Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вера переданная святым.doc
Скачиваний:
74
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
3.57 Mб
Скачать

3. Библейская терминология

Для того чтобы ясно рассуждать об онтологической природе человека, необходимо понимать значение библейских слов, относящихся к его физической и духовной составляющим. Особенно важно помнить, что у этих слов есть и другие значения.

Физическая составляющая человека чаще всего называется словом «тело». У этого слова нет прямого эквивалента в Ветхом Завете. Ближе всего по смыслу древнееврейское geviyah, но оно встречается всего 14 раз.

Физическая составляющая человека гораздо чаще обозначается словом basar («плоть») или названиями различных частей тела, например, «кости» или «утроба». В Новом Завете используется древнегреческое слово soma, которое переводится как «тело». Оно довольно часто употребляется в тех случаях, когда речь идет о физической, а не духовной составляющей человеческой природы.

Другое слово, нередко используемое для обозначения нашей материальной природы, — «плоть». Его ветхозаветный эквивалент — древнееврейское слово basar. В Новом Завете используется древнегреческое слово sarx. Иногда «плоть» означает человеческую природу в целом, когда подчеркивается ее слабость в сравнении с Богом и ангелами (например, Иер. 17:5; Рим. 6:19; 1 Пет. 1:24). Это значение особенно хорошо видно в выражении «плоть и кровь» (например, Мф. 16:17; Еф. 6:12; Евр. 2:14). Однако слово «плоть» чаще встречается в онтологическом смысле при­менительно к физическому аспекту человеческой природы, когда внешний человек противопоставляется внутреннему (например, Мф. 26:41; Рим. 2:28-29; 2 Кор. 7:1; Еф. 5:28-29).

Широко распространено толкование, согласно которому слово sarx, в особенности у Павла, имеет этические коннотации и означает всего человека (и тело, и душу), порабощенного грехом. Применительно к христианину это называется «ветхим человеком» или «греховной природой» — остатками греховной части нашей природы (например, Рим. 8:5 и Гал. 5:19). Соответственно, «плоть» — это не внешний человек, противопоставляемый внутреннему, а ветхий, противопоставляемый новому. Но, тщательно изучив ключевые отрывки в Послании к Римлянам, я пришел к выводу об ошибочности такой точки зрения. Когда Павел пишет о плоти, он имеет в виду именно тело. (См. Cottrell, Romans, 1:372-377; 426^427).

Три главных слова, означающих нашу духовную составляющую, — «сердце», «дух» и «душа». Слово «сердце» (leb и lebab в Ветхом Завете, kardia — в Новом) употребляется в Библии сотни раз и почти всегда применительно к духовной составляющей, будучи эквивалентом слов «душа» или «дух» (см., например, Исх. 35:21; Пс. 72:26; Еккл. 11:10; Иез. 44:7; Мф. 22:37; Рим. 2:28-29; Евр. 10:22; 1 Пет. 3:4). Сердце выполняет все те функции, которые ассоциируются с личностными качествами и разумом: умственную деятельность (размышления, рассуждения, понимание), волевую (решения и желания), эмоциональную (радость, печаль, страх), «религиозную» (принятие Божьего Слова, вера, покаяние, послушание, поклонение), а также грех и неверие. Стоит также отметить, что в Библии полностью отсутствует распространенное противопоставление сердца (чувств) и головы (разума). «Сердце» в библейском смысле включает в себя и то, и другое, означая всего внутреннего человека.

Другое слово, означающее внутреннего человека, — «дух» (ветхозаветное ruach и новозаветное рпеита). Это слово далеко не всегда имеет метафизические коннотации. Иногда оно означает просто ветер (Пс. 147:7; Ин. 3:8а), дыхание (Быт. 6:17; Пс. 103:29) и поведение (Рим. 12:11; Гал. 6:1). Этим словом часто обозначаются Бог, бестелесные существа (ангелы), а также люди. Применительно к людям оно употребляется тогда, когда подчеркивается нематериальная составляющая нашего бытия, которая противопоставляется телу и может отделяться от тела (см., например, Втор.2:30;Езд. 1:1,5;Пс. 141:3;Иез. 18:31;Лк.23:46; Деян. 7:59;Рим. 8:16; 1 Кор. 2:11; 5:5; 14:32; 1 Пет. 3:19; Евр. 12:23). В этих и во многих других отрывках невозможно интерпретировать ruach nepheshкак «дыхание» или некую безликую «жизненную силу», как считают монисты — например, Свидетели Иеговы. Кроме того, человеческий дух ни в коем случае нельзя отождествлять со Святым Духом.

