Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
spisok_voprosovпо мировой экономике .doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
436.74 Кб
Скачать
  1. Интеграционные объединения стран с переходной экономикой

Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны.

После распада Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в 1990 году страны Восточной Европы создали интеграционное объединение под названием «Вышеградская тройка», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада последней оно было преобразовано в «Вышеградскую четверку». С 1 марта 1993 года в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), цель которого — стимулировать развитие торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2001 году зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС.

Кроме этого все страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения), а также страны Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) в период с 1991 по 1995 годы подписали соглашение об ассоциации с ЕС, что по сути означает реализацию условий первого этапа их интеграции с ЕС - преференциального торгового соглашения.

На смену СССР в декабре 1991 года пришло Содружество Независимых Государств (СНГ), куда вошли Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Из стран бывшего СССР в СНГ не вошли: Латвия, Литва, Эстония. В январе 1993 года был принят устав СНГ.

Само Соглашение о создании СНГ имело двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой - предусматривало организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.

Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов и конечной продукции из других республик и будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.

Назовем факторы, предопределяющие единение постсоветских государств:

взаимозависимость хозяйственных комплексов бывших союзных республик как результат сложившегося разделения труда и региональной специализации, сформировавшихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР;

технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на альтернативные внешние рынки;

единство применяемых технических стандартов;

единство сетей коммуникации;

факт сопредельности государств и возможности использования единых транспортной инфраструктуры и энергетической системы;

общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с рядом международных экономических организаций.

Одновременно можно выделить следующие 4 группы факторов дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.

Первая группа текущих конъюнктурных факторов, которая включает в себя такие неблагоприятные для межстрановых экономических связей государств ближнего зарубежья явления, как:

повсеместный спад производства;

приоритетное внимание в каждом из государств к удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта;

вынужденные административные меры по защите собственного рынка.

Вторая группа системных факторов отражает существенные свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса.

Например, несбалансированность торгового обмена в виде устойчивого пассива большинства республик в отношениях с Россией.

Третья группа структурных факторов, затруднявших интеграцию на начальном этапе взаимодействия стран СНГ, включала в себя:

несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;

низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;

отсутствие у России не только передовых, но и средних по классу технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;

все более ощутимая потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, в изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

Четвертая группа институциональных факторов, определяющих методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и его основных черт, отражает:

различия реформационной социально-экономической политики государств, образовавшихся на постсоветском пространстве;

различия национальных хозяйственных механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, либерализации ВЭД, ее таможенного регулирования, степени прямого государственного управления экономикой.

Все это порождает трудности в хозяйственном сплочении Содружества.

О преобладающих тенденциях в развитии СНГ говорят следующие факторы: удельный вес взаимного товарооборота стран-членов СНГ в общем объеме их внешней торговли снизился в 2,6 раза - с 78,6 % в 1991 году до 27,6 % в 1998 году. Доля стран Содружества во внешнеторговом обороте России уменьшилась с 60% в 1992 году до 22% в 1998 году. В товарной структуре экспорта во взаимной торговле преобладают сырьевые отвары и продукция с низкой степенью переработки.

В сфере импорта большинство стран Содружества также переориентировались на страны дальнего зарубежья. В России доля стран СНГ в совокупности объема импорта практически осталась на прежнем уровне — 27 % в 1994 и 1999 годах. При этом 85 % российской торговли в рамках Содружества приходится на Белоруссию, Украину и Казахстан.

Вместе с тем ряд стран-членов СНГ предпринимает реальные шаги по укреплению взаимного сотрудничества: в 1995 году подписано Соглашение о Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией (в 1996 году к ним присоединилась Киргизия), в октябре 2000 года учрежден Евразийский экономический союз с теми же участниками, 8 декабря 1999 года — договор о создании союзного государства между Россией и Белоруссией.

Особое место в интеграционных процессах на постсоветском пространстве занимает российско-белорусский союз. Подписание в апреле 1997 года Договора о Союзе Белоруссии и России стало началом нового этапа в развитии внешнеэкономических связей двух стран. Будучи логическим продолжением и развитием предыдущих двусторонних интеграционных документов, прежде всего Соглашения о таможенном союзе между Российской Федерацией и Белоруссией и Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России (2 апреля 1996 года), этот договор выводит взаимоотношения на более высокий уровень интеграции и имеет для обеих стран важное значение.

Для Белоруссии интеграция с РФ создает перспективу значительного расширения рынка сбыта товаров, которые благодаря своей относительной дешевизне и вполне приемлемому качеству нередко имеют конкурентные преимущества перед российскими товарами на внутреннем рынке РФ, а также облегчает доступ к российским энергоносителям, за счет которых удовлетворяется подавляющая часть потребностей республики в газе и нефтепродуктах. Ежегодно в Белоруссию поставляется до 10 млн т нефти и нефтепродуктов и 14 млрд куб. м газа. Белоруссия от этой интеграции также хочет получить приток российских инвестиций в свою экономику и ускорить решение своих хозяйственных проблем.

Для России интеграция с Белоруссией принесет следующие выгоды:

полное снятие ограничений во взаимной торговле, которое обеспечит свободный доступ товаров на белорусский рынок, тем самым улучшив финансово - экономическое положение сотен предприятий РФ;

обеспечение устойчивого сбыта в Белоруссию продукции российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и формирование в этой отрасли крупных совместных ТНК;

сокращение затрат (при наличии кооперации с белорусскими предприятиями) на организацию производства в оборонной промышленности (доля поставок высококачественной продукции в оборонном заказе РФ из Белоруссии составляет 15%);

проникновение российского капитала в Белоруссию путем создания ФПГ с участием обеих сторон;

укрепление экономической безопасности России (установление эффективного контроля на внешних границах Белоруссии должно поставить барьер на пути бесконтрольного вывоза и ввоза товаров в РФ через открытую российско-белорусскую границу);

удобное географическое положение Белоруссии, через территорию которой идут основные сухопутные транзитные пути, связывающие Россию со странами Центральной и Западной Европы, два из пяти основных нефтепроводов из России на Запад, где тариф на транспортировку нефти на 20% ниже, чем по территории Украины.

