Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международная экономика.doc
Скачиваний:
167
Добавлен:
04.03.2016
Размер:
2.61 Mб
Скачать

Лекция 6. Теории международной торговли

1. Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо

2. Сравнительные преимущества и альтернативные издержки

3. Значение теории сравнительных преимуществ

4. Теория Хекшера-Олина

5. Новые теории торговли

Исторически теории международной торговли возникли в результате попыток ответить на два взимосвязанных вопроса:

  1. Является ли торговля между странами взаимовыгодной?

  2. Какие факторы определяют структуру торговли, т.е. от чего зависит, какие товары страна будет экспортировать, а какие импортировать?

Впервые эта проблематика стала активно обсуждаться в эпоху меркантилизма – в XVI – XVIII вв. Меркантилисты, считая главной целью экономической политики увеличение количества благородных металлов в стране, с подозрением относились к импортным операциям, так как последние приводили к оттоку золота и серебра из страны и, тем самым, вроде бы уменьшали ее богатство. Исключение в этом отношении делалось для импорта сырья с целью его последующей переработки внутри страны. Напротив, экспорт рассматривался как главное средство привлечения в страну благородных металлов и признавался выгодным, если не считать, опять-таки, сырье, которое могло быть переработано в готовую продукцию иностранцами.

В соответствии с такими представлениями предлагалось осуществлять экономическую политику: всячески поощрять экспорт готовых изделий и препятствовать вывозу сырья. В случае импорта – все с точностью до наоборот. Таким образом, торговля подразделялась на выгодную и невыгодную.

Иных взглядов придерживался Адам Смит. Подвергнув критике меркантилистскую доктрину в целом, он отрицательно отнесся и к их рекомендациям в области внешней торговли. По его мнению, пытаться производить все необходимое в своей стране – так же неразумно, как и стремиться обеспечить свою семью, производя все необходимое в домашнем хозяйстве. Как отдельный человек, так и страна в целом, не могут делать одинаково хорошо различные вещи.

Несмотря на убедительность этой аналогии, оставались сомнения, применима ли она в полной мере к торговле между странами. Не может ли оказаться так, что одна из стран окажется более производительной по сравнению с другой? Возможна ли взаимовыгодная торговля в таком случае? Ответы на эти вопросы были даны Д. Рикардо в работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817 г.), в которой был сформулирован принцип сравнительных преимуществ, до сих пор остающийся (после ряда модификаций) основой теории международной торговли.

1. Теория сравнительных преимуществ

Предположим, что мир состоит из двух стран (следуя классическому образцу – Англии и Португалии). В каждой из них производится два товара – вино и сукно. Пусть одна из этих стран – Португалия – будет производительнее Англии или, как принято говорить, имеет абсолютное преимущество и по вину, и по сукну. Затраты ресурсов на производство единицы продукции (вина – в бочонках; сукна – в метрах) приведены в часах затрачиваемого рабочего времени.

Страны \ Товары

Вино

Сукно

Португалия

2

4

Англия

5

5

В нашем примере Португалия производительнее Англии в 2,5 раза (5/2) в производстве вина и в 1,25 раза (5/4) – сукна. Это, однако, не означает, что между ними невозможна: а) торговля вообще; б) взаимовыгодная торговля.

Предположим, торговля между странами отсутствует или, как говорят, каждая страна находится в состоянии автаркии – замкнутой, изолированной от остального мира экономики. Тогда в каждой из стран установятся следующие пропорции обмена вина на сукно, предполагается, что: а) труд является единственным фактором производства; б) он является однородным:

Португалия: 2 бочонка вина ↔ 1 метр сукна.

Англия: 1 бочонок вина ↔ 1 метр сукна.

Как нетрудно догадаться, португальские виноделы вскоре смогут обнаружить, что они в состоянии за 2 бочонка вина получить не 1 метр сукна (как в своей стране), а гораздо больше (максимум – 2 метра сукна), если они будут продавать его в Англии. Точно так же английским сукноделам будет выгоднее продавать свое сукно не в Англии, получая за 1 метр лишь 1 бочонок вина, а в Португалии, где максимально можно получить 2 бочонка. (Отметим на всякий случай, что на протяжении всех этих рассуждений мы абстрагируемся от транспортных расходов и таможенных пошлин: их учет в анализе усложнил бы изложение, ничего не изменив по сути).

Итак, Португалия начнет экспортировать вино, Англия – сукно. Обратим внимание на то, что Португалия экспортирует тот из двух товаров, по которому ее преимущество в производительности перед Англией больше (2,5 по вину против 1,25 по сукну). Англия же экспортирует сукно, в производстве которого она менее производительна, чем Португалия, но отставание в производительности этого товара меньше, чем по вину (1,25 против 2,5). Принято говорить, что Португалия, обладая абсолютными преимуществами в производстве как вина, так и сукна, обладает сравнительным преимуществом по вину, но сравнительным недостатком – по сукну. Напротив, Англия "обладая" абсолютными недостатками по обоим товарам, имеет сравнительное преимущество по сукну, а сравнительный недостаток – по вину. В соответствии с принципом сравнительных преимуществ, страны экспортируют те товары, в производстве которых они обладают сравнительным преимуществом, а импортируют товары, по которым у них сравнительные недостатки.

