Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты 2.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
474.11 Кб
Скачать

40.Управление Российской империей при Екатерине II. Изменение взглядов на управление в эпоху просвещенного абсолютизма.

Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа", в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

Июньский переворот 1762 г. сделал Екатерину самодержавной русской императрицей. И первый же ее импера­торский документ «Манифест 1762 года» возвестил о зарождении новой силы, которая впредь будет направлять государственную жизнь России. Она обещала, что вскоре утвердит новые законы, которые определят всем государственным учреждениям пределы их деятельности — в области как реализации внешней политики, так и внутреннего управления хозяйством и другими сферами деятельности в стране.

В начале 1767 г. на свет появился знаменитый «Наказ», во многом составленный лично Екатериной II. «Наказ» в большей своей части — это ком­пиляция, составленная по нескольким произведениям политико-правового и хозяйственного направления, известных в ту пору в Европе и России. Главные из них — трактаты Ш.Л. Монтескье «Дух законов», Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» и Г.Г. Юсти «Основания силы и благосостояния царств». В «Наказе» 20 основных и 2 дополнительных главы. В основных главах речь идет о самодержавной власти в России, о подчиненных органах управления, о равенстве и свободе граждан, о ремеслах и торговле, «о среднем роде людей» (о третьем сословии) и др. В двух дополнительных главах речь идет о благочинии (или поли­ции) и о государственной экономии (о доходах и расходах).

41.Попытки и предпосылки реформ в государственном и местном управлении при Екатерине II.

Официально формирование «предпринимательского класса», или «третьего сословия», в России началось в 70-80-е гг. XVIII в. с объявленного Екатериной II намерения насадить в стране «сред­ний род людей», который «не причисляется ни к дворянству, ни к хлебопашцам», т.е. национальную буржуазию. В «Наказе ко­миссии о сочинении нового Уложения» (1785) императрица дала собственное определение новому сословию. «В городах, — писала она, — обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, тор­говле, художествах и науках. Сей род людей, от которых государ­ство много добра ожидает... есть средний». Как видим, к «среднему роду людей» императрица причислила торгово-про-мышленное со­словие и представителей так называемых либеральных профессий.

Особое внимание было уделено повышению социального ста­туса купечества, предоставлению ему невиданных до того прав. Первое, что сделала императрица для формирования нового со­словия, — вывела «купецких людей» из ненавидимого ими «под­лого сословия», освободив их от крепостнического тягла. Вместо крепостнического подушного налога они, разделенные на 3 гильдии, платили налог размером 1% с капиталов, «по совести объявляемых». Если до царствования Екатерины II сбор налогов с купцов напоминал охоту в загон с красными флажками, то отныне он превратился в необременительную охоту с подсадной уткой. При этом в каче­стве подсадной, т.е. эффективной, приманки использовались введенные по настоянию государыни внушительные привилегии для гильдейского купечества — вплоть до получения наград, чинов и даже дворянских званий. Очень часто купцы завышали свои капи­талы, залезая в долги, с тем чтобы уплатить больший по размеру налог и записаться в более высокую гильдию.

Особенно привлекательным стимулом для исправной и бес­прерывной уплаты налогов по 1-й гильдии являлось получение личного, а затем потомственного дворянства. Эта перспектива вскружила головы многим представителям недавнего «подлого сословия», которые включились в бешеную гонку за получение чинов, наград и дворянских званий. Это явление язвительный публицист конца XVIII в. князь М.М. Щербатов (дед П.А. Чаадаева) окрестил «купеческим чинобесием». Строго говоря, с экономи­ческой точки зрения новый фискальный принцип установления гильдейской организации торгово-промышленного сословия озна­чал не что иное, как закамуфлированную торговлю дворянскими званиями, наградами и чинами со стороны государства. Вводя эту «новацию», Екатерина II не открывала ничего нового: она исполь­зовала мировой опыт. Так, еще в древнем Китае (243 до н.э.) один ранг знатности можно было купить за 1000 даней (30 т) пшеницы. Открытая торговля должностями и званиями велась во многих странах Европы, особенно во Франции, вплоть до XIX в.

42.Управленческая мысль в эпоху просвещенного абсолютизма Екатерины II: П.И. Рычков, М.Д. Чулков.

