Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОККУПАЦИОННЫЙ АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ.docx
Скачиваний:
32
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
33.65 Кб
Скачать
  1. Германская пропаганда и агитация. Формы и методы. Коллаборационизм.

Еще одним важнейшим фактором, повлиявшим на европейские страны, и убедившим их в том, что на Гитлера можно делать ставку, стала пропаганда военной мощи страны. Как я уже говорил, Германии по итогам Версальского мирного договора запрещалось иметь большую армию. В 20-х ремилитаризация Германии шла посредством сотрудничества с Советским Союзом. При нацистах вся помощь СССР прекратилась, зато Гитлер получил молчаливое одобрение на ремилитаризацию от стран Запада. В 1935 году Германия объявляет о создании ВВС (люфтваффе) в составе вооруженных сил, а в 1936 году вводит войска в демилитаризованную Рейнскую область. В 1938 году Германия производит аншлюс Австрии, и тогда же предъявляет претензии Чехословакии.Франция и Британия проводят переговоры с Германией в Мюнхене и 30 сентября 1938 года выносят ультиматум Чехословакии, требуя передать Германии Судетский регион. Чехословакии не остается ничего, кроме как согласиться. На следующий день Польша требует у Чехословакии Тешинскую область и получает ее. 7 октября автономию получает Словакия, а на следующий день - Подкарпатская Русь. 3 ноября Венгрия получает часть Словакии и Подкарпатской Руси. Наконец, в марте 1939 года Германия оккупирует остатки Чехословакии. Таким образом, политика "умиротворения" Германии, которая на самом деле была политикой ремилитаризации Третьего Рейха, имевшей своей целью стравить Берлин и Москву, достигла своей цели.

Безусловно, подобное было бы невозможно, если бы Германия не доказала бы, что является сильным государством, способным противостоять СССР и обладающим серьезным военным потенциалом. Поэтому военная пропаганда стала одной из важнейших составляющих деятельности ведомства Геббельса.

Наиболее успешной оказалась пропаганда успехов германских ВВС. Тут, конечно, Геббельс во многом учился у СССР, который демонстрировал свои достижения в авиастроении всему миру. В частности, в 1934 году над Кремлем 1 мая пролетело во время парада 500 самолетов! Из них часть - четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3. Отмечу, что у всей Польши к началу войны общая численность самолетов будет составлять порядка 600. А тут 500 самолетов только для парада. ТБ-3 совершили затем и вояжи по главным европейским столицам, где зрители могли воочию убедиться в мощи советской военной индустрии и в том, что советская авиация идет в авангарде прогресса.

Германия охотно перенимала опыт у СССР. И, в отличие от Москвы, которая никогда не выкладывала всех козырей, немцы охотно показывали иностранным гостям производство самолетов, продавали самолеты, в том числе и передовые, демонстрировали летные бои. Все это делалось для создания впечатления об особой мощи нацистских ВВС. Германия приняла участие в гражданской войне в Испании. Там с октября 1936 года сражался воздушный легион "Кондор". Именно он совершил бомбардировку Герники 26 апреля. В ходе бомбардировки город был уничтожен, погибло от 1500 до 3000 человек, было снесено 70% знаний и сооружений. Мир был потрясен - Пабло Пикассо нарисовал пронзительную картину "Герника". Престиж люфтваффе вырос неимоверно, а ужас перед немецкими бомбардировщиками распространился по всему миру. И это при том, что численность самолетов ВВС Германии даже к началу войны была не очень высокой. В частности, общее число бомбардировщиков составляло 1500, еще около 1100 - истребителей и практически не было штурмовиков (которые как раз и наводят самый большой ужас на полях сражений).

Однако пропаганда силы и пропаганда ужаса сделали свое дело - Германия входила во Вторую мировую сильным милитаризованным государством с территорией больше, чем была у Второго Рейха, и с передовым вооружением, а также с прекрасным имиджем безжалостной и неостановимой военной машиной. Имиджем, который существенно отличался от реальности - в реальности немецкие войска имели очень серьезные недостатки, которые проявились вскоре после втягивания Третьего Рейха в затяжную войну.

