Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
dokumeny_po_grazhdanskoy_voyne.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
191.49 Кб
Скачать

3 Этап Гражданской войны (весна-зима1919г.)

1. Из доклада Главного командования -Реввоенсовету Республики о положении на фронтах к 15 июня 1919 г.

3089/оп, Серпухов 24 июня 1919 г.

Общее положение на фронтах

Развитие крупных операций на всех фронтах, предусмат­ривавшееся еще в докладах 23/25 февраля № 849/оп, 17 апреля и 7 мая № 1000/оп, за последние два месяца достигли своего высшего напряжения, и в настоящее время по характе­ру развившихся военных событий можно предположить, что мы приблизились к решительному моменту за целость Респу­блики. За истекший промежуток времени из всех фронтов только фронт в отдельной армии оставался по-прежнему пас­сивным и не привлекал к себе внимания противника; на остальных же фронтах развитие операций достигло того пре­дела, когда потребовалось наиболее полное напряжение всех сил и ресурсов Республики как для отражения ударов на наи­более угрожаемых направлениях на Западном и Южном фронтах, так и для необходимого развития наших успехов и закрепления их на Восточном фронте и фронте 12-й армии — бывшем Украинском фронте.

Наиболее важные события за истекший период относятся как непосредственно к операциям на фронтах, так и той реор­ганизации, которая была вызвана жизнью.

Важнейшие операции, неудачные для нас, были на Запад­ном и Южном фронтах. На первом противник, прорвав наше расположение, отбросил нас от важного оборонительного ру­бежа по р.Нарове, Псковскому и Чудскому озерам и от псковских позиций. Мы потеряли такие важные центры поли­тической жизни образовывающихся самостоятельных респу­блик Латвии и Литвы, как Ригу и Вильно, вместе с Ригой мы потеряли свободный выход в Балтийское море, запертые в Финском заливе Финляндией. В связи с этими неудачами для Петрограда создалась прямая угроза, для парирования кото­рой теперь принимаются все возможные меры. Операции на этом фронте в настоящее время затихли, но не прекратились, и обе строны готовятся к новым операциям.

На Южном — противник, прорвав наш фронт на фронте 10-й армии и в стыке 13-й и 2-й Украинской армий, развил свое наступление в трех главных направлениях — на Харь­ков, Воронеж и Царицын. Все эти важные центры, а также и Екатеринослав находятся под угрозой. Важный в экономи­ческом отношении Донецкий бассейн временно утерян.

На бывшем Украинском и на Восточном фронтах, наобо­рот, мы имели успех. На Украинском фронте, ныне 12-й ар­мии, мы продвинулись в общем по линии Ровно — Дубно — Кременец — р.Днестр и в середине апреля заняли Крым.

На Восточном фронте начатое армиями Колчака наступле­ние в начале марта к середине апреля получило наибольшее развитие и поставило под прямую угрозу Казань, Симбирск, Самару, Саратов. Сосредоточив значительные силы на Во­сточном фронте, в середине апреля мы сами перешли в на­ступление, в результате которого армии Колчака в настоящее врем оттеснены к предгорьям Урала.

Таков краткий ход военных событий на фронтах.

Из мер военно-политического и организационного характе­ра, имевших целью объединение командования и уничтожение

самостийности и национальности некоторых армий, за этот период надо отметить:

  1. В связи с состоявшимся соглашением между Советской Россией и Советской Украиной, самостоятельный Украинский фронт упразднен. Вместе с этим из войск Украинского фрон­та были созданы 12-я и 14-я армии, из которых первая вошла в состав Западного фронта, причем границы этого фронта в общем протянулись от Балтики до Черного моря, а 14-я во­шла в состав Южного фронта.

На Западном фронте в целях установления единой орга­низации и устранения существовавшего сепаратизма упразд­нены как самостоятельные армии Эстонская, Латышская и Белорусско-Литовская с переименованием их в общеномер­ные.

На территории Украины учреждены военные округа: Киевский, Харьковский и Одесский, но с задачами обслужи­вания всей и единой российской армии.

11-я Отдельная армия, представлявшая собою прежний Каспийско-Кавказский фронт, вследствие того, что эта армия потеряла, в связи с общей обстановкой, активный характер, вследствие большой убыли, а также выделения части ее в Южный и Восточный фронты, была расформирована и остав­шиеся силы были переданы к 10-й армии.

