Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kursovik_full version.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
185.31 Кб
Скачать

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре[2].

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

  • Использование прямых линий и форм.

  • Широкое применение стеклапластикаметалла.

  • Использование функциональных элементов:лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.

  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.

  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.

  • Высокий прагматизм в планировании пространства.

  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.»

Космические проекции отображаются в современных зданиях очень отчетливо, можно сказать с уверенностью, что архитектура пропитана Вселенскими открытиями и звездными образами. Каждое здание, возведенное в стиле хай-тек, еще раз доказывает, что футуристические настроения передаются в каждой сфере, неотъемлемой частью которой является творческий потенциал человека.

Гагарин – символ эпохи

Образ Юрия Гагарина с его знаменитой, победной улыбкой, обаяние его личности. Например, как это ни парадоксально, первый космонавт так и не смог стать главным героем полнометражного художественного фильма.

Идея снять большой художественный фильм о Гагарине, зародившаяся еще в 80-х годах, так и не была осуществлена. Символическим препятствием к ней стала та самая знаменитая фраза Сергея Королева об улыбке Гагарина — «Весь мир улыбался ему навстречу, а когда она погасла, весь мир плакал». Герман Титов, к которому обращался при сборе материалов для сценария Юрий Нагибин, отметил, что фильм окажется неудачным, если актер уступит Гагарину в обаянии. Такого актера не нашли до сих пор.

Но в изобразительном искусстве судьба образа Гагарина оказалась удачной — растиражированный по всему миру, он отра­зился в многочисленных произведениях жив­описи, графики, скульптуры. Что касается почтовых марок, мож­но говорить о настоящей филателистической «Гага­риане» того времени.

Заключение и вывод

Проанализировав все выше перечисленные факты можно с уверенностью утверждать, что открытие космического пространства и неугасаемое стремление человека покорить космос и добраться до глубин вселенной, стали катализаторами, которые спровоцировали новые открытия и новые веяния во всех областях науки, культуры, искусства и быта.

 Развитие космической тематики в литературе и искусстве также обусловлено теми изменениями в общественном бытии, которые происходят под воздействием освоения Вселенной, изучения и использования космоса. В свою очередь процессы космизации искусства в духовном плане способствуют дальнейшему развитию космонавтики, влияют на другие социальные явления, что можно проиллюстрировать на примере технико-эстетических процессов.

Техническая эстетика в отличие от общей эстетики выступает как научное направление, предметом исследования которой является не только отдельная форма общественного сознания, но и взаимосвязь технико-производственной деятельности с такой специфической формой общественного сознания и деятельности, как искусство. Причем именно здесь искусство, как и паука в целом (и прежде всего естествознание), выступает в качестве непосредственной производительной силы. В связи с этим говорят о тенденции эстетизации производства, которая оценивается как явление однопорядковое по своему социальному значению с автоматизацией и кибернетизацией.

Космизация технико-производственной сферы находит прямое или опосредованное отражение в искусстве. Космической тематике посвящаются песни и стихи советских композиторов и поэтов. Космические исследования, и в частности космическая техника, начинают влиять и на живопись, скульптуру и архитектуру. Можно было бы назвать и другие виды искусства (художественную литературу, кино и т. д.), где влияние их весьма заметно. Отсюда следует, что космические идеи все настойчивее проявляются в искусстве, постепенно (вначале, может быть, медленно) сдвигают эстетические запросы и ценности в сторону космоса, выявляя взаимосвязь человека и космоса. Причина этого скрывается в развитии космонавтики, которая предоставила новые технические средства для расширения и области эстетического восприятия.

Хотя в той или иной мере космические идеи проникали в эстетическое освоение действительности в результате простого созерцания космоса, а затем в период использования беспилотных космических аппаратов, тем не менее эмоционально-эстетическое воздействие космоса могло проявиться в полной мере лишь с выходом человека за пределы Земли. Ведь такие факторы, как невесомость, являются объективным основанием для новых человеку эстетических оценок и эмоционального восприятия. Кроме чисто природных, естественных факторов космоса сюда присоединяются необычное до эры космоса воздействие ракетно-космической техники, а также особенностей космического полета (эта причина представляет особый интерес для технической эстетики). Поскольку эстетические феномены зависят не только от природных (естественных и искусственных), но и субъективных факторов, космизация искусства обязана вообще космизации биологических, психологических и социальных компонентов, влияющих на эстетическую оценку и восприятие.

