Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Буховец статья.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.11.2018
Размер:
279.04 Кб
Скачать

6. Евросоюз в «каскаде» кризисов.

А Евросоюз тем временем входил в новую полосу своей истории. Но если в ХХI век он, как уже говорилось, вступил триумфатором, то свой 50-летний юбилей в 2007 г. встречал уже далеко не как триумфатор. Мало того, в считанные несколько лет ЕС, из мирового эталона успешной интеграции последовательно превращается в символ завышенной самооценки своих возможностей, близорукости в прогнозировании последствий принимаемых решений, неадекватности действий в условиях острейшего кризиса.

Точнее будет сказать, не «кризиса», а «кризисов». Ведь получилось так, что именно Евросоюз, демонстрировавший на пороге ХХI столетия завидное самочувствие, ныне занимает самые видные места в «реестре» кризисов современного мира. Этот парадокс имеет первостепенное значение для понимания нынешнего состояния и перспектив интеграции не только в самом ЕС, но, по изложенным выше причинам, и в постсоветском пространстве.

Итак, спустя год после приёма в 2004 г. в свои ряды 10-ти новых членов, ЕС, вопреки всем ожиданиям, буквально проваливается в кризис, которому специалисты дали позже определение «институциональный» [8. С.32-37]. Он грянул, когда избиратели Франции и Голландии отвергли последовательно на референдумах в мае и июне 2005 г. «Конституцию для Европы», создававшую, в случае её принятия, политико-юридическую основу для создания на месте Евросоюза «Европейской Федерации». Шокированное этим провалом, руководство стран ЕС на саммите в июне того же 2005г. приняло решение «взять паузу для размышлений», которая растянулась на целых два года. Но и подготовленный взамен этой Конституции весьма урезанный её вариант в виде Лиссабонского договора – также был отвергнут, на сей раз избирателями Ирландии на референдуме 12 июня 2008г. После этого президенты Польши и Чехии объявили, что они подпишут договор только в случае его ратификации Ирландией. В данной ситуации ЕС вынужден был пойти на беспрецедентные льготы для последней, после чего её правительство согласилось на повторный референдум. Он был проведён 2 октября 2009 г. и на нём, наконец, принявшие участие в голосовании ирландцы сказали Лиссабонскому договору «да», после чего 1 декабря 2009 он вступил в силу.

Таким образом, отмечают авторитетные специалисты по евроинтеграции, провальные результаты референдумов 2005 г. во Франции и Голландии, «закреплённые» ирландским «нет» 2008 г. по Лиссабонскому договору, заставили евросоюзных политиков забыть свой амбициозный «суперпроект» создания Европейской Федерации «если не навсегда» то «надолго» [8. С. 45]. Испытывая своего рода «головокружение от успехов» интеграции в предшествующий период, евроэлиты оказались не в состоянии почувствовать углубляющийся разрыв между их амбициозными планами и массовыми настроениями населения своих стран. В результате, Евросоюз неожиданным для себя образом оказался в глубоком институциональном и политическом кризисе, «который может перерасти в стагнацию интеграционных процессов в Европе (выделено мною. – О. Б.)» [8. С. 46].