Общая группировка и боевой состав вооруженных сил Республики

В настоящее время вооруженные силы Республики сгруппи­рованы в три фронта и одну отдельную армию:

    1. Западный фронт с 12-й армией — около 139 тыс. штыков и сабель, 2857 пулеметов и 797 орудий.

    2. Южный фронт — около 77 тыс. штыков и сабель, 1591 пу­лемет и 433 орудия.

    3. Восточный фронт — около 125 тыс. штыков и сабель, 2248 пулеметов и 445 орудий.

Всего на всех фронтах — около 356 тыс. штыков и сабель, 7054 пулемета и 1811 орудий.

Сравнительно с данными к 1 мая (мой доклад № 1000/оп) численность штыков и сабель, несмотря на ряд сверхплановых мобилизаций (коммунистов, рабочих профессиональных союзов и т.д.), увеличилась всего на 27 тыс., но зато уменьшилось чис­ло пулеметов на 546 и орудий на 432, при этом необходимо от­метить, что численность на фронтах меньше таковой к 1 мар­та на 26 тыс. штыков и сабель.

Вооруженные силы внутренних округов

Во внутренних округах находятся на формировании лишь вспо­могательные и запасные части и части некоторых дивизий общей численностью 22400 Людей, 14400 штыков, 186 пулеметов и 74 ору­дия (сравнительно с данными последнего доклада № 1000/оп уменьшилось на 12800 штыков и сабель, 183 пулемета и 42 ору­дия).

Силы и группировка противника

Против наших фронтов, по имеющимся сведениям, противник имеет: 1) против Северного фронта 6-й отдельной армии — около 39 тыс. штыков и сабель, 772 пулемета и 125 орудий; 2) против За­падного фронта — около 378 тыс. штыков и сабель, 2721 пулемет и 932 орудия; 3) против Южного фронта — около 110 тыс. штыков и сабель, 1206 пулеметов, 384 орудия и 14 танков; 4) против Восточ­ного фронта — около 128 тыс. штыков и сабель, 1250 пулеметов, 330 орудий. Всего — около 655 тыс. штыков и сабель, 5900 пулеме­тов, 1771 орудие и 14 танков.

Заключение

Из рассмотрения общего нашего положения на фронтах видно, что борьба на Южном, Восточном и Западном фронтах достигла наибольшего напряжения.

Численность наших вооруженных сил за истекший период уве­личилась лишь на 26 тыс. штыков и сабель, и противник в общем имеет почти двойное превосходство в силах. Резервов в Республике совершенно нет, лишь части одного фронта могут служить резерва­ми другого фронта.

Особенное значение приобретает в настоящий период Южный фронт, а также петроградско-псковский район на Западном фронте.

На Южном фронте противник, пользуясь своим превосходством сил и подвижностью конных своих масс, развивает наступление на наиболее опасных для центра Республики направлениях — Харь- ковско-Курском, Воронежском, а также Царицынском, дающим возможность связать фронты Деникина и Колчака.

В Петроградском районе противник определенно поставил по- видимому, своей задачей блокаду всего петроградского района и его захват после того, как будет произведена соответствующая подго­товка сил и средств.

На Восточном фронте, несмотря на успешное продвижение в центре, а также на левом фланге, наши задачи далеко нельзя счи­тать решенными. Противника на этом фронте можно считать поби­том, но не разбитым. На правом фланге этого фронта противник занимает активный участок в 100 верстах от Самары, что создает угрозу среднему течению р.Волги и требует немало средств для своей ликвидации. В противном случае этот активный участок мо­жет послужить мостом для соединения с армией Деникина, рву­щейся на Царицын.

На Восточном фронте для окончательного уничтожения против­ника необходимо начать новую кампанию в горах и преодолевать весь Уральский хребет, и только после преодоления хребта можно считать наше наступление на Урале окрепшим, что может быть ис­полнено в течение не ранее 2—3 месяцев. Но ввиду полного отсут­ствия резервов, крайне обостренного и угрожаемого положения на Южном фронте, такое продвижение в Уральские горы возможно будет постольку, поскольку это не помешает выделению нужного числа резервов на Южный фронт для прикрытия центра Республи­ки и в петроградско-псковском районе для восстановления нашего стратегического положения.

Таким образом, все задачи на всех остальных фронтах в будущем, вследствие создавшейся обстановки и отсутствия резервов, должны решаться в зависимости от того, насколько будет восстановлено по­ложение на Южном фронте и Петроградско-псковском районе.

