Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
KSE-4.DOC
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
343.04 Кб
Скачать

Глава 4 Единство живой и неживой природы

Феномен возникновения и длительного развития жизни невозможно понять без рассмотрения условий формирования и эволюции Земли. Жизнь и Земля — это единое целое, результат совместного взаимодействия на протяжении нескольких миллиардов лет. Жизнь на Земле ограничена определенной областью обитания и взаимодействия с неживой природой — биосферой, понятие о которой ввел в 70-х гг. XIX в. великий австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831–1914). Основополагающий вклад в развитие современных представлений о биосфере, как одной из геосфер Земли, связан с именем Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945). Химическая и биологическая эволюция идут на Земле как единое целое, а живое вещество выступает в качестве геологической силы, формирующей и изменяющей геохимический состав Земли.

4.1. Жизнь и фундаментальные свойства Вселенной

Жизнь требует особых условий для своего существования. Простой анализ показывает, что наш окружающий материальный мир удивительно хорошо приспособлен для жизни. Возникновение и развитие планеты Зем­ля, а следовательно и жизни, неотделимы от образования и эволюции Солнечной системы и, в целом, Вселенной.

Для эволюции живых организмов от простейших форм (бактерии, вирусы) к разумным существам необходимы огромные интервалы времени. В условиях Земли для этого потребовалось 3,5 – 3,8 млрд лет3. Это связано с тем, что движущей силой такой эволюции являются мутации и естественный отбор. Эти процессы являются случайными, носят статистический характер. Именно через огромное количество случайных событий реализуется закономерное развитие от простых форм жизни к сложным. Итак, для возникновения разума, по-видимому, требуется несколько миллиардов лет. Обсудим вопрос: много это или мало?

Для возникновения жизни необходима звезда с планетной системой, причем светимость звез­ды должна оставаться приб­лизительно на одном уровне. Продолжительность жизни звез­ды, точнее время нахождения на главной последовательности (ts), зависит прежде всего от ее массы. Чем больше масса звезды, тем меньше величина ts (рис. 3.7). Чем больше масса, тем больше светимость и тем быстрее израсходуются запасы термоядерного топлива — водорода и гелия. Как видим, развитые формы жизни могут возникнуть только на планетах, вращающихся вокруг небольших звезд с массой не больше 1,5.M.

С другой стороны, температурные условия на планете накладывают свои ограничения на массу звезды. Это легко понять на примере Солнечной системы. На дневной стороне Меркурия температура достигает 450 0С. На Марсе положительных температур почти не наблюдается. А еще дальше от Солнца, на Юпитере температура не превышает минус 120 0С. Вокруг Солнца имеется узкая благоприятная, с точки зрения температурных условий, зона. Для звезд малой массы эта область оказывается очень узкой и располагается очень близко к светилу. Если бы масса Солнца была в два раза меньше, то даже на Меркурии было бы холодно для жизни.

Другой комплекс ограничений связан с характеристиками планеты. Земля не слу­чайно стала колыбелью жизни. Она по ряду своих свойств вы­деляется в Солнечной системе среди 13 небесных тел с раз­мерами, превышаю­щими размеры Луны. Маломассивная планета (например, Меркурий или Луна) не может удержать атмосферу, а следовательно гидросферу, которые являются важнейшим фактором для возникновения и последующей эволюции жизни. Очень массивные планеты (по сравнению с Землей) сохраняют первичную атмосферу с неблагоприятным химическим составом и в целом они содержат очень мало тяжелых элементов. Это характерно для всех планет-гигантов: Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна.

Доля солнечной энергии, которую перехватывает планета, сильно зависит от расстояния до Солнца. Например, Марс находится всего в 1,5 раза дальше и единица его поверхности получает в 2,3 раза меньше энергии. Активные попытки обнаружить жизнь на Марсе и Венере, ближайших и наиболее похожих на Землю планетах, не привели к положительному результату. Главной задачей двух автоматических межпланетных станций “Викинг-I” и “Викинг-II” в 1976 г. было ответить на вопрос о наличии жизни на Марсе. Не было обнаружено никаких следов сложных органических веществ. Этот вывод был подтвержден в июле 1997 г. работой марсохода “Pathfinder”. Ничего удивительного в этом нет. Отсутствие свободной воды, низкие температуры, практически закончившаяся примерно миллиард лет назад геологическая активность, очень разреженная атмосфера (всего 50 мм рт. ст.), как следствие, высокий уровень жесткого УФ — все эти факторы являются крайне неблагоприятными для развития жизни.

