Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ryzhov_vse.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
132.61 Кб
Скачать

30 Развитие психологии в России в 19 веке и первой трети 20 века. И.М. Сеченов, в.М. Бехтерев, и.П. Павлов.

Однако в дальнейшем развитии российской психологической науки значительно большая роль принадлежала не религиозно-мистическим воззрениям христианских мыслителей, а вполне материалистической концепции выдающегося русского физиолога и психолога Ивана Михайловича Сеченова. В основе научной позиции И.М. Сеченова лежало учение о рефлекторной дуге, как основном механизме работы центральной нервной системы. Между тем, зарождение прообраза системного направления в экспериментальной психологии произошло задолго до появления современной синергетики и системологии, и было связано с деятельностью выдающегося российского психоневролога В.М. Бехтерева и его учеников. Именно Бехтерев в 1910-1920-е годы, приступил к созданию особой научной теории, названной им рефлексологией, которая была призвана объяснить общий механизм, лежащий в основе рефлекторной деятельности самого различного уровня, от простейших двигательных рефлексов, до сложнейших форм социального поведения, рассматриваемых Бехтеревым в качестве коллективных рефлексов. (Небезинтересно, что в эти же годы и в том же городе - Петербурге А.А. Богданов создает свою всеобщую организационную науку - тектологию).

К моменту создания рефлексологии В.М. Бехтерев был уже признанным специалистом в области физиологии, психиатрии и психологии. Он сконструировал целую серию лабораторных приборов (пневмограф, рефлексограф, рефлексометр и др.), предложил успокаивающую микстуру, названную его именем, провел и описал множество уникальных психофизиологических экспериментов. Его книга «Объективная психология» была переведена на все основные европейские языки, принеся ее автору славу одного из ведущих психоневрологов мира. Однако, если в более ранний период, Бехтерев основное внимание уделял объединению психологии с различными медицинскими дисциплинами, имея ввидуформирование обобщенной науки о человеческой психике в норме и патологии, то в рефлексологии он предпринял попытку объединить психологию и медицину с физикой. Или, более точно, установить всеобщие законы природы, проявляющие себя как в мире физических, так и психических и социальных явлений.

Бехтерев полагал, что наиболее близко к раскрытию этих общеприродных закономерностей подошла физика. Поэтому раскрытые физикой законы тяготения, инерции и т.п. должны быть использованы как теоретической, так и практической психологией. Наибольший интерес у В.М. Бехтерева в послереволюционные годы вызывало проявление коллективных рефлексов, в том числе феноменов группового внушения и поведения человека в составе сплоченной группы, по-видимому, не без влияния наблюдаемых им сцен стихийных митингов и народного восстания. Им были впервые описаны явления группового давления и подчинения личности стереотипам группового поведения как результаты энергетического взаимодействия личности и окружающей среды. При этом Бехтерев считал, что более сильный энергетический потенциал большой группы всегда подавляет энергетический потенциал личности.

Роль В.М. Бехтерева в российской психологии оказалась достаточно сложной. С одной стороны, сама яркая личностью ученого, присущий ему редкий дар внушения и блестящая литературная форма его книг поставили Бехтерева в число наиболее выдающихся психофизиологов 20 века не только в глазах современников, но и последующих поколений. Особую известность получили его работы по теории гипноза и экспериментальные исследования с применением различных техник внушения по отношению человеку и животным. Некоторые из этих работ даже послужили фабулой для фантастического романа А. Беляева «Властелин мира».

В то же время, теоретическая рефлексология вскоре после смерти еепочерпнутых из области физических наук. Эта точка зрения, в целом, создателя подверглась резкой критике за механистичность и, как тогда казалось, за неуместное использование в психологии и физиологии аналогий сохранилась в российской истории психологии до настоящего времени. Между тем, в отличие от многих психологов начала 20 века, пытавшихся найти объяснение тем или иным конкретным психическим явлениям с помощью физических комплексной науки о человеке и социуме. В этом смысле сегодня Бехтерев аналогий, идея В.М. Бехтерева была значительно масштабнее. Его целью было создание может быть назван предтечей будущего системного направления в психологии. Своим идейным вдохновителем Уотсон называл И.П. Павлова, давшего ясное описание условно рефлекторной деятельности как высшей в эволюционном отношении формы приспособления организма к среде. При этом особую роль играло то обстоятельство, что Павлов развивал свое учение о высшей нервной деятельности с позиций «чистого» физиолога, основываясь на данных своих классических экспериментов и даже штрафовал своих сотрудников за употребление психологических терминов типа «сознание».

Будучи всемирно признанным физиологом-экспериментатором, Павлов внес значительный вклад в психологию благодаря развитому им учению о высшей нервной деятельности (хотя к современной ему психологии он относился весьма скептически). Он изучал нервные механизмы временных связей, образующихся между внешними или внутренними раздражениями и рефлекторными реакциями организма; закономерности развития и угасания условнорефлекторной деятельности; исследовал разные типы и виды процессов торможения в коре головного мозга; открыл законы иррадиации и концентрации процессов возбуждения и торможения высшей нервной системы.

Общее признание принесло И.П.Павлову убедительное объяснение четырех темпераментов, известных античной психологии, построенное на представлении о силе, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения коры мозга.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]