Причем эти задачи придется, может быть, ограничить мини­мумом и, в частности, на востоке перейти к активной обороне, пом­ня, что на Южном фронте настолько угрожаемое положение, что там дорог каждый солдат и дорога каждая минута.

Главнокомандующий всеми

вооруженными силами Республики Вацетис

Член Революционного

военного совета Республики С.Гусев

Начальник Полевого штаба Революционного военного

совега Республики Ф.Костяев

2. Из дневника Н.В.Устрялова16 «Белый Омск»

Омск 26 мая 1919 г.

Горячка с агитационною литературою. Верховный Правитель и ставка потребовали срочно развить максимум энергии и в не­делю изготовить чуть ли не миллион листовок и прокламаций. Поставили на ноги типографии, спешим...

Самые последние вести — ничего. Юденич непосредственно угрожает Петербургу, Деникин идет на Царицын, наши оправ­ляются, мирная конференция будто бы решила признать Колча­ка. Большевики — как затравленные звери, умирают, но не сдаются. Честь им и слава! Возможно, что они попробуют и им удастся ближе сойтись с Германией и тем подбросить хвороста в угасающий очаг всемирной революции. Во всяком случае, жить все интереснее и интереснее становится. И за Россию все спокой­нее. Откровенно говоря, ее будущее обеспечено — вне зависи­мости от того, кто победит — Колчак или Ленин (6 ч. 50 м. ве­чера). <...>

Омск 20 июля 1919 г.

Сейчас вместе с делегацией омского «блока» был у Верховно­го Правителя — в домике у Иртыша. Длинная беседа на злобы дня. Хорошее и сильное впечатление. Чувствуется ум, честность, добрая воля. Говорил очень искренно, откровенно. Об «отсутствии порядочных людей», «о трудном положении армии ("развал")», о союзниках. «Мое мнение — они не заинтересова­ны в создании сильной России... Она им не нужна»... О Японии, о наивности тех, кто думает, что стоит лишь ее попросить, и она пришлет дивизии... Об отвратительных злоупотреблениях аген­тов власти на фронте и в тылу. «Худшие враги правительства — его собственные агентьд». То же и у Деникина, то же и у боль­шевиков — «это общее явление, нет людей»... У большевиков это устраняет чрезвычайка, но и она не может устранить пре­ступлений агентов. Мы же мечтаем о законе. «У меня полнота власти, я фактически могу расстрелять преступников, — но я отдаю их под суд, и дела затягиваются»... Беседовали около двух часов. (5 ч. дня).

Омск 21 июля 1919 г.

«Диктатор»... Я всматривался в него вчера, вслушивался в каждое его слово... Трезвый, нервный ум, чуткий, усложненный. Благородство, величайшая простота, отсутствие всякой позы, фразы, аффектированное™. Думается, нет в нем тех отрица­тельных для обыкновенного человека, но простительных для ге­ний свойств, которыми был богат Наполеон. Видимо, лозунг «цель оправдывает средства» ему слишком чужд, органически неприемлем, хотя умом, быть может, он и сознает все его значе­ние. В этом отношении, величайший человек современности (тоже, к гордости нашей русский) Ленин — является ему живым и разительным контрастом.

Говоря о том, что союзники не хотят помочь России стать снова великой, он прибавил вчера: «Это мое мнение... Но ведь иногда приходится руководствоваться не внутренними убежде­ниями, а интересами государства... Политика в смысле попыток привлечения помощи союзников будет продолжаться...». Чув­ствовалось, что он лично считал бы нужным более независимый, самостоятельный тон в разговорах с союзниками. Но... он под­дается доводам советников. То лее в вопросе с Семеновым. «Разве я держал бы себя так во всей этой истории с Семено­вым?»...

Что это? Излишняя искренность «абсолютно честного челове­ка»? Недостаточная напряженность воли? Ни того, ни другого свойства не было у Наполеона, нет у Ленина. Дай Бог, чтобы оба эти свойства не помешали их обладателю стать «историческим человеком». А может быть, я ошибаюсь... Но не скрою — не столь историческим величием, сколько дыханием исключительной нравственной чистоты веяло от слов Верховного Правителя и всей его личности. Конечно, трудно судить совре­менникам. Исторических людей создают не только их собствен­ные характеры, но и окружающие обстоятельства. Но я боюсь — слишком честен, слишком тонок, слишком «хрупок» адмирал Колчак для «героя» истории... (8 ч. вечера). <...>

Омск 25 августа 1919 г.