Имеются и другие отличительные особенности Земли. Своим вращением относительно оси наша планета принципиально отличается от вращения Меркурия и Венеры. Меркурианские и венерианские сутки сравнимы со временем их обращения вокруг Солнца. Земля обладает более сильным магнитным полем по сравнению с другими планетами земной группы. Эти факторы не являются определяющими для жизни, но влияют на темп эволюции.

Оказывается, что местоположение нашего Солнца (вместе с пла­нетами) в Галактике является, в известном смысле, выделенным. По-видимому, оно находится между спиральными галактическими рукавами на расстоянии приблизительно 8 кпк от галактического центра — на так называемом радиусе коротации, где скорость вращения звезд (в том числе Солнца) совпадает со скоростью вращения спиралей, в которых происходит бурное звездообразование, взрывы сверхновых и другие космические катаклизмы. Положение Солнца обеспечивает ему более спокойное существование в течение миллиардов лет, что является важным условием для эволюции жизни на Земле. Взрыв сверхновой звезды, вблизи от Солнца, может кардинально воздействовать на Землю, в частности, приведет к катастрофическому увеличению уровня излучения и космических лучей. В то же время, при своем обращении вокруг галактического центра с периодом 200 млн лет, Солнечная система неоднократно испытывала воздействие галактической природы, связанное с жестким электромагнитным излучением и потоками быстрых элементарных частиц.

Формирование планетной системы и химический состав. Планеты возникли почти одновременно 4,6 млрд лет назад из газово-пылевой туманности, которая представляла из себя вращающийся диск, в центре располагалось молодое Солнце. Оно чуть старше Земли, примерно на 0,5 млрд лет. Возраст большинства метеоритов, по данным методов ядерной геохронологии, составляет 4,5 – 4,7 млрд лет, близкий возраст (3,5 – 4,5 млрд лет) имеют самые древние горные породы на Луне. Самые древние горные породы на Земле, в Гренландии и Канаде оцениваются в 3,9 – 4 млрд лет, когда они сформировались, то первые горные породы уже разрушились и, по-видимому, не дожили до нашего времени (или еще не обнаружены).

Сам процесс образования планет приводит к важной особенности химического состава небесных тел. Ближайшие планеты к звезде (а только на них, поближе к источнику энергии, может возникнуть жизнь) состоят в основном из тяжелых элементов. Средняя плотность Меркурия — 5,44 г/см3, Венеры — 5,24 г/см3, Земли — 5,52 г/см3, Марса — 3,94 г/см3. Дальние планеты состоят, прежде всего, из водорода и гелия. Средняя плотность планет-гигантов близка к 1 г/см3 (Юпитер — 1,33; Сатурн — 0,70; Уран — 1,3; Нептун — 1,67 г/см3). Причина этого принципиального отличия связана с особенностью формирования Солнечной системы, которая по современным представлениям возникла в три этапа. На первом сформировалось Солнце. Затем возникли 4 планеты земной группы, в процессе их образования давление солнечного излучения вымело из центральной области легкие элементы, поэтому планеты вблизи Солнца содержат мало водорода и гелия. С удалением от звезды роль светового давления уменьшается, поэтому сформировавшиеся несколько позднее дальние планеты состоят, в первую очередь, из легких элементов (водорода и гелия).

Таким образом, химический состав Земли, который во многом обусловливает жизнь, определяется особенностями возникновения планетной системы и химическим составом протопланетного облака. Вещество, из которого возникла Земля, должно было пройти долгую химическую эволюцию. Атомы на современной Земле когда-то составляли другие первичные звезды, в которых через нуклеосинтез и возникли тяжелые химические элементы. Затем, посредством взрыва сверхновой или потери вещества при прохождении стадии красного гиганта, тяжелые ядра вновь оказались в межзвездном пространстве. Следующей стадией являлось образование достаточно плотных газовых облаков и, наконец, 5 млрд лет назад, т.е. примерно через 10 млрд лет с момента рождения Вселенной, началось формирование Солнечной системы. Как видим, жизнь может возникнуть только на определенной, достаточно поздней стадии эволюции Вселенной.

Жизнь и звездный нуклеосинтез. Четыре химических элемента (H, C, N, O) входят во все фундаментальные биоорганические структуры, они являются структурообразующими атомами. Помимо них, в небольшом количестве жизненно необходимыми оказываются еще примерно 30 химических элементов, т.е. существенная часть таблицы Менделеева. В связи с этим, особое значение приобретают вопросы эволюции и распространенности химических элементов.

