Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л.6 религия как фактор воспитания (1).docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.08.2019
Размер:
65.74 Кб
Скачать

Воспитание в чечне.

Несмотря на колоссальное разложение нравов в современном мире, всеобщий государственный либеральный агностицизм, пришедший на смену государственному атеизму, их народа всё это коснулись лишь в малой степени. И это достигается, прежде всего, благодаря воспитанию детей и молодёжи. По-прежнему большая часть чеченской молодежи воспитывается в строгости и чистоте. Чеченские девушки, как правило, недоступны, они редко или вообще никогда не смотрят телевизор, соблюдают предписания ислама. Их парни содержатся в строжайшей дисциплине, когда не то, что выпить спиртного, а даже выкурить сигарету в присутствии старшего члена семьи невозможно. Да и в отсутствии оных чеченцы мало подвержены этим порокам. При этом у них есть полное неприятие ценностей других народов, и хороших, и плохих. С детства чеченским мальчикам нередко показывают пьяных русских мужчин и внушают им, что если они станут употреблять спиртное, смотреть телешоу, то и они станут слабыми и изнеженными. Все это появилось у этого народа не вчера, и он успешно противостоял давлению внешнего мира даже в ссылке.

А.И. Солженицын, "Архипелаг ГУЛАГ":

«Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности – не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это – чечены…

…Никакие чечены нигде не пытались угодить или понравиться начальству – но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны. Презирая законы всеобуча и те школьные государственные науки, они не пускали в школу своих девочек, чтобы не испортить там, да и мальчиков не всех. Женщин своих они не посылали в колхоз. И сами на колхозных полях не горбили. Больше всего они старались устроиться шофёрами: ухаживать за мотором – не унизительно, в постоянном движении автомобиля они находили насыщение своей джигитской страсти, в шофёрских возможностях – своей страсти воровской. Впрочем, эту последнюю страсть они удовлетворяли и непосредственно. Они принесли в мирный честный дремавший Казахстан понятие: «украли», «обчистили»….

И вот диво – все их боялись. Никто не мог помешать им так жить. И власть, уже тридцать лет владевшая этой страной, не могла их заставить уважать свои законы.

Как же это получилось?»

И далее Солженицын рассказывает о случае кровной мести, при котором чеченцы – юридически почти бесправные ссыльные, заставили все местные органы власти считаться со своими обычаями. Он резюмировал свой рассказ так:

«Мы, европейцы, у себя в книгах и в школах читаем и произносим только высокомерные слова презрения к этому дикому закону, к этой бессмысленной жестокой резне. Но резня эта, кажется, не так бессмысленна: она не пресекает горских наций, а укрепляет их. Не так много жертв падает по закону кровной мести – но каким страхом веет на всё окружающее! Помня об этом законе, какой горец решится оскорбить другого просто так, как оскорбляем мы друг друга по пьянке, по распущенности, по капризу? И тем более? какой не чечен решится связаться с чеченом – сказать, что он – вор? или что он груб? или что он лезет без очереди? Ведь в ответ может быть не слово, не ругательство, а удар ножа в бок! И даже если ты схватишь нож (но его нет при тебе, цивилизованный), ты не ответишь ударом на удар: ведь падёт под ножом вся твоя семья! Чечены идут по казахской земле с нагловатыми глазами, расталкивая плечами – и «хозяева страны» и нехозяева, все расступаются почтительно. Кровная месть излучает поле страха – и тем укрепляет свою маленькую горскую нацию. «Бей своих, чтоб чужие боялись!» Предки горцев в древнем далеке не могли найти лучшего обруча».

Как мы видим, даже в этом случае, закрытость общины и её верность своим принципам может играть ей на пользу. Даже бессмысленный, на первый взгляд, и варварский обычай закрытая община может повернуть в свою пользу. И сейчас во множестве крупных московских компаний и банков бизнесом заправляют нигде не учившиеся джигиты, а вот выросшие в матрице масс-культуры рабочие и служащие коренной национальности, привыкшие с детства потакать своим страстям, хотя и намного более образованные, работают на них. Изолированность чеченцев от масс-культуры, их неприятие господствующего в обществе агностицизма, приверженность своей религии и обычаям только помогает им занять важные позиции в обществе. И нынешняя власть тоже считается с обычаями чеченцев. В отличие от русских, им позволено активно бороться против духовного растления.