Утром появились слухи, будто наши с тыла взяли Челябинск, и поэтому приостанавливается эвакуация Омска. Но никаких подтверждений не пришло. Напротив, радио большевиков при­несло плохие вести: Деникин сдал Камышин, Валуйки, мы — Кустанай. Большевики торжествуют на всех фронтах. Тяжелое чувство, камень на душе.

Открылись агитационные курсы при Осведверхе. Читал всту­пительные лекции, потом беседовал со слушателями. Ощущается в них — даже у них! — состояние недовольства властью, полу­оппозиции. Ужасно санитарное состояние армии, до 70% тифоз­ных, полное отчуждение от начальства, бурбонство. Нет доверия к власти даже у тех, кто заведомо — враг большевиков. Армия голодна, гола, мужики перепороты — трудно агитировать при таких условиях.

В городе — некоторое оживление, «крестовые дружины», добровольцы, эвакуация... Нервность — не предсмертная ли? (11 ч. 25 м. вечера). <...>

14 сентября 1919 г.

Продолжаются бои, перелома еще нет, напряженно. Больше­вики, как говорят, дерутся отлично, наши — тоже. Большие сравнительно потери с обеих сторон. Мы взяли порядочно плен­ных. Офицеров и комиссаров расстреливают, вешают — с'est e'usage и ничего не поделаешь... С Деникинского фронта, кажет­ся, лучше...

Внутри — усиливающееся злое чувство к союзникам за их политику расчленения России, за их равнодушие, за их не­вмешательство. В сущности, они, быть может, по своему и правы — за чужой щекой зуб не болит, но, с другой стороны, когда болит зуб, нервы, как известно, сугубо расстроены. И естественно, ищешь врага... Наши неуспехи сильно затормо­зили дело. Опять же, изумительная ловкость большевиков...

Но как бы то ни было, антипатия ко всем союзникам (кроме Японии) растет в самых различных кругах — от солдатских до ультра-политических — и пропорционально' усиливается интерес к Германии.

Большой успех имеет стихотворение поэта Г.Маслова «Па­рижанину», на днях напечатанное здесь в двух газетах ря­дом с телеграммою Бурцева о равнодушии к России фран­цузского делегата на мирной конференции г.Тардье. Вот эти стихи:

От хмеля победы горд, Ты в веселом кафе сидишь, Но скоро разгул обезумевших орд Сметет одряхлевший Париж.

Банкир, убегая, уютное жилье Запрет, тяжело дыша, И наденет кружевное белье Любовница апаша.

На аэроплане умчится Фош Вербовать надежные полки, А ты, парижанин, в каморке замрешь Изнывая от страха и тоски.

И будет сниться в краю чужом Париж, как русским Москва, — А мы мириться вас позовем На Принцевы острова...

Везде с большим злорадством цитируются эти с сиях ими сильно недовольны. Несомненно, для «rej ентации» почва становится все благоприятнее. Со ci в телеграфном агентстве, в прессе мы отнюдь не ск чивать все возможности. Только бы до зимы кончи; екая бойня!..

Быть может, на днях начнем (Русское Бюро Печ; свою газету «Русское Дело». Буду ее фактическим Не знаю — хватит ли здесь литературных сил. А создать что-нибудь вроде «Накануне»!:. Только что- ся статьи за последнее время, несколько раз приним не выходит. Должно быть, устал, перестает работать дохнуть бы... (10 ч. 5 м. в.). <...>

3. Сообщение английского корреспондента о причинах поражения Деникина

11 февраля 1920 г.

Лион. 11. II. Английский корреспондент телеграфирует из Новороссийска: «Год тому назад союзные державы соединенно решили покончить с большевиками. Но союзники и Деникин, сменивши Корнилова, и все мы допустили одну ошибку. Мы за­были ознакомиться с настроением русского народа. Мы ожидали взрыва добровольческого движения, но он не осуществился. Де­никин преданно служил царю. Люди, окружавшие Деникина, также служили царю. Многие из них говорили о вероятном по­явлении нового императора. Тысячи из них по-прежнему остава­лись монархистами. Проводя время за кутежами, они нередко оглашали рестораны криками: "Да здравствует император!". Все

это не располагало в их пользу население. Им не доверяли, и это послужило причиной падения антибольшевистского прави­тельства. В Ростове система Деникина рухнула. Сомнительно, имело ли бы успех более радикальное правительство».

Известия Всеукраинского революционного комитета

и Харьковского губревкома. 1920. М° 47. 13 февр.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]