Возраст нашей Вселенной составляет приблизительно 15 млрд лет и только 5 млрд лет назад родилось наше Солнце, практически одновременно с образованием Солнечной системы. Можно считать, что Земля возникла 4,6 млрд лет назад. До образования галактик и звезд существовали только два химических элемента  водород H и гелий He, а также их изотопы. Возникновение первых звезд привело к появлению более тяжелых атомов. Более тяжелые ядра атомов образуются в недрах звезд, в результате термоядерного синтеза из более легких. Таким образом, все химические элементы, тяжелее гелия, а это практически все вещество на Земле (включая живое), являлись когда-то частью звезд. Затем, на заключительных стадиях звездной эволюции это вещество было выброшено в окружающее пространство. Только после этого образовались Солнце и наша планетная система. Жизнь может возникнуть только около звезды, как минимум второго поколения.

Антропные космологические принципы. С 40-х годов стало фор­мироваться представление, что появление жизни (и, в частности, разума) во многом определяется фундаментальными свойствами Вселенной. Очевидно, что для возникновения жизни и ее дальнейшей эволюции необходимо существование атомов, молекул, планет, звезд, галактик. Между фундаментальными физическими постоянными4 и фундаментальными свойствами Вселенной существует связь. Анализ свидетельствует о неустойчивости структуры Вселенной относительно численных значений фундаментальных постоянных в следующем смысле: сравнительно небольшое изменение фундаментальных постоянных приводит к качественному изменению свойств Вселенной. В результате этих изменений оказывается невозможным существование важнейших структурных элементов Вселенной, таких как ядра, атомы, молекулы, звезды, галактики (см. § 3.8). Без любого из них возникновение жизни вряд ли возможно.

Итак, антропные аргументы показывают, что наша Вселенная оказывается удивительно приспособлена для появления, на определенном этапе своей эволюции, жизни.

Приведенные выше примеры и многие другие факты, о которых пойдет речь ниже, делают уместными слова Дж. Лесли: “Жизнь балансирует на лезвии ножа”.

Вселенная, в которой мы живем, имеет богатейший спектр свойств и сложную историю. Возникает вопрос: является ли Вселенная только чем-то внешним по отношению к нам — разумным существам, населяющим небольшую и в некотором роде рядовую планету? Другими словами, могла ли Вселенная быть совершенно другой, с другими законами? Сама постановка такого вопроса и первые попытки ответа с естественнонаучных позиций относятся к концу 60-х — началу 70-х годов, когда началась систематизация антропных аргументов и были даны первые формулировки антропного принципа. Точка зрения, согласно которой мы наблюдаем Вселенную именно такой, какая она есть, просто потому, что мы существуем, и в другой вселенной существовать не могли бы, получила название: “антропный принцип”.

В 1973 году Б. Картер сформулировал тезис, известный как “ант­ропный космологический принцип” (АКП). На вопрос, почему природа устроена именно так, а не иначе, АКП отвечает, потому что в другой Вселенной наше существование было бы невозможным по ряду убедительных физических причин.

Сама постановка вопроса о происхождении действующих во Вселенной законов выходит за рамки общепринятых научных процедур. Если перейти от понятия закона к количественным факторам, определяющим конкретный вид закона, — к фундаментальным физическим постоянным, тогда необходимо изменить вопрос: “Каково происхождение численных значений этих параметров?” Предложенный, так называемый сильный АКП: “Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать наблюдатель”, указывает на нетипичность нашей Вселенной, в которой предпосылки появления жизни и разума оказываются обеспеченными уже на уровне фундаментальных законов природы на стадии первичной сингулярности (см. § 3.8).

Возможным выходом из сформулированной проблемы является предположение о множестве (ансамбле) вселенных, в которых реализуются всевозможные комбинации фундаментальных параметров. Поскольку существование “наблю­дателей” допускается лишь для наборов физических постоянных, лежащих в узких пределах, подавляющее большинство вселенных непознаваемо, ввиду принципиального отсутствия в них субъектов познания. Одна (или несколько) из вселенных оказалась случайно наделенной всеми условиями, необходимыми для формирования сложных структур, жизни и разума. Следует подчеркнуть, что такого рода попытки построения физических моделей в принципе невозможно проверить.

Определенные успехи получены в рамках теории “раздувающейся (инфляционной) Вселенной” (1983 г.), в которой имеется в ранней физической истории Вселенной этап быстрого экспоненциального “раздувания” метрики, в результате широкий спектр возможных начальных условий приводит в конечном итоге к современной космологической ситуации. Современная наука далека еще до окончательных ответов на сформулированные выше вопросы. Однако развитие антропного принципа привело к узакониванию вопроса: “Почему мир устроен так, а не иначе?” Ранее довольствовались вопросом: “Как устроен мир?”

“Мы живем, точно в сне неразгаданном

на одной из удобных планет...”

И. Северянин

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]