Возникновению и развитию идей императрицы относительно насаждения в стране третьего сословия, прежде всего купечества, способствовали своими исследованиями два известных русских идеолога купечества — П.И. Рычков (1712—1777) и М.Д. Чулков (1743-1793).

Самой крупной работой П.И. Рычкова была двухтомная «Ис­тория Оренбургская по учреждению Оренбургской губернии», полностью опубликованная в 1762 г. В этом трактате Рычков описывал природу и экономику края, демонстрировал богатые возможности горнозаводского строительства, перспективы разви­тия в крае земледелия, животноводства, охоты, рыболовства, лесо­водства. Он писал о необходимости усиления торговых связей этого обширного края с центральными районами страны, обосно­вывал важное значение юго-восточной окраины России для внеш­ней торговли с ханствами Средней Азии, Индией, Китаем.

Рычков впервые в русской научной литературе охарактеризовал историю коммерции и развитие российской коммерции. На основе исторического описания Рычков сделал выводы об огромных эко­номических возможностях России: на обширной ее территории при разнообразии природных условий сосредоточены такие естествен­ные ресурсы, которых не имеет ни одна страна. Поэтому Россия может развивать свое хозяйство, опираясь лишь на свои природные ресурсы, без помощи других стран. Между тем «самые славные нации», под которыми Рычков имел в виду Голландию и Англию, не могут обойтись без российских товаров, производство которых в России превышает их потребление внутри страны.

По мнению Рычкова, руководящим принципом экономической и политической жизни России должна быть «генеральная о ком­мерции идея», при этом под коммерцией он понимал не только торговлю (внутреннюю и внешнюю), но и промышленность. Он полагал, что главная задача экономической политики страны состоит в том, чтобы «размножить всякие заводы, мануфактуры и промыслы; сочинить компании и договоры». Задачей коммер­ции Рычков считал создание богатства: «Умножением мануфактур и заводов всегда обогащаются государства, и в лучшем и сильней­шем состоянии находятся те области, которые материальными товарами и растущими в них избыточествуют, но предпочитаются от них паче те, где мануфактуры и полезные художества умножены и процветают».

Значение, которое Рычков придавал развитию торговли и про­мышленности, обусловило высокую оценку им роли купцов. Носителями коммерции должны быть, по Рычкову, купечество (передовая часть которого «одворянивается») и дворянство (пере­довая часть которого превращается в «торгующее дворянство»). В этом отличие взглядов Рычкова, с одной стороны, от взглядов И. Посошкова, полагавшего, что не следует допускать дворян к торговле, без отказа от дворянского звания. С другой стороны, позиция Рычкова отличалась от мнения идеологов дворянства, которые требовали монополии промышленной деятельности для дворян и отстранения от нее купечества.

Рычков к тому же ратовал за цивилизацию купечества. По его мнению, купцы должны обладать товароведными знаниями, знать и изучать рынки, изучать право, владеть методами бухгалтерского учета. Как источник ИУМ, развивающий наставления Рычкова молодым руководителям, представляет интерес его «Наказ для управителя или приказчика о порядочном содержании и управле­нии деревень в отсутствие господина», опубликованный в сбор­нике трудов Вольного экономического общества (1770 г.).

Защищая развитие производительных сил и коммерцию в стра­не, он считал, что это развитие не должно быть стихийным, и был против конкуренции, которую называл коварством, он решительно высказывался за уничтожение конкуренции. По его мнению, конкурирующие купцы руководствуются только личными интересами, нередко в ущерб интересам купеческой торговли и народного хо­зяйства в целом.

Другой идеолог купечества — М.Д. Чулков — придерживался прямо противоположного мнения относительно сущности и зна­чения конкуренции в развитии купечества, промышленности и народного хозяйства страны.

Еще работая в Коммерц-коллегии, Чулков задумал написать большую работу с целью восполнения пробела в русской эконо­мической литературе в части специальной литературы для разви­вающегося третьего сословия, для вооружения купечества специ­альными знаниями в области промышленности и торговли. В итоге многолетней работы и появился главный экономический труд М.Д. Чулкова — «Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времян до ныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной государя импера­тора Петра Великаго и ныне благополучно царствующей госуда­рыни императрицы Екатерины Великия». Этот капитальный труд, состоящий из 7 томов (21 книги), содержит подлинные документы, рассуждения, описания, изложения указов, сведения о заводах, фабриках, мануфактурах, о водных и «земляных» путях, внешней и внутренней торговле и о многом другом, что входило в понятие российской коммерции, согласно определению П.И. Рычкова. Чулков не только знал, но и использовал работы Рычкова.

