Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кп ответы.docx
Скачиваний:
142
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
144.41 Кб
Скачать

Билет № 5

  1. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.

По смыслу Конституции Российской Федерации личность - член общества, который выступает в данном случае субъектом государственно-правовых отношений в качестве именно гражданина Российской Федерации, то есть, те права и свободы, которые закреплены в статьях 29 - 33 Конституции Российской Федерации, принадлежат только ее гражданам.

Политические права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации, представляют собой юридическую форму политической свободы, которая обеспечивает за всеми гражданами право свободно собираться, обсуждать свои вопросы, влиять на государственные дела, объединяться в общественные организации, реализовать свободу слова, печати, уличных шествий и демонстраций, избирательное право и др.

Как и конституционное признание личных прав и свобод, признание политических прав и свобод также имеет свою историю. Политическая борьба, которую вел новый класс - буржуазия - против феодального строя, велась не только против экономического, но и против политического бесправия. В результате этой борьбы появились те права, которые стали «правами гражданина», и рассматривались они уже как права политические, происходящие из «договора» с государством, и были отнесены к правам, созданным государством. Цель этих прав в том, чтобы обеспечить гражданам возможность участия в государственно-политической жизни. Эти права являются производными и сопутствующими элементами той или иной формы государства, от характера которого зависит степень осуществления и гарантии реализации тех или иных из этих гражданских прав.

В России такие политические свободы, как свобода слова, собраний и союзов были провозглашены Высочайшим Манифестом от 17 октября 1905 года. Дальнейшее развитие эти права получили уже в Конституции РСФСР 1918 года, в которой были закреплены за трудящимися: свобода собраний, митингов, шествий и т.д. с предоставлением в распоряжение рабочих и крестьян пригодных для устройства народных собраний помещений с обстановкой, освещением и отоплением; свобода союзов. Все политические права российских граждан предоставлялись и иностранным гражданам, которые проживали на территории Российской республики для трудовых занятий и не пользовались наемным трудом.

Активное и пассивное избирательное право предоставлялось гражданам Российского государства обоего пола с 18-тилетнего возраста. Соответствующие ограничения избирательного права свидетельствовали о том, что политические права как прежде, так и в Российской Республике носили классовый характер. Это постоянное (!) свойство политических прав и свобод.

Все последующие Конституции СССР и РСФСР практически сохранили перечень основных политических прав и свобод, внося в них отдельные уточнения как теоретического, так и организационного характера.

Действующая Конституция Российской Федерации к этой группе основных прав и свобод отнесла:

- свободу мысли и слова, свободу массовой информации (ст. 29 Конституции);

- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции);

- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции);

- право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными, участвовать в референдуме; право иметь равный доступ к государственной службе, а также участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции);

- право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции).

Пользование политическими правами налагает на граждан особую ответственность: их действия не могут быть направлены на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной ненависти и вражды. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнения и убеждений или отказу от них.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Государство, со своей стороны, создает все условия для того, чтобы российские граждане могли надлежащим образом реализовать принадлежащее им то или иное конституционное политическое право, ту или иную политическую свободу. С этой целью практически по всем конституционным позициям относительно политических прав и свобод приняты соответствующие федеральные конституционные законы или федеральные законы. В их числе:

- свобода мысли, слова и массовой информации (обеспечивается Федеральным законом от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»; Федеральным законом «О средствах массовой информации» в редакции Федерального закона от 27 декабря 1995 г.);

- право на объединение урегулировано Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. в редакции Федерального закона от 2 июля 1998 года; Федеральным законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 года;

- право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования урегулировано Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

- право на участие в управлении делами государства (определено Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также соответствующими законами субъектов Российской Федерации о порядке прохождения муниципальной службы);

- право избирать и быть избранным (урегулировано Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, а также федеральными законами о выборах Президента Российской Федерации и о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации);

- право на участие в референдуме (урегулировано Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.);

- право на обращение (урегулировано Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Следовательно, широкий круг конституционных политических прав и свобод, их надлежащее гарантирование государством создают все условия для вовлечения широких народных масс в политическую жизнь государства, в осознанные политические действия и акции. Их политические действия в этих случаях носят подлинно общественный характер и только потом - узкоклассовый или групповой интерес.

  1. Система конституционного права как отрасли права

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно-правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;

по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;

по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;

по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;

по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]