Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7_Zapadnaya_i_vostochnye_tsivilizatsii_na_rubez....docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
37.85 Кб
Скачать

3. Китай периода правления Цинов как образец восточной деспотии кон. XVIII – нач. XIX в.В.

Как известно, маньчжуры захватили Пекин и установили собственную династию Цин (т.е. Светлая). Новая династия правила Китаем с 1644 г. до 12 февраля 1912 г.

Почему маньчжуры так легко завоевали Китай? В истории не только Востока, но и Запада кочевники довольно часто побеждали оседлые народы. В китайском варианте этому способствовала:

– военная организация маньчжурского общества, его общинность;

– высокий потенциал пассионарности у маньчжур;

– общее ослабление минского государства.

До южных районов Китая маньчжуры дошли лишь в конце XVII в., остров Тайвань был завоёван только в 1683 г.

Завоевав Китай, маньчжуры первоначально не отнимали земли у крестьян (в ходе крестьянской войны был осуществлен традиционный передел земли). В первую очередь подлежали конфискации земли китайской знати. Они передавались полководцам и солдатам.

Вместе с тем Цины сохранили традиционное для Китая деление земель на две категории:

- государственные или казенные земли назывались гуаньди и составляли примерно ¼ часть земельного фонда.

- так называемые «частные» или народные земли миньди – ¾ земельного фонда.

В Китае государственными считались земли императора и его семьи; влиятельных князей; придворной аристократии (с 1644 г. – маньчжурской); армии; казны; монастырей. После завоевания Китая большинство захваченных земель на Севере страны были превращены в императорские поместья.

К середине XVIII в. таких поместий было около 700. Пожалования получила вся маньчжурская знать.

Во время походов в центральные и южные районы страны полководцы за каждую успешную операцию получали 300 му, что составляло около 18 га земли (1 му = 0,06 га). Солдаты получали земельные наделы, равные примерно 1 га. После окончания завоеваний Цины воздерживались от земельных пожалований.

«Восьмизнаменные» земли можно было завещать, но нельзя было продавать. Часто солдаты, нуждаясь в деньгах, закладывали свои наделы ростовщикам-китайцам. Но правительство зорко следило за подобными перемещениями и неизменно возвращало земли в гос. фонд.

Вторая группа земель – это земли миньди, они составляли ¾ земельного фонда. Не совсем точно называть эти земли частными. Даже если земли категории миньди и переходили из рук в руки, с них аккуратно выплачивался налог-рента в пользу государства. Формально земли принадлежали сельской общине.

Что собой представлял налог-рента? До начала XIX в. налог собирался в натуральной форме и составлял от 50 до 70 % урожая.

При императоре Канси (1662-1722) была проведена перепись населения, по которой число жителей Поднебесной составляло 123 млн. 100 тыс. Канси отменил подушный налог и ввел единый подушно-поземельный налог, который был дифференцированным и зависел от количества и качества земли.

Таким образом, в стране признавалась частная собственность на землю. Стимулируя рост населения, правительство ограничило объем налогов и даже снизило его семьям, имеющим детей.

В чем выразился подъем сельского хозяйства в Цинском Китае?

- во-первых, китайцы осваивали и засевали целинные земли на севере и западе страны.

- во-вторых, переселенцы освобождались от уплаты налога на три года, что привело к росту производительности труда.

- в-третьих, увеличивалась урожайность, на юге крестьяне собирали по три урожая риса в год, что значительно улучшило демографическую ситуацию.

- в-четвертых, за счет увеличения числа налогоплательщиков выросли доходы государства.

Экономический подъем начала XVIII в. коснулся только сельского хозяйства. Город и городское ремесло оставались консервативными.

В годы антиманьчжурской борьбы города стали основными центрами сопротивления. Поэтому в ходе завоевания значительная часть городов была разрушены.

Население городов было многочисленным. Так, например, в Пекине проживало около 2-х млн. человек. По мнению С.Б. Сенюткина, города Цинской эпохи не являлись, по сути, центрами производства, не определяли судьбу социально-экономического развития страны.

Городское население состояло из ремесленников (39%), служилой бюрократии (40%), торговцев и ростовщиков (20%).

Государственной идеологией цинского Китая было реформированное конфуцианство.

Согласно идеологии неоконфуцианства, земля и земледелие – ствол государства (первостепенное); торговля, ремесло – ветви (второстепенное). Таким образом, статус крестьянина теоретически был выше статуса ремесленника или торговца.

По форме государственного устройства Китай времен Цинской династии был типичной восточной деспотией.

Управление страной строилось по двум классическим формулам: 1. « В Поднебесной нет земли, кроме земли, принадлежащей государю». 2. «Все живущие в Поднебесной являются подданными государя». Эти положения вошли в законодательство и отражали определяющую роль государства и монарха в жизни страны.

Император (богдохан) пользовался неограниченной властью в Поднебесной и считался Сыном Неба.

Император «получал» власть от Неба, считался непогрешимым, всезнающим и всевидящим.

Каждый император имел одну жену и любое число наложниц. Обычно 2-3 из них были настолько любимы, что их сыновья могли претендовать на престол. Престолонаследие шло по мужской линии: царствующий монарх еще при жизни сам определял своего приемника.

