Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вводная лекция 3-4 Общие вопросы.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
36.97 Кб
Скачать

2. Система синтаксических единиц

Преобладающее в со­временной русской синтаксической науке понимание основных синтаксических единиц сформировано В. В. Виноградовым [См: Введение к синтаксической части АРГ-1954; Виноградов В.В. Вопросы изу­чения словосочетаний; Основные вопросы синтаксиса предложения.— В его кн.: Избр. труды. Исследования по русской грамматике].

По мысли ученого, словосоче­тание (далее: СЛСЧ) — это синтаксическая единица, возникающая в результате соединения слова с формой другого слова на основе подчинительной синтаксической связи: спящий ребенок, сон ребенка, крепко спать. СЛСЧ В.В. Виноградов противопоставляет простому предложению (далее: ПРДЛЖ) по нескольким позициям.

Наиболее существенна следующая: являясь «распространенным словом», СЛСЧ не предназначено для того, чтобы выражать сообщение, быть коммуникативной единицей, в отличие от простого ПРДЛЖ, для ко­торого именно коммуникативная функция первична и вытекает из его грамматических свойств.

В.В. Виноградов назвал и определил важнейшее грамматическое свойство простого ПРДЛЖ. Вслед за многими русскими синтак­систами он обратил внимание на то, что содержание ПРДЛЖ всегда актуализировано, соотнесено с действительностью: ПРДЛЖ обязательно придает сообщаемому модальную и временную характеристику. Тут солнце. — Только бы тут было солнце! — Пусть всегда будет солнце! При почти полном тождестве грамматического строения и лексического наполне­ния эти ПРДЛЖ различаются тем, что содержание первого офор­млено как сообщение о реальном факте, существующем одновременно с моментом речи, второго — как пожелание, третьего — как побужде­ние. В комплексе грамматических значений (далее – ГЗ), соотнесенных с актом речи увидел В.В. Виноградов грамматическую сущность ПРДЛЖ, названную им предикативностью (термин в истории науки наполнялся разным содержанием).

Т.о., различие между СЛСЧ и ПРДЛЖ может быть сформулировано как различие между непредикатив­ной и предикативной синтаксическими единицами. Это раз­личие фундаментальное, все другие производны от него. Таковым является раз­личие в функциях ПРДЛЖ и СЛСЧ. Первич­ная функция ПРДЛЖ - быть коммуникативной единицей, СЛСЧ же неспособ­но выступать в этой функции. Особенностью ПРДЛЖ является то, что оно может быть однокомпонентным. Пожар! Светает. Уходи. Хо­лодно. СЛСЧ минимум двукомпонентно.

Сложное предложение

Сложное ПРДЛЖ в функциональном плане имеет много общего с простым ПРДЛЖ, но со стороны своей формальной устроенности оно является сочетанием ПРДЛЖ на основе определенной синтаксической связи. Его части обязательно обладают основным конституирующим признаком ПРДЛЖ — предикативностью. В большинстве случаев они отличаются от самостоятельных ПРДЛЖ только тем, что содержат показатели синтаксиче­ской связи — союзы и союзные слова. Редеет мгла ненастной ночи, И бледный день уж настает (П.). Вновь я посетил Тот уголок эемли, где я провел Изгнанником два года незаметных (П.). И невозмож­ное возможно, Дорога дальняя легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка (Бл.).

Различительные признаки синтаксических единиц

Словосочетание — непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, связанные между собой синтаксической связью.

Простое предложение — предикативная синтаксиче­ская единица, состоящая из нескольких связанных синтаксической связью форм слов или из одной формы.

Сложное предложение — синтаксическая единица, компонентами которой являются предложения, связанные между собой синтаксической связью.

Различия между синтаксическими единицами имеют чисто граммати­ческий характер; по своему вещественному, объективному содержанию словосочетание, ПРДЛЖ и сложное предложение могут совпадать. Условием такого совпадения является тождество лексического соста­ва (лексически значимых морфем).

Вечернее рассказывание сказок бабушкой (СЛСЧ).

Вечером бабушка рассказывала сказки (простое ПРДЛЖ).

Когда наступил вечер, бабушка рассказывала сказки (сложное ПРДЛЖ ).

Три разные синтаксические единицы дают название одному и тому же событию и различаются лишь теми элементами смысла, которые опре­деляются грамматическими различиями между ними. СЛСЧ, являясь непредикативной единицей, представляет это событие вне связи с ситуацией речи и оценивающей позицией говорящего. В простом ПРДЛЖ (предикативной едини­це) называемое событие соотнесено с ситуацией речи, оценивается говорящим как реальный факт прошлого. Ср.: тот же вещественный смысл, но иную модальную оценку и временную характеристику события говорящим в ПРДЛЖ. Пусть вечером бабушка рассказывает сказки (побужде­ние, временной план будущего). Вот бы вечером бабушка рассказывала сказки (желательность, временной план будущего). В сложном же ПРДЛЖ, каждая из частей которого обладает предикативностью, с ситуацией речи соотнесены порознь два компонента сообщения о событии, содержащиеся в двух частях сложного ПРДЛЖ: ука­зание на вечер и на рассказывание сказок бабушкой. При этом оценка говорящим этих составных частей события может и не быть тождест­венной, как в нашем примере, где в обеих частях значение реальности и временной план прошлого. Ср.: Вот бы бабушка рассказывала сказки, когда наступит вечер. Пусть бабушка рассказывает сказки, когда наступит вечер. Здесь модальная оценка желательности и побудитель­ности относится только к рассказыванию сказок, а наступление вечера оценивается как реальный факт.

Т. о., различительные признаки синтаксических единиц таковы.

1. Отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, с оценкой говорящего — непредикативность (СЛСЧ ); еди­ная соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания — монопредикативность (про­стое ПРДЛЖ); раздельная соотнесенность с ситуацией речи, оцен­ка говорящим объективного содержания по частям — полипреди­кативность (сложное ПРДЛЖ ).

Эти различительные признаки составляют основные, кон­ституирующие характеристики синтаксических единиц, опре­деляют принципы их формальной устроенности и потому достаточны для того, чтобы, опираясь на них, можно было отличить одни синтак­сические единицы от других. Далее, при специальном рассмот­рении каждой из них, определения синтаксических единиц будут уточнены, развиты и дополнены.