Тем не менее, на первом этапе Второй Мировой войны, когда Германии сопутствовали успехи, для пропаганды польской операции, которая завершилась примерное за месяц, был снят пропагандистский фильм, демонстрирующий реальные кадры военных действий. Он был показан в Германии по всей стране. Только в Берлине он прошел в 53 кинотеатрах одновременно. Также фильм был ориентирован на население других стран.

Этот первый период войны в плане пропаганды был крайне примитивен и прост. Победоносная армия может распространять вместо пропаганды даже военные сводки. А нацистские войска одерживали победу за победой - после Польши пришло время Норвегии и Дании, затем настала очередь Нидерландов, Люксембурга, Бельгии и Франции. Потом пришел черед Греции и Югославии. По каждой из таких побед снимались пропагандистские картины.

В победах Гитлера существенную роль сыграла и пропаганда. В частности, именно пропагандистская работа Третьего Рейха и пятой колонны в Норвегии в лице Квислинга позволили минимизировать потери нацистов. В частности, в первый же день войны Квислинг объявил о военном перевороте и потребовал сложить оружие и подчиниться нацистам. И, хотя население частично не подчинилось Квислингу, а само правительство Квислинга после переворота просидело у власти только 5 дней, а после передало власть оккупационным властям, которые и правили Норвегией вплоть до 1942 года, участие Квислинга в войне сильно облегчило немцам боевые действия.

И при подготовке операции против Франции серьезное внимание было уделено пропаганде. В частности, было организовано радиовещание на территории Франции. Немцы пытались посеять разногласия между Британией и Францией, упирая на то, что воюют преимущественно французы, тогда как британцы послали на фронт только 6 дивизий. Разбрасывались листовки с информацией о том, как в городе Лилль британские военные изнасиловали несколько местных француженок. Передачи радио обвиняли власти Франции в коррупции. Заметим, что все это была легко проверяемая правда. Тем самым подогревался интерес к пропаганде противника, а также рождалось доверие к ней же.

На власти Франции действовала пропаганда ужаса - успехи германского оружия превозносились. Особенно успехи ВВС Третьего рейха. Одной из форм пропаганды страха на представителей элиты Франции было распространение убеждений, что вокруг все засажено немецкими агентами. Эта убежденность, соответствующая действительности в случае с Норвегией, не имела ничего общего с Францией. Зато, как только началось наступление немецких войск, во французской власти вспыхнула паника. Поиски пятой колонны, аресты и даже расстрелы подозреваемых (а под подозрение попадали все, кто плохо говорил по-французски, походил на немца или был этническим немцем) внесли свою лепту в дезорганизацию управления и в итоге - в поражение Франции.

Несмотря на серьезные военные неудачи первого периода, Франция вполне могла, если не противостоять Германии, то нанести ей серьезный урон. Однако по-настоящему серьезного сопротивления немцам не было оказано. Более того, французское правительство бросило Париж из "гуманистических" соображений, дабы не подвергать город бомбардировке. И здесь пропаганда превосходства ВВС Германии сыграла свою роль. Важно, что в пропаганде на собственное население Геббельс характеризовал французов как талантливый, но вымирающий народ, который из-за своей политической системы и руководства попал в полосу невезения и все больше и больше становится "негроидным". Согласимся, что это кардинальное отличие от того, какую пропаганду Геббельс проводил по отношению к советскому народу!

Коллаборационизм во Второй мировой войне — военное, политическое и экономическое сотрудничество граждан государств Антигитлеровской коалиции или представителей основных этнических групп данных государств с нацистской Германией, Японией и Италией в ходе Второй мировой войны.

