Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11-15 билеты ответы.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
181.25 Кб
Скачать

«Рене» Шатобриана

«Рене», «Атала», «Гений христианства» (отрывки), «Замогильные записки» (отрывки).

Франсуа Рене де Шатобриан (1768- 1848) - младший сын из знатной, хотя и обедневшей бретонской дворянской семьи, был тесно связан с аристократической средой, считал своим долгом служить ее интересам. Вместе с тем он испытал влияние просветительской мысли и, прибыв в Париж с намерением сделать военную карьеру, довольно критически отнесся к коррупции двора и церкви, увлекся книгами Жан Жака Руссо, вознамерился написать произведение во славу патриархальной простоты и «естественного», не тронутого порочной цивилизацией человека. Революцию Шатобриан, однако, не принял. Сначала он покинул Францию, отправившись с географической экспедицией в Америку; после возвращения на родину в 1792 г. примкнул к контрреволюции, вступил в армию Конде, а затем эмигрировал в Англию, где провел около восьми лет. Вскоре Шатобриан начинает работать над самым известным своим философским сочинением - «Гений христианства» (закончен еще в эмиграции, но издан после возвращения во Францию в 1802 г.). В этом огромном трактате Шатобриан надеялся вернуть престиж католицизму, дискредитированному просветителями. В этой связи он уделяет большое внимание эстетической ценности христианской религии, обращающей взор художника к сложности внутреннего мира человека и подтверждающей всемогущество Бога величием своих обрядов, великолепием архитектуры, торжественностью картин природы. Мысли о причинах глубокой меланхолии, беспредельной горечи и скрытого беспокойства человека подкрепляются многочисленными примерами из литературы, что не мешает Шатобриану создать собственные иллюстрации к тезису о «смутности страстей» в жанре повести-исповеди («Рене» и «Атала»).

Все эти положения, изложенные логично, эмоционально и поэтично, позволяют говорить о романтическом мировосприятии автора. А между тем Шатобриан не считал себя новатором в области поэтики.

«Рене» (вместе с «Атала») был издан в 1805 г. и первоначально не произвел особого впечатления на современников. Зато вскоре его слава оттеснила все, что было написано Шатобрианом ранее, и затмила собой более поздние его творения. Переехав после революции 1830 г. в Англию, Шатобриан продолжал писать. Посмертно были изданы мемуары (журнальная публикация 1849-1850), где Шатобриан стремился запечатлеть свой сложный жизненный путь. В этой связи надо отметить совпадение биографических подробностей в мемуарах и в «Рене». И там и тут главный персонаж - младший сын в аристократической семье, рано осиротевший, а затем потерявший и любимую сестру. Отъезд из Франции, пребывание в Америке... Сходство жизненных фактов не определило, однако, тождества характеров и судеб. В облике Рене главное - «потерянность» в этом мире, чувство одиночества, вновь и вновь подтверждающееся открытие им бренности жизни, бессмысленности ее круговорота. Как и в «Атала», писатель обращается к традиционным формам повествования, с тем чтобы в корне трансформировать их. На этот раз судьба героя воспроизводится согласно распространенной в XVIII в. схеме: детство, юность, путешествия, соприкосновение с обществом сильных мира сего, личная драма. Это не означает, однако, тенденций к более глубокому освоению действительности. Эпизоды из жизни героя лишены динамичности, напоминают картины, сменяющие друг друга, чтобы подтвердить и углубить изначальное восприятие мира героем. Но выбор обстоятельств меняет масштабы трагизма судьбы героя. Рене, обычный человек, вершит суд над явлениями крупноплановыми, будь то творения античной древности, исторические события, встречи с людьми, мнящими себя «сливками общества», природа. Такого типа конфликт с окружающим миром поднимает меланхолию героя до уровня «мировой скорби». Самому писателю была близка и понятна подобная трансформация внутреннего мира героя повести, что очевидно из эпизода пребывания его на вершине сицилийского вулкана Этны: «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, достоин лишь вашего сожаления, о старцы; но что бы вы ни думали о Рене, эта картина дает вам изображение его характера и его жизни; точно так в течение всей моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе неощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть...»