Трактат Чулкова издавался с 1781 по 1788 г. сначала в Академии наук, а потом в типографии Московского университета. Из своего трактата в 1788 г. Чулков сделал 3 специальных извлечения: «Крат­кая история российской торговли», «Словарь учрежденных в России ярмарок, изданный для обращающихся в торговле» и специальное руководство по бухгалтерии — «Наставление необходимо нужное для российских купцов, а более для молодых людей, содержащее правила бухгалтерии».

В «предуведомлении» к 1-й книге 1-го тома «Исторического описания российской коммерции» изложен план всего труда. Ра­бота Чулкова, как он подчеркивал, представляет собой не просто историю торговли, а историю коммерции, под которой разумеется развитие промышленности, торговли, транспорта и связи, кредита и денежного обращения. При таком широком понимании ком­мерции Чулков объявлял ее «самым полезнейшим для рода чело­веческого упражнением». Коммерция открывает земные недра и «извлекает из них к нашему употреблению и такие сокровища, о пользе, приятности и красоте которых мы бы без нее и понятия не имели». Коммерция со всей вселенной собирает товары, благодаря чему человек, живя в своем отечестве, может пользоваться произведениями самых различных природных зон и стран. Он называл коммерцию «узлом, который один только силен содер­жать благосостояние человеческого общества».

Уже из краткого перечня рассмотренных проблем видно, что трактат Чулкова является значительным шагом вперед по сравне­нию с трактатом Рычкова по этим же вопросам. Работа Чулкова охватывает важнейшие отрасли народного хозяйства — промышленность, торговлю, транспорт, кредит, денежное обращение — в их взаимной связи. Кроме того, в последнем томе он затронул вопросы подготовки кадров и управления этими отраслями народ­ного хозяйства. Чулков дал оригинальное экономическое обосно­вание необходимости тесной связи промышленности и сельского хозяйства посредством торговли, принципов размещения про­мышленности, размеров промышленных предприятий и ускоре­ния их строительства для быстрейшего получения продукции, необходимости подготовки квалифицированных специалистов, мастеров и рабочих. Он писал: «Самый большой союз имеют ману­фактуры и фабрики с деревенской экономиею. Сия не только подает для содержания художников (работников промышленности) съестные припасы, но и должна ставить нужные материалы к мануфактурам. Когда работников можно содержать малым ижди­вением и доставать материалы дешевою ценой, то и будет успех в манифактурах и фабриках; ибо от сего произходит дешевая цена мануфактурным товарам, которая способствует к большему вывозу оных в другие государства, а внутри отечества к собственному употреблению... Как деревенская экономия много способствует к приведению в цветущее состояние мануфактур и фабрик, так, напротив того, и сии приращению оной спосешествуют. Из умно­жения работников при мануфактурах и фабриках следует великой и скорой расход всех земных продуктов; следовательно, и земле­дельцы с большим рачением будут стараться о одобрении земли и о умножении продуктов; а от умножения продуктов следует дешевая цена оных. Таким образом, есть взаимное действие ману­фактур на экономию и экономии на мануфактур». Чулков при­держивался политики покровительства промышленности со сто­роны государства «до тех пор ... пока товары будут равной доброты с иностранными, и продаваться могут с оными одинаковою ценою». Он считал, что для населения лучше и выгоднее согласиться вре­менно платить дополнительные подати, идущие на помощь про­мышленности, чем всегда переплачивать на дорогих иностранных товарах и быть в экономической зависимости от других стран. В то же время развитие промышленности зависит не только от покровительства правительства. В этой связи он придавал большое значение состоянию прикладных наук в государстве. Он писал, что если мануфактуры еще не приносят той пользы, какой от них требовать надлежало, то в этом вина «ученых, которые не трудясь в том, что действительно полезно, упражнялись в одной только теории», мало внимания уделяли практике.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]