Первоначально означал сотрудничество граждан Франции (к которому призвал нацию глава режима Виши маршал Петен в 1940) с немецкими властями в период оккупации Франции в ходе Второй мировой войны[1]. Затем стал применяться и к другим европейским правительствам, действовавшим под германской оккупацией (правительство Квислинга в Норвегии, режимы вроде Локотской республики на оккупированной территории СССР и др.) либо военным организациям граждан оккупированных стран под контролем гитлеровского блока (Русская освободительная армия Власова, национальные дивизии СС почти во всей Европе и др.).

Вермахт и войска СС пополнили свыше 1,8 миллиона человек из числа граждан других государств и национальностей. Из них в годы войны было сформировано 59 дивизий, 23 бригады, несколько отдельных полков, легионов и батальонов.[источник не указан 1008 дней]

Коллаборационизм в СССР

Сотрудничество граждан СССР с оккупантами развивалось в различных формах: военной, политической, хозяйственной, административной. Причины, толкнувшие их на этот шаг, имели сложный и неоднозначный характер, были порождены разными обстоятельствами бытового, психологического и мировоззренческого порядка. Бесспорно, что среди этих людей имелась значительная прослойка антисоветски настроенных граждан, которые добросовестно и преданно служили оккупантам. Жесткий тоталитарный сталинский режим, коллективизация, сталинские репрессии, утрата национальной независимости прибалтийскими государствами привели к тому, что многие воспринимали немецких оккупантов как освободителей.[2].

В то же время, как свидетельствуют многочисленные источники, комплектование коллаборационистких формирований немцами часто производилось примерно по такой схеме. В лагерь военнопленных прибывали вербовщики из представителей немецкого командования, белоэмигрантов, власовских эмиссаров и приступали к выявлению лиц, по различным причинам согласившимся вступить на службу в германскую армию. Из них создавалось ядро будущего подразделения. По количеству добровольцев оно, как правило, значительно не дотягивало до установленной штатной численности. Недостающих новобранцев отбирали уже по принципу физической годности к несению строевой службы. Они оказывались перед ограниченным выбором: либо принудительная служба в германской армии, либо голодная смерть. От безысходности многие соглашались надеть немецкий мундир, надеясь при удачном случае с оружием в руках перейти на сторону партизан или Красной Армии.

Среди исследователей этой проблемы нет единого мнения относительно численности советских граждан, поступивших на службу врагу. По данным генерала армии М. А. Гареева, в различных охранных, карательных частях, в РОА и других националистических формированиях находилось около 200 тыс. человек, из них в боевых вооруженных формированиях более 100 тыс. По подсчетам Л. Репина, проведенным по документам военного архива в Потсдаме (Германия), служить в немецкую армию пошли не более 180 тыс. советских граждан, из них примерно половина — военнослужащие, а остальные — из числа гражданского населения.

По национальному составу и названию формирований численность добровольцев распределялась следующим образом: кавказские и «туркестанские» батальоны — 40 тыс. человек, дивизия СС «Галичина» — 10 тыс., соединения и части РОА — 28 тыс., казачьи части — 10 тыс., строительные и рабочие батальоны — 15 тыс., зенитные части ПВО — 5 тыс. человек. Всего — 108 тыс. человек.

В этих подсчетах отсутствуют сведения о «хиви» и вспомогательной полиции. Более полные данные приведены в сборнике «Великая Отечественная война. 1941—1945», где утверждается, что к началу 1943 г. в вермахте насчитывалось до 400 тыс. «хиви», в службах по поддержанию порядка — 60-70 тыс. советских граждан и до 80 тыс. — в «восточных батальонах» и «восточных легионах». Всего — 540—550 тыс. человек.

Следует отметить, что в 1943, после тяжёлых поражений на Восточном фронте, нацисты официально признали арийцами все славянские народы кроме поляков для того, чтобы их представители могли служить в Ваффен-СС.[3]

В июле 1943 года состоялся первый процесс над советскими коллаборационистами, прошедший в Краснодаре.