В административном отношении Срединная империя делилась на 18 провинций, каждая провинция в свою очередь – на 10 областей. Области состояли из уездов.

Во времена императора Канси в стране было примерно 1800 уездов. Во главе провинций стояли губернаторы. Провинциальные и областные органы власти решали те же задачи, что и центральные, имели такие же ведомства. Население Китая быстро росло и к концу XVIII столетия составило 300 млн. человек.

По законам Канси полноправными считались четыре группы коренного, т.е. ханьского населения: чиновники, имеющие ученую степень (шэньши), земледельцы (нун), ремесленники (гун), торговцы (шан). Земледельцы, ремесленники и торговцы имели право участвовать в сдаче экзаменов на получение ученого звания. Это свидетельствует о том, что:

– в китайском обществе не сложились в полной мере сословности;

– даже так называемые «помещики» в правовом отношении не отличались от крестьян, так как законы относят их к одной группе – нун.

Над китайскими сословиями находилась маньчжурская аристократия и маньчжурская «восьмизнаменная» армия.

Маньчжурская армия – это так называемые «восьмизнаменные» войска. После завоевания большей части страны армейские подразделения охраняли династию. Первоначально у маньчжур было четыре корпуса, каждый из которых состоял из пяти полков, полк состоял из пяти рот. Корпус имел собственное знамя: желтое, белое, красное, синее. Позднее к четырем корпусам были добавлены еще четыре, так появились войска «восьми знамен».

Надежной опорой режима была бюрократия. Бюрократический аппарат имел свои особенности. Мнения историков о численности китайских чиновников довольно противоречивы. Так, например, ряд авторов считают, что центральный бюрократический аппарат составлял около 27000 человек (из них 20000 – гражданские чины, 7000 – военные).

Столь немногочисленный центральный аппарат опирался, с одной стороны, на разветвленный провинциальный аппарат, то есть чиновников, получавших жалованье из казны, с другой – на органы местного самоуправления, чиновников системы баоцзя.

Чиновник в традиционном Китае – это образованный и уважаемый человек.

Чтобы стать чиновником, нужно было сдать экзамены и получить ученую степень шэньши. Теоретически к экзаменам допускался любой полноправный член общины, будь то крестьянин или ремесленник, торговец или землевладелец. Экзамены были трехступенчатыми: уездными, провинциальными, столичными. Первый экзамен претенденты на ученую степень сдали по грамматике, т.е. каллиграфии. Второй экзамен – по истории и философии.

Здесь нужно было показать высокий уровень знания «Девятикнижья», то есть, исторических, философских, религиозных сочинений древних авторов.

Только после успешной сдачи уездных экзаменов можно было пробовать свои силы в провинциальных и столичных учебных центрах. Соискатели, успешно выдержавшие экзамен в провинции, а еще лучше в столице, получали ученую степень шэньши и становились чиновниками.

Духовенство не стало отдельным сословием. Сами маньчжуры были буддистами. Однако официальной идеологией оставалось конфуцианство, с его строгим соподчинением в отношениях между людьми в семье и обществе, основанном на уважении и почитании старших по возрасту и общественному положению.

При императоре Цяньлуне утвердилось неоконфуцианство.

Наряду с конфуцианством широкое распространение получил даосизм. Его основателем считается современник Конфуция, легендарный Лао Цзы. Согласно учению все сущее: природа, жизнь – это бесконечный поток естественного развития, «Великое Дао» (Путь). Человек должен стремиться постичь Дао.

Даосизм включал в систему своих представлений элементы народных верований, магии, шаманства.

Знакомы были китайцы и с буддизмом. Еще в средние века здесь зародился чань-буддизм, упрощенный вариант учения Будды.

Общекитайский характер носили культы Конфуция, Лао Цзы и Будды. В их честь сооружались храмы. Далее следовали культы сил природы. Маньчжуры легко приспособились к религиозной китайской системе, умело ее использовали для поддержания порядка в стране.

Таким образом, сильная деспотическая власть опиралась на армию, бюрократию, религию. Даже с точки зрения концепции «государственного феодализма» или «азиатского способа производства» Китай в XVIII-нач. ХIХвв. представлял его «незавершенный» вариант, ибо в нем не было четко стратифицированных классов, сословий, сильны были общинные устои.

Основными направлениями внешней политики были – 1. отношения с азиатскими странами; 2. отношения с Российским государством и отношения со странами Запада.

Внешняя политика характеризуется двумя тенденциями. С одной стороны, Китай стремится изолировать себя от внешнего мира, с другой – расширить свою территорию и сферу влияния за счет соседних азиатских стран. Вторая тенденция во внешних сношениях Поднебесной оставалась неизменной на всем протяжении китайской истории.

В XVIII в. в зависимость от Китая попали Корея, Лаос, Бирма, Таиланд, Вьетнам и другие сопредельные государства. Отношения с ними строились по принципу «большой семьи», где «старшим братом» являлся Китай, «младшими братьями» – все остальные страны.

В сер. XVIII в. контакты с Европой, включая Россию, сократились, так как Китай вновь провозгласил политику самоизоляции.