Точно сказать, в какой пропорции будет обмениваться сукно на вино в нашем примере исходя из имеющихся данных, невозможно. Ясно лишь, что 1 метр сукна будет стоить от одного до двух бочонков вина. Допустим, что обменный коэффицент (или – условия торговли64) составит в торговле между Англией и Португалией 1 метр сукна на 1,5 бочонка вина. Нетрудно показать, что от торговли выиграют обе страны. В Англии, чтобы произвести 1,5 бочонка вина, потребовалось бы затратить 7,5 часа. Таким образом, производя 1 метр сукна (на что требуется 5 часов) и обменивая его на 1,5 бочонка вина, Англия затрачивает на 2,5 часа меньше, экономя свои ресурсы. Точно так же Португалии, чтобы получить 1 метр сукна, оказывается достаточным затратить 3 часа на производство полутора бочонков вина вместо четырех, которые бы потребовались на производство одного метра сукна внутри страны.

Вместе с тем очевидно, что страны могут выигрывать от торговли больше или меньше в зависимости от условий торговли. Так, если бы обменный коэффициент составил 1 метр сукна на 1,9 бочонка вина, то в сравнении с приведенным выше примером выигрыш Англии оказался бы большим, а Португалии, соответственно, меньшим. Хотя торговля все равно оставалась бы взаимовыгодной.

Выгода для обеих стран окажется еще больше, если они, не ограничиваясь торговлей, начнут специализироваться в производстве тех товаров, по которым они имеют сравнительное преимущество, т.е. ресурсы (в нашем случае – труд) будут перемещаться: в Португалии – из производства сукна в производство вина, а в Англии – наоборот.

Допустим, и в Португалии, и в Англии имеются ресурсы в размере по 1000 часов рабочего времени в каждой. Предположим, что в условиях автаркии структура спроса в них такова, что в Португалии производится 350 бочонков вина и 150 метров сукна. Отметим, что в таком случае производственные ресурсы используются полностью (350 х 2 + 75 х 4 = 1000). В Англии – 100 бочонков вина и 100 метров сукна. Тогда выигрыш от специализации может быть проиллюстрирован следующим образом.

Таблица 6.1

Португалия

Англия

Вино (бочонков)

Сукно

(метров)

Вино

(бочонков)

Сукно

(метров)

При отсутствии торговли и специализации

Производство

350

75

100

100

Потребление

350

75

100

100

При специализации и торговле (1 метр сукна за 1,5 бочонка вина)

Производство

500

0

0

200

Потребление

350

100

150

100

После специализации в Португалии трудовые ресурсы, ранее занятые в производстве сукна (75 х 4 = 300 часов рабочего времени) переместятся в виноделие. Это приведет к росту производства вина на 150 бочонков (300/2) и прекращению производства сукна. Аналогичный процесс (перемещение трудовых ресурсов из виноделия в сукноделие) будет происходить и в Англии, что приведет увеличению производства сукна на 100 метров.

В нашем примере предположено, что после специализации и вступления в торговлю каждая страна сохраняет без изменения уровень потребления того товара, по которому она обладает сравнительным преимуществом. Весь прирост производства соответствующих товаров обменивается между странами в пропорции 1 метр сукна на 1,5 бочонка вина. Как видим, после специализации общее производство обоих товаров увеличилось: вина – на 50 {500 – (350+100)}; сукна – на 25 {200 – (100+75)}. Благодаря торговле увеличивается и объем потребления в каждой из стран.

Таким образом, теория сравнительных преимуществ показала, что торговля возможна и взаимовыгодна даже в том случае, если какая-либо из стран имеет более низкую производительность по всем товарам. Это, однако, не означает, что никто не несет ущерба от торговли. Производители тех товаров, по которым у соответствующих стран имеются сравнительные недостатки, безусловно, оказываются в невыгодном положении. Они или должны согласиться с более низкими ценами на свои товары под воздействием иностранной конкуренции, или же оставить свое прежнее занятие. Очевидно, что хотя для страны в целом торговля окажется выгодной, такие производители не будут в ней заинтересованы. Выгоду от торговли они смогут получить лишь после смены сферы применения своих усилий, а это требует времени, причем иногда – весьма продолжительного. Отсюда, естественно, вытекает стремление лиц, занятых в неконкурентоспособных отраслях, противодействовать свободной торговле, выступать за установление торговых барьеров.