Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие Наш край XIX-XX.doc
Скачиваний:
205
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
818.69 Кб
Скачать

Тема 5. Самарский край в 1920-1930-х гг.

5.1. Восстановление сельского хозяйства и промышленности. Переход к новой экономической политике.

5.2 Наука, образование и культурная жизнь в Самарской губернии в 1920-х гг.

5.3 Индустриальное развитие Самарского края в конце 1920-х-1930-е гг.

5.4Положение в сельском хозяйстве Самарского края в конце 1920-х-1930-е гг.

5.5. Образование и культурная жизнь в Самарском крае в 1930-х гг.

5.1 Восстановление сельского хозяйства и промышленности. Переход к НЭПу.

Переход на рельсы НЭПа для Самарской губернии был в первую очередь связан с окончательной ликвидацией последствий голода и восстановлением сельского хозяйства. Ситуация в сельском хозяйстве была особенно тяжелой. Помимо катастрофического сокращения посевных площадей, огромную убыль понесло само сельское население. Из 636 тыс. голов скота удалось сохранить чуть более 185 тыс. Резко уменьшилось поголовье рабочего и крупного рогатого скота.

После создания комиссии Последгол (ликвидация последствий голода) в 1922 г. ее возглавил Голощекин – новый председатель губисполкома. Эта комиссий занялась предоставлением крестьян кредитов, оказывала помощь в приобретении скота и семян. В результате деятельности комиссии к 1923 г. удалось восстановить численность рабочего скота до 231 тыс. голов.

Голод в Поволжье заставил Советскую власть пересмотреть свою налоговую политику в сельском хозяйстве, особенно для пострадавших губерний. Во-первых, были введены безвозвратные льготы по семенным ссудам и продналогу. Безвозвратные ссуды для самарских крестьян к 1922 г. составили 4.5 млн. пудов зерна. Льготы по продналогу составили 16.6 млн. пудов зерна. Так же были введены льготы и по денежным налогам – около 260 тыс. рублей золотом. К 1923 г. крестьяне Самарской губернии получили дотаций на восстановление поголовья рабочего скота около 3 млн. руб. По результатам областной конференции, состоявшейся в июле 1922 г., в которой приняли участие делегации 11 губерний и 6 национальных областей, было решено выделить дополнительно 10 млн. пудов зерна для пострадавших губерний, отменялся возврат семенной ссуды голодающими районами за 1920 г., был отсрочен до 1924 г. возврат семенной ссуды, выданной в 1921 и 1922 гг. Позднее, в связи с очередной засухой в Пугачевском и Бузулукском уездах, был отменен возврат и этих семенных ссуд. Постановлением ВЦИК и СНК были ликвидированы многочисленные кабальные сделки: в Самарской губернии их было ликвидировано более 5 тыс.

В связи с введением в экономику страны принципов НЭПа, было стабилизировано и налогообложение крестьянских хозяйств. В течение нескольких лет достаточно прочно сохранялось обложение, опиравшееся на реальную платежеспособность крестьян и региональные особенности хозяйствования. В соответствии с решением XIII съезда все виды государственных и местных налогов были объединены в единый сельхозналог, выплачивавшийся крестьянами частично в натуральной и денежно формах. Причем для пострадавших от голода губерний и для Самарской губернии в частности ставки сельхозналога были установлены в два раза меньше общероссийских – 20 коп. вместо 40 коп.

После пересмотра В.И. Лениным его точки зрения на социалистическую экономику, важнейшее значение приобрело развитие торговли и кооперации.

Особенно крупные результаты в развитии торговли и кооперации были достигнуты в период 1923-1927 гг. В условиях «военного коммунизма» к началу 1920-х гг. все виды кооперации (потребительская, кустарная, сельскохозяйственная, промысловая) были слиты в единое целое. С началом внедрения принципов НЭПа, началось самостоятельное развитие каждого вида кооперации. В течение 1923-1925 гг. число членов потребительской кооперации в городах выросло до 21 тыс. человек, в сельской местности до 87 тыс. человек.

В течение 1922 г. в Самаре возникает сеть розничной торговли, в частную аренду сдаются помещения магазинов. Уже в 1923 г. в руках частных торговцев оказывается 90% розничных торговых предприятий. Одновременно идет возрождение кооперативной и государственной торговли. Самара начинает восстанавливать свой статус крупнейшего торгового центра Поволжья и России. В 1923-1925 гг. в Самаре открываются отделения практически всех крупнейших трестов и синдикатов России: Мосторг, Пензенский спичкотрест, Илецкий сольтрест и др. Начинается возрождение хлеботорговли в Поволжье, возобновляется экспорт самарской пшеницы за рубеж, где она по-прежнему очень высоко котировалась. Однако, не смотря на довольно значительные успехи в сельском хозяйстве, из-за слабости промышленного сектора экономики, цены на промышленные товары, которых было очень мало, - высоки. Платежеспособность крестьян уменьшилась примерно в два раза, и продавать хлеб они не спешили, считая его главным гарантом своего благосостояния. Правительство пыталось вести политику, в какой-то мере защищавшую интересы крестьянства: регулирование цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Пресекались попытки взвинтить цены на промтовары и обеспечивались твердые закупочные цены на сельхозпродукцию.

