Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tema_5.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.12.2018
Размер:
126.46 Кб
Скачать

В 1932 Сталинград — центр Нижневолжского края. В 1934, – разделение Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский. С 1936 Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область.

Исключительное значение имело строительство в Сталинграде первого в СССР тракторного завода, закладка которого произошла 12 июня 1926 г. 9 ноября у председателя ВСНХ В.В.Куйбышева состоялось совещание по вопросу ускорения его строительства. В нем участвовали Микоян, Смирнов, Ворошилов, Болдырев, Межлаук, Путнин, Лепсе. В своем постановлении совещание отметило следующее: «В индустриализации сельского хозяйства внедрение тракторов имеет исключительно важную роль, являясь такой же базой индустриализации сельского хозяйства, как постройка первого тракторного завода в Сталинграде является первоочередной важнейшей задачей правительства наряду с работами в области электрификации». Сооружение тракторного завода потребовало реконструкции металлургического завода «Красный Октябрь», требовалась высококачественная сталь. Полной реконструкции подвергся и завод «Баррикады». Строились также химический комбинат, метизный, кожевенный, кирпичные заводы и ряд других предприятий.

23 марта 1929 г. - решение президиума Госплана РСФСР и ВСНХ СССР о развертывании строительства Сталинградской ГРЭС. В июне 1930 г. на строительстве ГРЭС побывал М. И. Калинин. 8 ноября 1930 г. состоялся пробный пуск турбины № 1 мощностью в 24 тысячи киловатт. Вскоре станция была пущена на полную мощность.

В апреле 1929 г. XVI конференция РКП(б) утвердила первый пятилетний план, по ее призыву по всей стране развернулось всенародное социалистическое соревнование. В ноябре 1929 г. 200 старейших производственников металлургического завода «Красный Октябрь» на своем собрании приняли обращение ко всем рабочим предприятия. Они предложили объявить свой завод ударным и немедленно выступить в первых рядах соцсоревнования. На СТЗ первыми за развитие соревнования выступили коммунисты и комсомольцы. В сентябре 1929 г. в нем участвовало 23% рабочих, в феврале 1930 г. — уже 83%.

В годы первой пятилетки Сталинград стал одним из крупнейших индустриальных центров Поволжья. На его долю приходилось 55,3% промышленной продукции Нижне-Волжского края. Выпуск валовой продукции сталинградской промышленности по сравнению с 1913 г. увеличился в 5,8 раза. Примерно вдвое увеличилось число рабочих: в 1932 г. их было 67 тыс., что равнялось общей численности рабочих Саратова и Астрахани.

Сознавая, что форсированная индустриализация и упрочение командных высот в экономике невозможны при сохранении мелкотоварного частного крестьянского хозяйства, сталинское руководство в 1928-29 гг. взяло курс на «сплошную коллективизацию» деревни и ликвидацию зажиточного слоя крестьянства («кулачества»). Нижнее Поволжье решением ЦК ВКП (б) (5 января 1930 г.) было отнесено к первой группе областей, где сплошная коллективизация в основном должна была быть закончена весной 1931 г. Инструментом массового сгона крестьян в колхозы стало раскулачивание. В интересах сталинского режима было стравливание различных социальных групп (кулаков, середняков и бедняков).

Сталинская теория “нарастающего сопротивления врагов социализма”, “уничтожения кулачества как класса” оправдывала жестокую расправу с последними. Главным врагом социализма на селе стал кулак. Создание формально самоуправляемых коллективных хозяйств (колхозов), которые наряду с государственными хозяйствами (совхозами) стали основными производителями сельскохозяйственной продукции.

