к искусству и к людям искусства.

Несмотря на то, что ранее в Турции писать картины запрещалось, он покровительствовал художникам. Итальянский художник Джентиле Беллини, был привезён им в Стамбул в 1479 году для написания его портретов и украшения двора. Мехмед II также был в тесной связи с мастерами искусств Востока: переписывался с Алишером Навои и пригласил в Стамбул математика Али Кушчи, с которым обсуждал интересующие его проблемы по производству пушек и огнестрельного оружия. Он держал в строгой тайне свои планы о наступлениях и скрывал их даже от самых близких ему людей. Он был первым султаном, который высоко оценил артиллерию[10].

В его личной стамбульской библиотеке находятся книги на арабском, латыни и итальянском языках. К этим книгам он часто обращался для совершенствования своих знаний. Христианский идеолог Геннадиос подарил ему свою книгу, в которой излагались основополагающие знания по христианской религии.

Падишах одобрял проекты сооружений, которые, не меняя стиля архитектуры старого города, оживили бы ее. Наиболее значительные архитектурные сооружения, являющиеся гением инженерного мастерства, в основном выстроены в Османское время — их насчитывают более 750-ти. В 1470 году была выстроена Мечеть Фатих, ставшая символом Стамбула. Во множестве учебных заведений велось обучение как классическому Исламу, так и различным светским наукам. Уделялось огромное значение работе медресе (религиозные школы), и создавались всевозможные общества по направлению их успешной работы. Создавались библиотеки, больницы и бесплатные столовые для бедняков.

На протяжении столетия 8 медресе, построенные у мечети Фатих, считались основными образовательными учреждениями Оттоманской империи. Временами султан собирал «улемов», признанных и авторитетных знатоков ислама, и слушал их дискуссии о теологических положениях. Он покровительствовал развитию наук и с величайшим уважением относился к ученым. При правлении султана Мехмеда Фатиха такие науки, как математика, астрономия и богословие достигли вершины своего развития.

Время правления султана Мехмеда Фатиха явилось важнейшим периодом в деле развития медицинских исследований и здравоохранения. Фактически именно Фатих наладил систему здравоохранения в стране; он же учредил своего рода медицинский институт («Реису-ль-Этибба»), назначив его главой Ахмеда Кутбеддина. В его время медицинская мысль получила мощный толчок к развитию, что привело к утверждению многих новаторских концепций в этой области знания[5].

В городе Фойница в Боснии-Герцеговине, у монахов францисканского ордена хранится указ турецкого султана Фатиха Мехмет Хана, изданный 28 мая 1463 года.

Указ стал спасением для францисканцев. Орден, монахи которого начали переселяться в другие страны, обретя покровительство турецкого султана, смог сохранить свое положение. Даже сегодня францисканцы говорят, что своим существованием обязаны этому указу Султана Фатиха. В честь него каждый год в деревне Милодраз в последние воскресенье мая устраиваются мероприятия, где указ зачитывается на турецком языке.

«Сын Мурата Хана, победоносный Мехмет! 28 мая 1463 года по христианскому летоисчислению. Указ, который подписал и на котором поставил печать победитель мира, обладатель величия и высокий Султан, следующий:

Я, Фатих Султан Хан, объявляю всему миру, что францисканский орден Боснии, которым дарован этот указ падишаха, находятся под моим покровительством. Я приказываю, чтобы никто не причинял беспокойство и вред упомянутым людям и их церквям. Пусть в моей империи они живут в мире. Пусть люди, оказавшиеся в таком положении переселенцев, живут в условиях свободы и безопасности. Во всех частях моей империи пусть без всяких опасений размещаются в своих монастырях. Ни знатные люди государства, ни визири, ни чиновники, ни мои слуги, ни граждане империи никто не может покушаться на честь этих людей и чинить им вред. Пусть никто не покушается ни на жизнь, ни на имущество, ни на церкви этих людей, пусть не унижает их и не подвергает опасности. Если францисканцы из других стран войдут в пределы моей империи, они будут обладать теми же правами.

Огласив этот султанский указ, я клянусь мечом, которым опоясался во имя Создателя и Господина, земель и небес Аллаха, Его Посланника нашего Пророка Мухаммада и 124 тысячи пророков, пока они будут подчиняться мне и оставаться мне преданными, никто из моих подданных не может делать то, что противоречит сказанному в этом указе»[11].