В целом, по оценкам экспертов, дееспособный российско-белорусский союз позволит Российской Федерации добиться 25% прироста в экономике за счет использования потенциала Белоруссии, а для Белоруссии ожидаемый прирост может составить более 40%.

Союз с Белоруссией имеет для РФ не только экономическое, но и геополитическое и военно-стратегическое значение. В условиях фактического отсутствия границы между РФ и Белоруссией западная граница последней по существу является внешней границей России. Ее содержание (300 млн долл. в год) полностью обеспечивает Белоруссия, «разгружая» таким образом российский военный бюджет. Белоруссия — единственная постсоветская республика, на территории которой Россия не только сохранила стратегические объекты, обеспечивающие глобальную безопасность страны, но и продолжает их дополнительное развертывание.

В то же время нельзя не отметить, что в развитии российско-белорусской интеграции имеется ряд серьезных трудностей и нерешенных проблем, приводящих к потерям для России:

полная отмена пошлин, налогов и сборов в торговле с Белоруссией перекрывает один из важных источников пополнения бюджета РФ;

убытки от взаимопоставок всех товаров, включая энергоносители, по внутренним ценам страны-производителя;

возможны потери в результате незаконного ввоза и вывоза алкоголя, табака и других подакцизных товаров вследствие несогласованной нормативной базы и отсутствия эффективного контроля на внешних границах;

задолженность Белоруссии перед Россией за поставки энергоносителей, что неоднократно вынуждало Россию сокращать их поставку.

В целом, указанные проблемы не являются непреодолимым препятствием на пути российско-белорусской интеграции и многое делается для их преодоления.

Процесс субрегиональной интеграции оказывает на СНГ в целом противоречивое воздействие. С одной стороны, формирование группировок, ориентированных на углубление экономического взаимодействия и развертывание интеграционных процессов между странами, наиболее подготовленными к этому, способно принести этим странам (и в ряде случаев уже приносит) весомые экономические выгоды.

По данным исследования, проведенного Центром изучения конъюнктуры цен и рынка, восстановление единого экономического пространства позволило бы странам СНГ, без дополнительных инвестиций увеличить производство продукции базовых отраслей более, чем в 1,5 раза, дало бы возможность снизить суммарные затраты Содружества на производство электроэнергии на 20%, в металлургии - на 15%, в машиностроении -почти на 25%. За счет улучшения координации внешнеэкономической деятельности стран СНГ появляется возможность улучшить суммарный торговый баланс Содружества на 15—20 млрд долл.

С другой стороны, «дробление» экономического пространства СНГ ставит под вопрос перспективы его развития, как целостной организации, учитывая, что Центрально-азиатский союз и особенно не оформленное еще окончательно объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии (ГУУАМ) усиливают центробежные тенденции в Содружестве, так как цель создания ГУУАМа - обеспечить совместные, идущие в обход России, транспортные коридоры и коммуникационные системы между Азией и Европой. . Тем не менее, анализ динамики внешнеэкономических связей стран-членов СНГ в 1999 и 2000 годы позволяет предположить, что период депрессии во взаимоотношениях остался позади и меры межгосударственного взаимодействия, в виде зоны свободной торговли, дают первые обнадеживающие результаты. В 2000 г. взаимный внешнеторговый оборот стран СНГ имел устойчивую тенденцию к росту, превысив показатели 1999 г. на 43,6%. Прирост внешнеторгового оборота России со странами СНГ в том же году составил 33%, превысив темпы прироста ее внешнеторгового оборота с дальним зарубежьем (32,2%).

Государства Содружества до сих пор сохраняют значительный промышленный потенциал. В связи с этим вполне закономерен интерес к развитию на экономическом пространстве СНГ такой формы инвестиционного сотрудничества, как лизинг. Национальные лизинговые ассоциации Белоруссии, России, Украины совместно с Исполкомом создали Лизинговую конфедерацию Содружества «СНГ - лизинг», которая занимается привлечением средств в реальный сектор экономики -пока в авиацию, а в дальнейшем в транспорт и связь стран Содружества. Уже получены первые положительные результаты.

Еще одна перспективная форма инвестиционного сотрудничества - создание финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК). Только за последние пять лет было подписано 11 межправительственных соглашений по созданию ряда межгосударственных финансово-промышленных групп. Среди них «Интеррос», «Международные авиамоторы», «Ильюшин», «БелРусАвто», «Электронные технологии» и др.

Примером функционирования ТНК является образование при участии РАО «Газпром» международной компании «Итера», в которую входит более 120 предприятий России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии, а также Соединенных Штатов, Швейцарии и других государств. Эта компания наряду с экспортом газа на чала работу по его добыче на территории России и других территориях. Широкую сеть совместных предприятий и дочерних структур имеет компания «ЛУКойл» в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Литве, Украине, Ирландии, Израиле, Аргентине, Чехии и на Кипре.

В целом по Содружеству официально зарегистрированные межгосударственные и транснациональные ФПГ объединяют около 300 хозяйствующих субъектов различной формы собственности.

Приведенные примеры наглядно свидетельствуют также и о том, что расхождения в экономической базе, различные темпы реформирования экономики и формы собственности не являются непреодолимыми препятствиями.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]