Как в науке, так и в другой форме общественного сознания— искусстве — начался отход от чисто геоцентрического отображения процессов и условий, к которым тысячелетиями привыкал человек, и переход к космическому «видению» мира. Эта космизация (или, точнее, геокосмизация) эстетического отображения — характерная черта эры космоса, и ее развитие может содействовать дальнейшей эстетизации производства. Ведь рано или поздно из сферы «чистого» искусства космические идеи и представления проникнут в производственно-эстетическую деятельность, в научную организацию труда, в компоненты производственной сферы и взаимоотношения человека и машины, короче говоря, во все те сферы, которые являются предметом исследования технической эстетики.

Здесь имеется в виду использование музыки, скульптуры, живописи, архитектуры и других произведений искусства, обязанных своим появлением развитию космонавтики, для эстетизации производственных процессов, совершенствования в эстетическом отношении организации пространственных форм промышленных изделий и т. д. Наряду с использованием космических представлений в эстетизации земного производства особые проблемы для технической эстетики возникают в связи с созданием самой ракетно-космической техники и систем жизнеобеспечения космонавтов в космических кораблях и станциях.

Таким образом, характерной чертой эры космоса является воздействие космонавтики не только на науку и технику, не только на чисто познавательную и производственную деятельность, но и на эстетическое освоение и преобразование окружающей человека предметной среды. Установление этой особенности имеет прямое отношение к определению и осмыслению основных категорий общей и технической эстетики.

Нельзя сказать, что космические идеи полностью игнорировались, например, в технической эстетике. Так, даже в определении понятия дизайна подчеркивается, что это «специфическая область деятельности, связанная с проектированием объектов вещной среды, окружающей человека (от предметов бытового обихода до орудий производства, от карманных часов до космических ракет, от убранства жилых помещений до комплексного оборудования цехов промышленных предприятий). Общим для всех видов этой деятельности является первоочередное внимание к максимальному согласованию, гармонизации отношений между человеком и тем вещным окружением, в котором протекает его трудовая, общественная и личная жизнь»’.

Однако в большинстве работ по технической эстетике вопрос о космизации категорий технической эстетики, о космическом расширении предметной области дизайна и архитектуры обычно остается вне поля зрения. Объясняется это тем, что техническая эстетика — одно из новых научных направлений, и поэтому ей необходимо сначала разобраться в ее чисто земных аспектах и проблемах, а затем переходить к космическим. Поэтому дизайнеров в первую очередь привлекают «карманные часы» и в последнюю — «космические ракеты».

Кроме того, непродолжительно и время существования практической космонавтики. Последняя рассматривалась прежде всего в познавательно-техническом, производственно-утилитарном аспектах и меньше—в эстетическом. И это также понятно, ибо, как отмечает М. Ф. Федоров, «в широком историческом плане отношение к предметам с точки зрения утилитарной предшествует эстетическому отношению к ним».

Конечно, широкое технико-эстетическое освоение земной предметной среды — это первоочередная задача дизайнеров. Вместе с тем если говорить о будущем, об исторической перспективе развития дизайна, то необходимо постепенно вовлекать в сферу технической эстетики и космическую проблематику. Ныне (а тем более в будущем) предметная среда, окружающая человека, уже не ограничивается чисто земными рамками. Человеческая деятельность — это деятельность в более широкой системе «Земля — Космос», где центром все же остается наша планета. Это расширение сферы взаимодействия общества и природы так или иначе должно учитываться и при осмыслении вопросов технической эстетики (при создании космических ракет, спутников и кораблей, систем жизнеобеспечения космонавтов, организации экологических сооружений на иных небесных телах, при внедрении промышленной продукции, полученной в ходе реализации космических программ, в другие, некосмические отрасли техники и производства и т. д.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]