Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Для страницы.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
166.91 Кб
Скачать

13 Августа Михаилу Плоткину и еще нескольким уцелевшим командирам было присвоено звание Героев. А еще через восемь месяцев, 7 марта 1942-го, отважный Герой погиб при налете на Кенигсбергский порт.

 

Одним из первых Героев Великой Отечественной войны стал Борис Хигрин. В бой он вступил 22 июня на реке Друть.

Его дивизион стал на пути танковой колонны. Более тридцати бомбардировщиков обрушились на артиллеристов, а вражеские танки все шли и шли. От дивизиона осталось всего пять орудий. Капитан Хигрин сам стал на место наводчика. Танк со свастикой был уже в десяти метрах. Хигрин поразил его в упор, но сам упал, сраженный насмерть. В том бою он лично подбил шесть танков. Указ о присвоении ему звания Героя посмертно вышел 31 августа. Сам «всесоюзный староста» М.И. Калинин прислал письмо вдове капитана в уральский городок, куда она эвакуировалась с детьми. И были в нем такие строки: «Подвиг его никогда не забудется нашим народом».

 

Уничтожить большее количество танков в одном бою — семь — удалось всего двум бойцам за всю войну — рядовому Дыскину под Москвой и сержанту Орлову под Сталинградом. Дыскину, если так можно сказать, повезло: за его поединком наблюдал сам Жуков. Это произошло 17 ноября у Рузы.

 

18-летний Ефим прибыл на батарею за две недели до этого. Его назначили заряжающим, всего дважды удалось ему выстрелить из орудия, хотя все время тренировался в наводке. Как это пригодилось ему теперь! Утро началось с мощной бомбежки немецких самолетов. Потом — такая же мощная артподготовка. После этого пошли танки. В батарее осталось одно их орудие: накануне командир — уже немолодой опытный сержант Николай Плохих заставил хорошо окопать его, да и окоп соорудили поглубже. Два танка удалось подбить расчету, но затем одного за другим сразило Плохих, наводчика Гуськова и подносчика снарядов Гнедового. Дыскин остался один. А на орудие, ведя непрерывный огонь с ходу, надвигалось еще не менее двадцати танков. Ефиму удалось подбить — уже одному — два танка: сам заряжал, сам наводил, сам же и стрелял. И тут удар в плечо — первое ранение. Но — продолжал заряжать и стрелять. Еще два танка загорелись. Тут его ранило в спину. Но силы еще оставались — молодой, к тому же спортсмен-лыжник. Ефим, что называется, вошел в азарт боя: подбил еще два танка и почувствовал, что снова ранен в спину. На мгновение потерял сознание. Открыл глаза — надвигается прямо на него зеленая громадина, навела свою пушку прямо на орудие. Но орудие было уже заряжено, и Ефим успел выстрелить первым. Танк заполыхал, но тоже успел выстрелить — снаряд разорвался почти у ног Дыскина.

 

Когда уже в 1961 году Жукова спросили, чей подвиг за всю войну ему особенно запомнился, маршал ответил: «Всем известны имена панфиловцев, Зои Космодемьянской и других бесстрашных воинов, ставших легендарными, гордостью нашего народа. В один ряд с ними я бы поставил подвиг рядового наводчика орудия 694 артиллерийского противотанкового полка Ефима Дыскина».

 

И он рассказал все перипетии боя, который видел своими глазами с наблюдательного пункта. Там же он дал указание узнать фамилию наводчика и представить к званию Героя.

Полумертвого, Ефима подобрали санитары и только в середине апреля 42-го начальник свердловского госпиталя, где он лежал, пришел к нему в палату с газетой и поздравил с присвоением звания Героя. Указ был датирован 12 апреля, но против фамилии Дыскина стояло слово «посмертно». Пришлось потом вносить в Указ исправление, и Калинин прислал письмо, где выражал радость по поводу того, что Ефим остался жив, и извинялся за ошибку, как он оправдывался, «в полку».

И еще один еврей-Герой вернулся с того света — сын полтавского раввина, командир батареи 45-миллиметровых пушек гвардии старший лейтенант Григорий (Цви-Гирш) Мац. Он тоже отличился при отражении танковой атаки — 1 декабря 1943-го недалеко от Черкасс. Его батарея подбила 14 танков. Звание Героя было присвоено ему посмертно 17 мая 1944 года. Но он даже не подозревал об этом, ибо находился в немецком концлагере. Тяжело раненного, в бессознательном состоянии подобрали его немецкие санитары, но и лагерь ему — еврею и офицеру — удалось пережить. Он выдал себя за татарина Алиева.

Освободили его в лагере смерти Майданеке. После войны он окончил юридический и работал адвокатом в Харькове, где и умер в 1977-м.

 

Судьба каждого из 150 Героев — это тема для отдельного очерка, рассказа, повести, даже романа. Тот же Дыскин стал известным хирургом-ортопедом, генералом медицинской службы. А полный кавалер ордена Славы гвардии старшина Владимир Пеллер после войны вернулся в родной Биробиджан к довоенной профессии механизатора, но колхозники избрали его председателем, и 33 года, до самой смерти в 1978-м, возглавлял он колхоз, ставший передовым, за что удостоился звания Героя Социалистического Труда.