Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие Наш край IX-XVIII.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
05.11.2018
Размер:
457.22 Кб
Скачать

Вопросы и задания.

1.Определите особенности заселения территории Среднего Поволжья.

2.Какое государственное образование существовало на территории Среднего Поволжья в IX-XIII вв. Назовите особенности его развития.

3.Какое влияние оказал золотоордынский период на историю и развитие Среднего Поволжья?

4.В чем значение присоединения территории Казанского ханства к России?

5.Охарактеризуйте взаимоотношения Ногайской Орды, казачества и Московского государства в XVI в.

6.Дайте характеристику волжского казачества. Выделите особенности жизни и деятельности волжских казаков.

7.Каковы геополитические предпосылки основания Самарской крепости?

Тема 2. Самарский край в XVII в.

  1. Фортификация Самарской крепости и оборонительные линии.

  2. Самарский край в Смутное время.

  3. Колонизация территории Самарского Поволжья.

  4. Экономическое развитие Самарского края.

  5. Восстание Степана Разина.

Методические рекомендации.

Описания Самары XVII в. дают весьма скудные сведения для исследователей. Поэтому особое внимание следует обратить на реконструкции внешнего облика Самары, сделанные Е. Гурьяновым. В 30-х – 40-х гг. XVII в. Самарская крепость находилась под постоянной угрозой нападения калмыков, поэтому царское правительство было вынуждено предпринимать меры по укреплению Самарского городка. Огромное значение для дальнейшего развития Самары имело возведение оборонительных линий на территории края и строительство Сызрани.

В начале XVII в. в период Смутного времени Самарская крепость приобрела ключевое значение на Волжском пути, а деятельность воеводы Д.П. Лопаты-Пожарского позволила сохранить дипломатические отношения с Азией и предотвратить участие волжского казачества на стороне отрядов И. Заруцкого.

При изучении колонизационных процессов на территории Среднего Поволжья, следует принять во внимание удаленность Самарского края от центральных районов России и природно-географические особенности Самарской Луки. Необходимо выделить особенности различных видов колонизации территории Самарского Поволжья.

В XVII в. Самарский край переживал довольно бурное хозяйственное развитие. Надеинское Усолье становится одним из центров русского солеварения. Сельское хозяйство начинает складываться с учетом природно-климатических особенностей Среднего Поволжья. Одной из наиболее значительных сфер хозяйственной жизни быстро стало промысловое рыболовство. Однако в целом, вся экономика Самарского края XVII в. базировалась на транзитной торговле. Выделите торговые пути, проходившие через территорию Самарской Луки.

В силу своего географического положения Самара оказалась одним из волжских городков-крепостей, втянутых в сферу повстанческого движения Степана Разина. Хотя сама Разин Самару не посещал, но она оказалась важной вехой на пути его атаманов и сподвижников.

2.1. Фортификация Самарской крепости и оборонительные линии.

В XVII в. значение Самары как крепости и торгово-административного центра необычайно возросло. На территории Самарской Луки начал складываться земледельческо-промысловый район с оседлым населением, требовавший защиты и упорядочения в управлении. Существование гарнизона, крепости и окружавших ее оседлых территорий зависело не только от боеспособности воинских людей, но и от строительства укреплений.

Сохранилось несколько описаний Самарской крепости, относящихся к XVII в. Первое оставил русский купец Ф.А. Котов, плывший по Волге в Персию в 1623 г. Сам купец в крепость не заезжал. Описание довольно краткое (документ): «Городок Самара стоит на луговой стороне, от Волги песок залег, а город стар, рубленный, низок и острог по тому же городовому месту. А под городом река Самара течет из степи, устье под городом пало в Волгу, по нижнюю сторону города, а под рекою бани, а посады и ряды в городе, а около степь». Скорее всего, застройка крепости состояла из посада и кремля. Самаре на тот момент было всего 37 лет, поэтому город быть старым никак не мог, следовательно, кремль был собран из разобранного старого, такая практика в то время существовала в окраинных крепостях.

