Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латинская америка.docx
Скачиваний:
94
Добавлен:
22.03.2016
Размер:
97.96 Кб
Скачать

8. Роль Бразилии как португальской колонии.

В Бразилии, за исключением отдельных районов на побережье, не было оседлого земледельческого населения, немного-численные индейские племена, находившиеся на стадии родоплеменного строя, были оттеснены в глубь страны. Активная колонизация Бразилии началась с 30-х гг. XVI в., но она шла более медленными темпами, чем в Испанской Америке, и тому есть простое объяснение — по численности населения Португалия уступала Испании примерно в 10 раз. Однако и в Португальском королевстве нашлось немало желающих начать новую жизнь. Переселенцы высаживались на побережье и в устьях рек, где были плодородные почвы, строили жилища и заводили собственные хозяйства.

В отличие от Испании, в Португалии не существовало специального государственного учреждения, ведавшего управлением исключительно американскими колониями. Делами всей португальской колониальной империи занимался Совет по заморским территориям, и Бразилия была ему подвластна наряду с другими колониями.

Вся освоенная территория португальских владений в Америке делилась на 13 административных областей, так называемых капи-таний, которые возглавляли капитан-губернаторы, назначаемые королем. Столицей Бразилии стал город Байя. Права капитанов были схожи с правами феодальных сеньоров. Одна часть капитании жаловалась им в качестве наследственного неделимого держания вместе с правом на доходы с другой ее части. Капитаны имели право вершить суд именем короля в границах подвластных им земель. По мере роста территории колонии, португальская корона стала ограничивать административные права капитан-губернаторов и лишила их права передавать капитании по наследству. В 1549 г. король впервые назначил единого генерал-губернатора для всей Бразилии, однако официально эта должность была утверждена только в 1720 г. Подобно испанским вице-королям, капитан-губернаторы Бразилии общались с метрополией независимо друг от друга. В XVII в. территория колонии росла, изменялись границы губернаторств и полномочия губернаторов.

В Бразилии с середины XVI в. португальская коро­на начала предоставлять земельные пожалования — сесмарии — тем переселенцам, которые выражали же­лание выращивать на них сахарный тростник, служив­ший, как мы уже упоминали, сырьем для главной экс­портной продукции колонии. Они имели возможность постепенно увеличивать размеры своих участков, по­скольку существовали огромные массивы неучтенной земли. Так в Бразилии появились крупные фазенды — поместья, похожие на испанские асьенды.

Начиная со второй половины XVI в. быстрыми темпами растет ввоз африканских невольников. В 1583 г. во всей колонии проживали 25 тыс. белых поселенцев и миллионы рабов. Белые поселенцы жили преимуществен но в прибрежной полосе довольно замкнутыми группами. Здесь не получила большого размаха метисация; влияние португальской культуры на местное население было очень ограниченным. Португальский язык не стал господствующим, возник своеобразный язык общения индейцев и португальцев — "ленгуа жерал", в основе которого были одно из местных наречий и основные грамматические и лексические формы португальского языка. На "ленгуа жерал" говорило все население Бразилии на протяжении двух последующих столетий.

В Португалии также началось проведение реформ, аналогичных реформам Карла III. Их инициатором стал первый министр короля Жозе I маркиз Помбал (Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу). Он был од­ним из немногих представителей «верхов», понимав­ших, что в колониях противоречия между креольской аристократией и португальцами из метрополии обост­ряются. Большое недовольство вызывала также дея­тельность иезуитов, прибравших к рукам огромные массивы плодородных земель и значительную часть местного населения, и в 1759 г. (то есть раньше, чем в испанских владениях) они были изгнаны из Португа­лии и Бразилии. Бразильцам разрешалось заводить ма­нуфактуры н осваивать новые виды деятельности, если они не наносили ущерба короне. В то же время Помбал способствовал созданию в колонии новых торговых монополий в интересах королевского двора и крупных лиссабонских купцов.

Судьба реформ Карла III и Помбала сложилась по-раз­ному. Если в Испании и ее владениях они были доведены до конца, то в Португальской империи после отставки Помбала начался период контрреформ. Вскоре в Брази­лии были уничтожены почти все мануфактуры, запреще­но создание новых предприятий и восстановлен суд инквизиции. Иностранцы отныне не допускались на бра­зильские территории, и все контакты колонии с другими странами оказались прерваны. Внешняя торговля Брази­лии осталась в руках португальцев, конкурирующие с ме­трополией предприятия вынуждены были свернуть тор­говые операции. Однако повернуть развитие колонии вспять Лиссабону не удалось — бурный рост экспортного производства уже сделал свое дело.