5 января 1930 г. было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В проведении коллективизации в крае также помогали рабочие московских и ленинградских заводов («Динамо», АМО, «Серп и молот», «Красный путиловец»...) На 20 декабря 1930 г. было коллективизировано 58,6 % всех крестьянских хозяйств. Вся работа по организации колхозов проходила под лозунгом: «Кто больше». На местах директивы округа иногда преломлялись в лозунг: «Кто не идет в колхоз, тот враг Советской власти... » Такие «подстегивания» ни к чему хорошему не могли привести. Подтвердились самые худшие предположения. Повсеместно начался забой скота. Особенно озлобленно резали скот кулаки. Так, в Калачевском районе, в хуторе Братском Иван Матвиенко в течение двух дней зарезал 8 рабочих волов и 20 овец; Терентий Шеин и Василий Кваша за сутки зарезали по 4 вола; Емельян Васин в течение двух дней забил 4 вола и 20 овец, из которых половина была тонкорунных мериносов; Петр Поваляев за два дня прирезал 10 рабочих волов. Такое же положение наблюдалось и в хуторе Ново-Петровском, где в 30 хозяйствах из 109 в течение нескольких дней забивалось по 6—12 голов скота. Руководители района и сельские партячейки спохватились поздно. Всего к лету 1930 г. по стране поголовье крупного рогатого скота сократилось на 14,6 млн., свиней — на одну треть, овец — на четверть.

ЦК ВКП(б) вынужден был в своем постановлении от 14 марта 1930 г. «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении» обратить внимание на просчеты в проведении коллективизации. Кое-что удалось выправить, но не все. Сельское хозяйство понесло трудновосполнимые потери.

Серьезные просчеты допускались и в реализации постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Конечно, кулачество являлось эксплуататорским классом, оно довольно агрессивно противодействовало социалистическому преобразованию в деревне, проведению хлебозаготовок. В ряде хуторов и сел того же Калачевского района кулаки и бывшие белогвардейцы совершали террористические акты против представителей Советской власти и деревенских активистов. Так, на хуторе Черкасовском кулаки Григорий Махин и Иван Попов на собрании хуторян, проходившем в начале июня 1929 г., зверски избили председателя хуторского кресткома, уполномоченного по хлебозаготовкам Галкина. Прокуратура затянула расследование, не была ему дана и политическая оценка. В конце того же месяца в слободе Мариновке прозвучал выстрел, оборвавший жизнь уполномоченного Калачевского райкома партии по хлебозаготовкам большевика Шведа. Террористический акт совершил сын кулака-белогвардейца Андрей Иванищев. Еще в период гражданской войны мироеды Иванищевы, Матюхи, Цвилии яро поддерживали белогвардейцев, тогда как большая часть жителей слободы защищала Царицын в краснопартизанском отряде. Беднота Мариновки приветствовала решение советского суда, приговорившего Андрея Иванищева и Петра Гончарова к высшей мере наказания, а остальных — к разным срокам лишения свободы.

Антисоветскую пропаганду проводил члены подпольной организации «Спасение Хопра и Дона», которая базировалась в женском монастыре в Усть-Медведицком районе. В организации состояло около 500 членов из кулаков, белогвардейцев и священников. Организация была открыта и после суда в декабре 1929 г. 14 активных террористов были приговорены к высшей мере наказания.

В течение первой пол. 30-х гг. в Нижнее-Волжском крае было обезврежено 32 контрреволюционные организации и 191 террористическая группа.

Несмотря на сопротивление, оказываемое коллективизации, в 1931 г. она фактически была завершена. Посевные площади колхозов Сталинградской области составляли 92% к общей посевной площади.

Большую роль в укреплении молодых колхозов сыграло создание колхозных партийных организаций, выделение партийных организаторов в производственных бригадах колхозов. В 1933 г. в колхозах Нижнее-Волжского края было 9500 парторгов.

В предвоенные годы колхозы объединили более 98% крестьянских хозяйств, посевные площади колхозов и совхозов занимали 97,2% всей посевной площади. Завершена была в основном механизация всех трудоемких работ в колхозах.

В Сталинградской области возникло движение «бригадиров-стопудовиков». По почину молодых трактористов А.Я. Гурова и Г.И. Козленкова развернулась борьба за 100-пудовый урожай с гектара. Почин сталинградцев был подхвачен бригадирами тракторных бригад всей страны, и это движение стало всеобщим.

В это время было уделено внимание освоению Волго-Ахтубинской поймы, где находилось очень много земли, пригодной для сельского хозяйства, но до войны использовалось всего 3% земель.

Там к концу 30-х гг. стали создавать передовые колхозы по выращиванию помидоров, хлопка, пшеницы и риса. Колхозы Волго-Ахтубинской поймы имели уже тогда высокую доходность и высокую оплату трудодня.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]