Второе описание Самары от 1637 г. принадлежит Адаму Олеарию – секретарю голштинского посольства (документ): «…28-го августа заблаговременно вновь собрались мы в путь и до восхода солнца дошли до города Самары, который считается в 350-ти в. от Казани. Этот город лежит по левую руку, в 2-х верстах от берега, построен в виде четырехугольника, имеет небольшое количество каменных церквей и монастырей и получил название от реки Самары, которая в 3-х верстах под городом дает рукав (его они называют Сын-Самары) в Волгу, но главным течением своим вливается в нее лишь 30-ю верстами ниже…». Посольство Самару не посещало, но А. Олеарий сделал рисунок Самары, правда, очень далекий от действительности русской практики строительства крепостей. Однако, если дополнить рисунок другими источниками, в том числе и архивными документами по другим подобным крепостям, то можно сделать некоторые выводы о внешнем облике Самары начала XVII в. Крепость имела прямоугольную форму со сторонами 213 на 245 м. Ее ограждал бревенчатый палисад высотой около 4 м. В палисаде на расстоянии 60-100 м. стояли 11 сторожевых башен. Восточная стена крепости стояла на гребне водораздела. Южная стена выходила на высокий и крутой берег реки Самары. К северной стене примыкал лес. Западная стена смотрела на Волгу, до которой было около двух километров песчаной поймы. В силу рельефа местности рвом и валами крепость окружена не была. Внутри городка находилось шесть кварталов и кремль. Вне кремля, но внутри острога стояли жилые дома, торговые ряды, административные здания.

Более поздние описания Якова Стрейса и Корнелия де Бруина столь же краткие, однако, свидетельствуют об увеличении городского населения и распространении предместий за территорию крепостных стен.

Во второй четверти XVII в. произошло серьезное гидрологическое изменение: Волга промыла новое русло вдоль высокого левого берега, пройдя возле Самарского городка. В результате, русла Самары и Волги стали естественными водными препятствиями на подходах к Самарской крепости, которая оказалась вытянута точно вдоль Волги. Изменение волжского русла дало возможность построить пристань непосредственно у крепости.

С конца 30-х гг. XVII в. Самарский городок неоднократно осаждали появившиеся в Заволжье калмыки. В 1643 г. правительство Михаила Федоровича ограничилось посылкой вестового колокола, чтобы сзывать жителей городка за стены в случае опасности. Поэтому самарцам приходилось самим бороться с калмыцкой угрозой. Был предпринят так называемый «калмыцкий» поход, организованный самарским воеводой Львом Плещеевым в 1644 г., и увенчавшийся успехом. После похода отношения с калмыками до некоторой степени нормализовались, однако небольшие калмыцкие отряды постоянно тревожили окрестности Самары, продолжая угонять скот и захватывать пленных.

Все же исходящая от калмыков угроза заставила царскую администрацию обновить и усовершенствовать систему Самарских укреплений. По указу Алексея Михайловича в 1645 г. повелевалось на незащищенных реками отдаленных степных подступах к Самарскому городку вырыть ров, насыпать вал, сделать надолбы и построить сторожевые башни. Эти укрепления начинались от Волги, проходили по современной ул. Ленинградской до ул. Самарской, резко поворачивали направо в начале ул. Садовой и заканчивались у реки Самара. Документ: «…для удобнейшей защиты…от набегов хищных соседей: у Самарского городка, со стороны не защищенной реками, устроить дополнительные земляные укрепления в виде рва и вала со сторожевой высокою деревянною башнею».

В 1670-1680-х гг. на дальних рубежах Самарского уезда были построены небольшие укрепления-заставы и острожки, для охраны торговых путей и предупреждения нападений «лихих» людей. Держали караулы и на переволоке между Волгой и Усой – три острожка. Укрепленные и вооруженные городки располагались в Надеинском Усолье и в устье Сока. Неоднократно ремонтировались и обновлялись собственные самарские укрепления.

На протяжении всего XVII в. встречаются упоминания о различных группах служилого самарского населения, административных должностях, размере самарского гарнизона. В результате анализа этих данных можно относительно точно подсчитать численность и выяснить состав служилых людей в крепости: воевода, стрелецкий голова, городовой приказчик, 3 стрелецких сотника, 100 пеших стрельцов и 250 конных, 8 пушкарей, 3 воротника, 1 кузнец, 3 переводчика, 20 детей боярских. Элиту самарского гарнизона составляли дворяне и дети боярские, занимавшие высшие командные должности. Многочисленную часть гарнизона составляли иноземцы – около 70 человек. На протяжении XVII в. численность самарского гарнизона выросла с 300 до 500 человек.

Согласно данным о посадском населении в Самаре было 137 дворов, 81 двор стоял на посаде. Мужское население составляло 356 человек. Всего же в это время в Самаре проживало примерно 1,5 тыс. человек. На основе этих данных М.Н. Тихомиров определил некоторые особенности Самары. Он посчитал площадь крепости и количество дворов. В отличие от других русских городов самарцы на территории крепости имели только двор и надворные постройки, отсутствовали огороды и сады, находившиеся за крепостными стенами. Поэтому жители Самары испытывали большие неудобства в плане ведения приусадебного хозяйства.

В середине XVII в. на территории Самарского края для защиты волжского правобережья была построена Симбирско-Корсунская линия, включавшая в себя крепости Корсун, Тагай, Юшанск и Симбирск. Продолжением Симбирско-Корсунской линии стала Закамская оборонительная линия, построенная на левобережье Волги в 1652-1655 гг. В систему закамских оборонительных сооружений вошли крепости Белый Яр, Ерыклинск, Тиинск, Билярск. Эта линия начиналась от Волги и вдоль реки Большой Черемшан шла в северо-восточном направлении до реки Ик.