Этот указ, обеспечивающий свободу представителям иного вероисповедания и демонстрирующий терпимость по отношению к ним, был подписан после завоевания Фатихом Султаном Боснии-Герцеговины 28 мая 1463 года в Милодразе (Milodraz)[15].

Султан Мехмед II Завоеватель стремился создать мировую империю и провел всю свою жизнь в походах для достижения этой цели. В течение 32-летнего правления он завоевал 17 государств, включая 2 империи, 6 княжеств и 5 герцогств. Он сделал Черное море турецким, завоевал весь Балканский полуостров и несколько островов в Эгейском море. Он увеличил владения Османской империи, которые он унаследовал от своего отца султана Мурада II, в 2.5 раза.

Мехмед II был умным и необычайно скрытным правителем. Он держал в строгой тайне свои планы о наступлениях и скрывал их даже от самых близких ему людей.

Фатих сочетал в себе непреклонную волю и проницательный ум с коварством, жестокостью и необузданность с властолюбием. Все эти качества начали проявляться в нем еще в детстве. Мехмеда невозможно было заставить учиться: он постоянно убегал, не уважал учителей, оскорблял их, и никто не мог приструнить наследника престола, опасаясь гнева его отца. Позже, уже став совершеннолетним, Мехмед стал собственноручно избивать своих слуг и рабов, даже если причиной его гнева было его плохое настроение. Однажды, когда из его сада пропала дыня, он вспорол живот 14 своим рабам чтобы найти вора. Султан был до того жестоким что находил удовольствие в самых изощренных пытках.

Он беспокоился за целостность власти в Османской империи и, став султаном, прежде всего, устранил возможных претендентов на престол. Он приказал убить своего 9-месячного брата Амурата и несколько других родственников, а в 1478 году издал указ: «Тот из моих сыновей, который вступит на престол, вправе убить своих братьев, чтобы был порядок на земле». После этого практически каждый всходивший на трон турецкий султан первым делом обагрял руки в родной крови[11].

Его поступки аморальны, если смотреть с современной точки зрения, но политически необходимы в его время, когда у падишаха было много сыновей и силы государства распылялись бы на междоусобные войны (как пример: многолетние войны киевских князей за престол в Киеве).

Ведя политическую игру Мехмед Фатих умело использовал слабости других государств. Особенно искусно это ему удавалось в преддверии наступления на Константинополь. По договору между Мехмедом II и Константином XI Османская империя обязывалась не нападать на Византию. Но соглашение было разорвано через год после его подписания[5] c 25.

Список литературы

  1. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель, М.: Интербук, 1990.-С. 253-256.

  2. Византийские историки Дука и Франдизи о падении Константинополя./Пер. и предисловие А.С. Степанова.

  3. Рашид ад-Дин Фазлуллах. Джами-ат-таварих(сборник летописей). Т.З. перевод с персидского А.К. Арендса.

  4. Халкокондил Лаоник. История (из книги VIII). Перевод и предисловие Е.В. Весёлого.

  5. Гарастян М.А., Орешкова С.Ф. Очерки истории Турции, М.: Атеист, 1983. – С. 345.

  6. Еремеев Д.Е. История Турции в средние века и новое время, М.: Русич, 1992. – C. 376.

  7. Горулевский В.А. Государства Сельджукидов в Малой Азии, М.: Центрпоиграф, 1941. С. 324.

  8. Повичев А.Д. История Турции, М.: Атеист, 1963.-C. 544.

  9. Бабингер Ф. Султан Мехмед Фатих и его времена, М.: Итенбук, 2003. -С. 497.

  10. Белдицеани Н. Реформы Мехмеда II Фатиха, -М: Атеист, 1965. –С. 513.

  11. http://turkeyforfriends.com/

  12. http://turkey-info.ru

  13. http://www.ibb.gov.tr

  14. С.А. Нефёдов - факторный анализ исторического процесса: История Востока. Издательский дом «Территория будущего» Москва 2008.

  15. http://www.islam-portal.ru/novosti/105/

  16. Крымский А. История Турции и ее литературы. - Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып. 28, А. М., 1916, т. 1, с. 216.

  17. Широкорад А. Б. Тысячелетняя битва за Царьград. М.: Вече, 2005. С. 35.

Приложение

Рис. 1 портрет Мехмеда II

Рис.2 территория Османской империи при Мехмеде II.

Рис.3 Флаг Османского султаната (1299-1453).

Рис.4 Флаг Османской империи 1453-1844.

Рис. 5 территория Византийской империи в начале 1432 году.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]