Третье слово, обозначающее духовную составляющую человека, — «душа» (nephesh в Ветхом Завете, psyche в Новом). Несмотря на то, что в некоторых английских переводах для передачи слова nephesh используется 25 (если не больше) разных слов, наиболее важными представляются три коннотации терминов nephesh и psyche. Чтобы правильно понять человеческую природу, совершенно необходимо знать эти три значения и различия между ними. Необходимо также понимать, какое значение эти слова имеют в каждом из библейских отрывков.

Во-первых, иногда эти слова действительно обозначают духовную составляющую человека и представляют собой эквиваленты слов «душа» и «дух» (например, Пс. 62:2; 83:3; Мф. 10:28; 3 Ин. 2; Откр. 6:9).

Во-вторых, иногда они означают творение, существо, личность, человека в целом. Они могут быть применены и к людям, и к животным (см. Быт. 1:24; 2:7). Применительно к людям они чаще всего имеют коннотацию «личность» или «человек» (см., например, Исх. 1:5; 12:4; Пс. 15:10; Иез. 18:4; Деян. 2:41; 7:14; 27:37; Рим. 13:1; 1 Пет. 3:20).

В-третьих, слова nephesh и psyche иногда также означают жизнь человека (или животного). В этих случаях под словом «душа» следует понимать не само метафизическое бытие, а один из его атрибутов (см., например, Лев. 17:14; Мф. 6:25; 16:26; Ин. 10:11; 15:13; Деян. 15:26).

Одна из грубейших ошибок монистов-материалистов состоит в том, что они, заостряя внимание на втором или третьем значении, считают их единственными возможными. И хотя nephesh и psyche действительно иногда используются и во втором, и в третьем значении, монисты делают из этого вывод, будто эти слова не могут означать «дух» как отделяемую от тела духовную составляющую человека. Это, конечно же, логическая ошибка.

Такую ошибку допускают те, кто, найдя в Библии упоминание о том, что nephesh или psyche умирает, говорят: «Видите! Здесь сказано, что «Душа» умирает! Значит, нет никакой духовной составляющей, которая существует после смерти тела». Действительно, Библия упоминает о том, что nephesh или psyche может умереть (Лев. 23:30; Чис. 23:10; Иез. 18:4; Деян. 3:23), но в этих текстах слово «душа» употребляется в значении «человек». Кроме того, человек может предать свою душу (nephesh или psychе) на смерть (Ис. 53:12; Ин. 10:11), но в данном случае «душа» означает «жизнь». Те, кто на основании подобных отрывков отрицает существование души (способной отделяться от тела), нарушают законы логики, забывая о том, что у слова «душа» есть три коннотации, каждая из которых встречается в Библии.

Г. Что есть человек?

Теперь мы готовы ответить на вопрос: «Что есть человек?» В чем суть подлинного человеческого бытия? Ответ на этот вопрос состоит из трех частей. Во-первых, человек — это течо. Нельзя просто сказать, что у человека есть тело. Наша телесная природа — это часть нашей сущности, одна из тех составляющих, которые делают нас людьми. Представление о теле как о случайном, чуждом, постыдном аспекте человеческого бытия — языческое, а не христианское. Ни в коем случае нельзя говорить: «Человек — это не тело. Он просто носит тело» (Lovett, 5 8), или «Человек — это дух… скрытый до поры до времени в панцире плоти» (Yancey, 78), или «Этот дом из плоти — тюрьма, за решеткой из костей моя душа заключена» (из песни «Небес святые горы» — «The Holy Hills of Heaven»).

Библия учит, что тело — часть нашей человеческой природы. Бог создал его и сказал: «Хорошо весьма» (Быт. 1:31). Тело непосредственно связывает нас с остальным материальным творением. Мы — часть физической вселенной; тело — наш дом. Однако человеческие тела уникальны: они не были предназначены для смерти. Нынешнее состояние тела — греховное, подверженное болезни и обреченное на смерть — неестественно для людей. Это следствие греха. Поэтому наши нынешние тела — лишь искаженное подобие изначального творения; им нужно искупление — как и душам (Рим. 8:23; Фил. 3:21). В день воскресения мы получим новые тела, соответствующие нашему вечному дому. Следует подчеркнуть, что в вечности мы по-прежнему будем телесными существами. Искупленные люди всегда будут обладать телами. (У погибших тела тоже будут, но эти тела не будут ни искупленными, ни прославленными.)