Не только внутренний мир героя находится в смятении и в постоянном конфликте с внешними обстоятельствами, но и весь окружающий мир далек от гармонии и покоя. Динамика движения, скрытая в развернутой поэтической метафоре, относится также и к обществу, и к природе, и ко всей вселенной.

Звон колоколов, пострижение Амели, сам институт монастырей представлен автором как напоминание о возможности обрести желанную гармонию. Но ведь сам Рене не пытался ею воспользоваться! А сестра, . отказавшись от радостей жизни во имя верности «жениху небесному», вскоре умерла. Как и в «Атала», следование христианскому выбору оборачивается жертвой, гибелью... Таково коренное противоречие христианской проповеди Шатобриана, которой он оставался верен. О сложности своего мировоззрения он сказал в 1826 г., когда была издана часть его мемуаров: «Дворянин и писатель, я был роялистом по велению разума, бурбонистом по долгу чести и республиканцем по вкусам». В этом заявлении сказалась, конечно, характерная для Шатобриана склонность к эффектной фразе. И вместе с тем ее можно считать подтверждением того бесспорного факта, что автор «Рене» и «Атала» одним из первых раскрыл внутренний облик человека, пережившего исторические катаклизмы бурной эпохи конца XVIII - начала XIX в.

Билет №14

Творчество Гельдерлина

В творчестве немецкого поэта Гёльдерлина (1770— 1843) связь с идеями Французской революции прямая и наглядная. Он восторженно славил ее в своих гимнах, уверенный, что она несет свободу всему человечеству;

Торжествуйте, радостные музы!

Он искуплен, древний наш позор.

Час настал!

Лежат во прахе узы,

Вынесен гордыне приговор!

Подобно Шиллеру, Гельдерлин мечтал о свободном братстве людей, в котором не будет ничьего произвола, никаких законов, в чем бы то ни было ограничивающих человека, кроме законов природы, и никакой силы, повелевающей народами, кроме силы любви. Поэт верил, что дни счастливого братства уже наступают:

И союзом братьев миллионным

Вновь любви дано повелевать,

Чтоб сердцам, свободой окрыленным,

Вечно для отечества пылать.

Жизнь в величье царственном отбросит

Низменных стремлений суету.

Время братства людям в дар приносит

Совершенство, мир и красоту.

Перевод Л. Гинзбурга

В дни Французской революции поэт ждал, что и у его соотечественников «жаром пламени святого вспыхнет кровь» и что они тоже повергнут в прах «тиранов, правящих доселе». Когда же стало ясно, что эти надежды преждевременны и что пока набирает силу власть золота, Гельдерлин не разочаровался в своих идеалах, а продолжал верить в их осуществление в будущем. Сын пастора, он получил богословское образование, но отказался от церковной карьеры, вел скудную скитальческую жизнь домашнего учителя и писал лирико-философские, героические по духу произведения, стремясь приблизить обновление мира. Он рано окончил творческий путь: не в силах смириться с затхлой атмосферой тогдашней Германии, душевно заболел и уже не мог творить. И свободолюбивые идеалы, и горечь осознания их неосуществимости в современной ему Германии Гельдерлин выразил в романе «Гиперион» (о юноше-греке, участвующем в освободительной борьбе против турецкого ига) и в трагедии «Смерть Эмпедокла» (о греческом философе V в. до н. э., бросившемся в кратер Этны, чтобы слиться с природой).

Иенские романтики тоже приветствовали Французскую революцию, но только ее первые шаги, вскоре же их интересы ушли в сторону разработки эстетических принципов нового литературного движения. Под воздействием Фридриха Шеллинга, утверждавшего единство духа и природы, они провозгласили романтическую идею «творимой жизни», которая и есть сама поэзия, — идея, близкая и Гельдерлину. Они выступали против всякой четко очерченной формы, всякой определенности, в том числе и определенности в характеристике персонажа. Они увлекались теорией «прогрессивно-универсальной» поэзии (ее автором был Фридрих Шлегель) — «универсальной» потому,что она должна охватывать все вещи, явления, пространства, времена, «прогрессивной» же потому, что она должна быть свободной от правил и постоянно менять свой облик.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]