Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Первые христиане.rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
11.07.2019
Размер:
119.97 Кб
Скачать

Глава III. Быт общины

Христианская община - это сложное органичное образование, имеющее определенную структуру (иерархию). В данной главе мы не будем касаться вопросов функционирования раннехристианской общины, ее устройства и т.п. Цель данной главы – проследить быт христиан на уровне общины, их повседневные действия в соприкосновении с другими христианами, а также коснуться вопроса взаимоотношений язычников и христиан (отчасти этот вопрос уже поднимался во второй главе)

3.1. Внутренняя жизнь общины

При исследовании этого вопроса следует не забывать о том, что Тертуллиан – карфагенский пресвитер, и в основном пишет о своей, североафриканской общине. «В нашей Церкви мало богатых невест» (К жене, II, 8), - свидетельствует он, а следовательно, и основная масса христиан – из малообеспеченных слоев населения.

Еще одна фраза Тертуллиана о том, что вдовиц-христианок «сколько угодно» (О поощрении целомудрия, 12) может быть признана не правдоподобной, так как Тертуллиан для построения успешных доказательств заинтересован в том, чтобы вдовиц было действительно много, однако простым приемом софистики эти слова признать нельзя, так как трактат был написан для современников Тертуллиана, и не мог содержат фактов, явно противоречащих действительности.

На рубеже II-III веков можно обнаружить зачатки будущего общежительного монашества. На это есть ясное указание: «Приведи ему в пример наших сестер, которые отвергают брак и предпочитают святость: они Божьи невесты, для Бога – их красота и невинность… Они избрали благую участь и, отказавшись от замужества на земле, уже причислены к сонму ангелов» (К жене, I, 4). Можно было бы предположить, что Тертуллиан пишет здесь о своих единомысленницах – монтанистках, однако подобное предположение следует признать несостоятельными, так как данный трактат был написан в ортодоксальный период жизни Тертуллиана.

Кроме малообеспеченных в христианских общинах состояли люди и с высоким достатком (которых было не так много). Об этом свидетельствует и трактат «О зрелищах», написанный против христиан, посещающих эти представления и пребывающих в роскоши. О том же говориться и в трактате «К жене», когда осуждается стремление подражать язычникам в «тяжести ожерелий и браслетов… пышности одежд,.. галльскими или германскими носильщиками» (К жене, I, 4). Это все, что можно сказать о социальных категориях на основе источников.

В то же время церковь материально поддерживала своих членов, находящихся в заключении (К мученикам, 1); (Там же, 14). Помимо этого она оказывала помощь нуждающимся (К жене, II, 4). Существовал обычай совместной молитвы, если один из христиан навещал дом другого (О Молитве, 26).

Были в среде первых христиан и разногласия, в частности по вопросу – можно ли в субботу преклонять колена? (О Молитве, 23). В связи с этим особое место занимал день Светлого Христова Воскресения и следующие за ним пятьдесят дней, в которые христиане воздерживались «от всякого рода беспокойства и обязанности, отлагая будничные дела» (Там же).

В первые века существовал институт публичного покаяния, которого многие, по свидетельству Тертуллиана, пытались избежать (О покаянии, 10). Он же указывает и на причины этого: стыд и телесные тяготы. К последним относится: «быть немытым, перемазанным, и в грубом рубище возлежать на внушающем ужас пепле, без какой-либо радости в душе, с осунувшимся от поста лицом» (О покаянии, 11). Тертуллиан обрушивается с упреками на нежелающих прибегнуть к публичному покаянию и из его обличительной речи мы многое узнаем о быте обеспеченных социальных слоев, в частности, христиан: «Бери же быстрее булавки для укладки волос и зубной порошок, бери железные и медные ножницы для обрезания ногтей! Намажь щеки и губы краской для блеска, для поддельного румянца! Еще отыщи местечко поприятнее, в садах или на море, и поселись там, увеличив свои расходы, ища лопающуюся от жира птицу и отцеженное старое вино (О покаянии, 11). Данная цитата является настоящим кладом для исследователя бытовой стороны жизни христиан первых веков. Это лишнее подтверждение того, что часто в высших слоях общества начала III века быт язычников мало чем отличался от быта христиан. По крайней мере, сильны были нити, связывающие христиан с их прежней жизнью, прошедшей в язычестве. Все же эти слова Тертуллиана относятся к уклоняющимся от публичного покаяния, и не касаются остальных христиан.