Итак, антропологический дуализм не преувеличивает и не преуменьшает значения тела. Материалисты-монисты учат, что тело — это всё, что есть. Сторонники трихотомии часто преуменьшают значение тела. Согласно же библейскому дуализму, в человеке гармонично сочетаются тело и душа/дух.

Вторая часть ответа на вопрос «Что есть человек?» звучит следующим образом. Человек — это дух (душа, сердце). Дух реален, но нематериален, поэтому онтологически отличается от тела. Дух создан не по законам атомной физики, а по другим законам — законам «духовной физики», хотя нам ничего о ней неизвестно. Дух недоступен нашему зрению; мы не можем измерить его размер или массу; он, в отличие от тела, не занимает места в пространстве. Но хотя дух и нематериален, он, тем не менее, тесно связан с материальным телом, особенно с мозгом.

Как и тело, дух сотворен Богом. Мы остановимся на этом подробнее в следующем разделе. И хотя мы знаем точно, что дух тварен, в Библии ничего не сказано о том, как именно происходит сотворение духа того или иного человека. Некоторые считают, что души существуют еще до зачатия; а после зачатия ребенка в него вселяется дух. Однако такое мнение лишено библейского основания, и мы решительно отвергаем учение о вечном предоуществовании души. Другие придерживаются мнения, что душа каким-то образом передается ребенку от родителей (доктрина традуцианизма) или возникает из самого тела (доктрина эмерджентизма). Но никто не может объяснить механизм возникновения души. Наиболее приемлемой представляется точка зрения, что Бог просто творит душу (или дух) человека из ничего — ex nihilo — в момент зачатия.

Дух человека не обладает божественными атрибутами. И хотя человеческий дух нельзя назвать частью Бога, это именно та составляющая человека, которая обладает наибольшим богоподобием, потому что сотворена по образу Его. Именно дух делает человека личностью, и именно он дает нам возможность общаться с Богом. Но в нынешнем состоянии эта возможность не используется во всей полноте, потому что дух так же, как и тело, поврежден грехом и так же нуждается в искуплении. В верующих обновление духа уже началось; завершится этот процесс после смерти (Евр. 12:23).

Третью часть ответа на вопрос «Что есть человек?» можно сформулировать следующим образом: человек — это единство тела и духа. Человеческое тело и человеческий дух (в отличие от тел животных и духов ангелов) предназначены для психосоматического единства. Тело и дух могут существовать вместе; между ними нет и не должно быть никакого антагонизма, вопреки учению языческого дуализма. Это не значит, что отделение души от тела невозможно; но для человека такое разделение неестественно. Физическая смерть — противоестественное событие, потому что в момент смерти дух отделяется от тела, и нарушается целостность человека. Состояние, в котором находятся души в промежутке между смертью и воскресением, ненормально даже для спасенных.

Следует отметить, что тело — такая же важная составляющая человека, как и дух. Нельзя называть дух «подлинным человеком» или «самой важной частью человеческого естества», словно бы тело было неким чуждым придатком. И хотя дух должен властвовать над телом, подлинное человеческое «я» состоит как из духа, так и из тела. (Это вовсе не значит, что мы не можем быть сами собой без нынешнего тела; однако мы не можем быть сами собой без тела вообще.)

Грех и спасение затрагивают всего человека — и тело, и дух. Грех оборачивается печальными последствиями и для души, и для тела. Он приводит к тому, что душа умирает духовно (Еф. 2:1,5), а тело страдает от распада и умирает физически (Рим. 8:10,20-22). Спасение тоже охватывает и душу, и тело. «Спасение души» на самом деле означает спасение всего человека, а не только его духовной составляющей. Спасение духа начинается в момент возрождения — духовного воскресения, происходящего при христианском крещении, — и продолжается всю жизнь (процесс освящения). Но полное искупление тела и духа произойдет только в день телесного воскресения.

Человек уникален в своем единстве тела и духа. В отличие от ангелов, мы обладаем телами. В отличие от животных, мы обладаем духовной составляющей. Это единство телесного и духовного было создано для того, чтобы мы заняли определенное место во вселенной, выполняя свои обязанности по отношению к Богу и миру. Наши материальные тела делают возможным для нас единство с физическим миром, который ниже нас. Мы чувствуем себя в нем вполне комфортно и можем брать от него то, что нам нужно. Дух, которым мы наделены, дает нам возможность править этим миром. С другой стороны, обладая духом, мы способны общаться с Богом (Который выше нас) и поклоняться Ему. Но, обладая телом, мы вполне можем использовать при общении с Богом и физические предметы: воду, хлеб, музыкальные инструменты. См. 1 Кор. 6:19-20; Рим. 12:1.