После основания Симбирска в 1647 г. началось перемещение населения к Самарской Луке. Это в некоторой степени сняло с Самары изоляцию и приблизило ее к основным земледельческим районам Среднего Поволжья. Завершился этот процесс строительством в 1683 г. Сызрани и нескольких казачьих и солдатских слобод Сызранской укрепленной линии. Документ: «…по досмотру и по описи и по чертежу стольника и воеводы Матвея Головина за старою Синбирскою и Корсунскою чертою за новопостроенные села и деревни для оберегания от приходу воинских людей строить новую черту ему стольнику и воеводе от Казачьих гор до Туруева городища и до речки Суры на 70 верстах 342 саженях и по той новой черте сделать 4 городка, чтобы старая Синбирская и корсунская черта тех городков и пригороды и …пашня и села и деревни, которые за старою Синбирскою и Корсунской черты стали в черте. И служилые и всяких чинов и уездным людям было бесстрашно. И по Волге всяким людям от приходу воинских людей разорения не было». В дополнение к слободам в 1687 г. на южных подступах к Сызрани была построена Кашпирская крепость на высоком мысу при впадении речки Кашпирки в Волгу. Крепость соединялась с волжским берегом земляным валом.

Население новых городков и слобод составили солдаты и казаки, переведенные из расположенных севернее крепостей и поселений. В результате таких переводов на территории Самарского края оказались сосредоточены весьма значительные для того времени воинские силы: в Сызрани 500 служилых людей, в Кашпире – 188, в Печерской слободе – 50 и т.д. На правобережных рубежах служилые люди предпочитали земельные пожалования денежным. Уменьшилась угроза набегов кочевников, правительственная колонизация ушла дальше на юг, поэтому обеспечивать себя за счет земледелия стало более выгодно.

Таким образом, к концу XVII в. Самарский край оказался в относительной безопасности от кочевников, а колонизация ушла дальше на юг. Территория Самарского края оказалась в составе нескольких уездов: Правобережье без Самарской Луки и Надеинского Усолья подчинялось симбирскому воеводе, Самарская Лука – самарскому воеводе, левобережье – казанскому. Надеинское Усолье было независимо от местных властей.

Постепенно на территории Самарской Луки формируется земледельческо-промысловый район. Эти правобережные территории находились под влиянием самарского воеводы, а с 1630 г. появляются упоминания о Самарском уезде. Вопрос о территории уезда в тот период неясен, так как Самара контролировала население центральной и восточной частей Самарской Луки. Одновременно под контролем Самары находились и рыбные ловли с прилегающими землями от района современного Тольятти до устья Большого Иргиза.

К самым значительным событиям XVII в. в жизни Самары относится указ 1688 г. царей Ивана и Петра. По этому указу крепость Самара получила статус города и была внесена в официальный список российских городов. Документ: «…население Самары, составившееся из выходцев со всех концов России, свободно здесь селившихся, обязанных только нести на своем коште царскую службу против ордынцев от Сызрани до Саратова, обратилось с просьбою к царям Иоанну и Петру Алексеевичам в 1688 г. о вознаграждении хлебом и денежным жалованьем за службу и подвиги самарского населения – просьба его была уважена. В Самару прислана высочайшая грамота, которою повелевалось: крепость Самару переименовать в город, жителей самарских – дворян, детей дворянских; иноземцев, стрельцов конных и пеших, пушкарей, посадских людей и всех чинов городских обывателей – наделить землею, отведя им около 120 тыс. десятин, причем учинить межевые признаки и грани, а чертеж отдать самарцам. Эта грамота впоследствии подтверждена таковыми же в 1689 и 1697 гг. Означенную землю повелено распределить на каждого самарского жителя сообразно его происхождению и занимаемой им должности по военной и земской службе, а между обывателями – по усердию каждого к интересам правительства».

Таким образом, 1688 г. – дата появления города Самара и начало хозяйственного освоения левобережья Волги. В 1685 г. в Самаре было построено первое каменное здание – Спасо-Преображенская церковь. Она была небольшой – 5х10 м2, высотой – 11 м. Главный купол церкви был окружен четырьмя маленькими куполами, затем – восемью. Это была типичная постройка того времени. Правда, в источниках отмечена необычайная акустика этой церкви. Церковь была разобрана в 1952 г. в связи со строительством автомобильного моста через реку Самару. Когда церковь разбирали, выяснилась причина удивительной акустики: в купол церкви были вделаны пустые глиняные сосуды – голосники.