Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3 лекц Лат лит.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.08.2019
Размер:
213.49 Кб
Скачать

8 Книга построена по типу совещательного красноречия. Личный опыт Августи на раскрывается в двух аспектах: языческого красноречия и христианской веры. Так возникает новая реальность литературы.

Из библейских цитат наиболее часто Августин цитирует Псалмы. Именно они определяют и музыкальный строй текста и модус и тон. Августин находит свою интонацию во многом, благодаря Псалмам. Подобно молящемуся за свой народ царю Давиду, Августин в своём обращении к Богу подразумевает и молитву за свою паству.

Весь текст Исповеди выстроен между невладением словом вначале и виртуознейшим, духовным овладением словом в конце.

Детство – невладение речью. Юношество- овладение словом-знаком. М ир внутренний связан с внешним миром словом-знаком. Годы учения связаны с дурной волей voluntas carnalis дурная воля verba carnalis слово ритора. Цицерона, Речь епископа Амвросия связана с открытием нового мира spiritualis, Этот мир тоже открыт через слово. Мир плотский и мир духовный связаны со словом. Слово это и Божественный сосуд и диавольская сеть.

Манихейство и опыт отталкивания от него помогает сформулировать христианское учение о зле как об “извращённой” воле.

Но слово, обретённое у Амвросия не стало ключом к образам Библии.

Августин включает целый пласт неоплатонической лексики, прерывая повествование словами МОЛЧАНИЕ, ТАЙНА. Система образов, привлечённая для описания мира, открывающегося ему с помощью нового духовного слова, связана со зрением.

Я УВИДЕЛ, ОКОМ ДУШИ. СВЕТ НЕМЕРКНУЩИЙ

Зрение в контексте философии неоплатоников понималось как основа познания. Душа философа последовательно проходила все этапы освобождения от сковывающей её материи с помощью духовного слова, слова умозрения сознания Августина воспри нимают ценности идеального мира. Verbum spiritualis уничтожает силу verbum carnalis, обесценивает вещественный мир res и ослабляет волю к нему. Обращение же связано с осознанным желанием переориентирования воли. Сила же библейского слова такова, что может изменить жизнь.

Смерть матери, описанная в 9 книге, знаменует окончание этапа существования в материальном мире. Теперь же рвутся нити, связывающие его с миром материи. И начинается эпоха откровения VERBUM DEI чЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – ЕДИНЕНИЕ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО.

Человеческая память как единение духовного и материального помогает в нахождении образа Бога.

Августин в своём творчестве реализует принцип ВЕРУЮ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ

У Абеляра в 12 веке это превращается в ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ

Слово у Августина понимается как знак воли

Слово понимается как знак вещи

и, наконец, слово Священного Писания.

Итак, в Исповеди мы видим жанровый синтез:

речь, псалом, биография, обращение, отречение, видение, гимн, диалог, трактат, философский комментарий.

На примере этого текста Августина мы наблюдаем глубокое проникновение культурного бытия античности в новой цивилизации и пересмотр основных риторических категорий. Глубинное изменение смысла связано с обретением новой духовной реальности и бытия души. Августиново “Я ничего не хочу знать, только душу и Бога” является одним из важнейших лейтмотивов Средневековья.

Теперь обратимся к другой эпохе Остготское королевство. Оно существовало с 493 по 555 годы.

Одоакр, предводитель германских наёмников, низложивший последнего римского императора Ромула Августула называл себя королём, но знаки государственной власти отослал в Византию.

В 488 году в Италию вошли остготы. Теодорих – глава остготского войска тоже объявил себя королём. Вокруг имени Теодориха складывались легенды, вошедшие затем в цикл сказаний о Нибелунгах. Столицей остготского королевства стала Равенна. Одоакр и Теодорих заключили между собой мирное соглашение, по которому должны были разделить между собой власть над Италией, клялись друг другу в вечной дружбе, но в 493 году Теодорих на одном пиру покончил с доверившимся ему Одоакром. А его сторонники во всех важнейших городах были перебиты и т.о. Теодорих стал единоличным правителем.

Программа Теодориха – союз остготов и римлян.

Первые три десятилетия правления Теодориха – благополучные годы. Экономическая и политическая стабилизация Италии. Сохранилось римско-италийское землевладение, римское право. Римская система государственных отношений.

Управленческий аппарат и сенат. Религиозная политика Теодориха отличалась веротерпимостью. Римляне католики соседствовали с готами арианами.

Первая четверть 4 века – подъём культуры. Король следил за архитектурными памятниками Рима, вкладывал средства. Равенна украсилась новыми постройками. А также Верона, Неаполь, Павия, Венеция. Развивалась архитектура и изобразительное искусство. Архитекторы и строители находились на государственной службе.

Теодорих попытался возродить цирковые и массовые зрелища. Теодорих стяжал славу покровителя наук и искусств. При дворе собирались философы и писатели, происходили поэтические состязания, звучала изысканная музыка. Происходило активное переосмысление античной культуры.

Образование римлян строилось на основе 7 свободных искусств. Но король возражал против образования мальчиков готов. Идеалом готов был не образованный госудаоственный муж, а физически и морально закалённый воин, способный наилучшим образом исполнить свой долг по отношению к королю и своему племени.

В осуществление идеи готско-римского союза король привлекает наиболее выдающихся и просвещённых представителей римско-италийской знати.

Симмах – знаток римской истории, образованнейший человек своего времени,

Кассиодор – тонкий дипломат, блестящий писатель, создатель знаменитого средневекового центра Вивария

Эннодий – педагог, ритор, поэт.

Боэций (480-525) по праву рождения принадлежал к высшей римской знати. Отец – консул. Когда в раннем детстве Боэций остался сиротой, Симмах его усыновил. Боэций получил блестящее домашнее образование. Кроме того обучался в лучших школах Рима, Афин и Александрии.

Он за свою не очень длинную жизнь успел сделать чрезвычайно много для средневекового образования.

Во-первых, написал ряд трактатов по предметам квадривиума. По арифметике, музыке, астрономии и геометрии.

Кроме того он занимался философией. Замысел Боэция был грандиозен. Он мечтал перевести на латинский язык всего Аристотеля и всего Платона. Более того, он хотел показать общность этих философов. Ведь в истории культуры закрепилось представление об их противоположности. Эпоха Платона сменяет эпоху Аристотеля. На деле же Боэций успел перевести несколько диалогов Аристотеля.

Прекрасная политическая карьера Боэция, окончившаяся катастрофически может послужить притчей о том, что нельзя учёному близко подходить к правящему двору, а следует сидеть в библиотеке.

Боэций заступился за сенатора Альбина, обвинённого в тайных сношениях с Византией. Какими низкими путями были получены обвинения, потом будет свидетельствовать сам Боэций. В сенате он произнёс формулу римской чести, утверждая, что донос ложен: «Если виновен Альбин, то виновен и Боэций. Но Теодорих моментально приказал арестовать Боэция и обвинил его в заговоре против готов.

Боэций находился в заключении в Павии. В его отсутствие, без суда и следствия, его приговорили к смерти с конфискацией имущества. Боэций – человек римского духа, Катонов, Брутов, превыше всего ценивших свободу и верность гражданскому долгу, остался в истории как нравственный идеал. Жанр – сатура, сочетание прозы и стихов.

«Утешение философией» Две первые книги носят характер исповеди, постепенно переходят в философский диалог, почти в монолог. Стихи несут важные смысловые оттенки. Философия – мудрость. Боэций осмысляет трагедию своей жизни, соотносит её с законами мироздания в системе универсального космоса, частицей которого является человек.

Кульминация – раскрытие идеи высшего блага и универсального разума, управляющего миром. .Боэций обретает утешение в надличностной сфере. Утоление боли происходит через эмоциональное переживание своей причастности вечному бытию мира. От размышления о своей участи к рассмотрению природы судьбы. В 4 книге показана иерархия пребывающих в мире сущностей, их отношение к источнику всякого бытия.