Осенью 1925 г. Поволжье, по объему заготовленного хлеба вышло на третье место в стране. Доля волжского хлеба в экспорте составляла более 14%. Росту благосостояния населения Поволжья способствовало снижение цен на ряд товаров первой необходимости: металлоизделия, сельхозинвентарь, керосин, соль, мануфактуру. Однако положение это было крайне неустойчивым из-за товарного голода в стране. Преодолеть эту ситуацию могло только продолжение индустриального развития страны.

Сельскохозяйственный и торговый сектора Самарской губернии развивались благодаря кооперативному движению. Наибольших успехов оно достигло в 1925-1926 гг., когда численность крестьянских дворов, входивших в различные кооперативы, достигла 382 тыс. Основную часть кооперативов составляли потребительские общества, однако быстрыми и успешными темпами развивалась и сельскохозяйственная кооперация: семенные, животноводческие, машинные, кредитные товарищества, ТОЗы, сельхозартели. Губернский союз потребительской кооперации стал довольно серьезной экономической силой, принимал участие в создании сети школ и клубов. В Самаре регулярно выходил журнал, целиком ориентированный на сельского жителя «Сеятель правды», издавалась газета «Деревня», в Самаре был открыт Дом крестьянина.

Постепенно посевные площади в губернии достигли размеров довоенных показателей: в 1925 г. – 2.8 млн. га, в 1913 г. – 2.9 млн. га. Урожайность достигла 65 млн. пудов.

В начале 1920-х гг., согласно промышленной переписи 1921 г. в Самаре насчитывалось 381 промышленное предприятие, на которых работало более 18.5 тыс. человек. В 1921-1922 гг. был осуществлен переход государственных предприятий самарской губернии на хозяйственный расчет. Были установлены новые принципы производственных отношений. Начался процесс концентрации производства, изменилась система оплаты труда. На крупных предприятиях Самары было введено коллективное снабжение, фонд денежной и натуральной оплаты устанавливался в зависимости от производственной программы и производительности труда. Однако вся система была основана по-прежнему на уравнительной оплате труда. Только с 1922 г. начинается тарификация оплаты труда в зависимости от квалификации работника. В процессе концентрации производства началось сокращение штатов работников. Например, в самарских железнодорожных мастерских из 1.5 тыс. рабочих осталось 150 человек, на трубочном заводе – 500 рабочих. Из 347 государственных предприятий в результате их реорганизации осталось только 125. Численность рабочего класса сократилась до 3.5 тыс. человек. Фактически была ликвидирована ведущая отрасль самарской промышленности – мукомольная. Общий объем производства Самарской губернии уменьшился по сравнению с 1920-м г. в 7.5 раз.

Затронули преобразования в промышленности и военные предприятия Самарской губернии. В 1922-1924 гг. производство Трубочного завода было переналажено на частичный выпуск мирной продукции. На заводе начался выпуск изделий, пользовавшихся большим спросом в городе и деревне: скобяные изделия, сверла, умывальники, электрические патроны и т.д. Список выпускавшихся изделий был довольно обширен – около 30 наименований. Однако цены были очень высокими. Благодаря принятым мерам: сокращение накладных расходов, ликвидация некоторых вспомогательных и административных служб и т.д завод к 1924 г. вновь превратился в крупное предприятие с числом рабочих до 1.2 тыс. человек.

Новые экономические принципы были применены на самарской электростанции, металлическом заводе №1, швейной фабрике «Красная звезда», на предприятиях Чапаевска (г. Иващенково).

Большое значение для промышленности губернии имело постановление советского правительства о разгосударствлении некоторых мелких и средних предприятий и передачи их в частную аренду. В Самарской губернии бездействовали 80% мукомольных и 90% кожевенных предприятий. Для арендаторов были предусмотрены льготы на восстановление. Преобладали в Самаре частные арендаторы – 52.2%, кооперативы и товарищества – 36.8%, государственные организации – 11%. В 1925 г. 48% мельниц Самарской губернии находилось в частных руках. Частные предприятия в пищевой промышленности составили 33%, в кожевенной – 19%, текстильной – 10%.

Среди арендаторов в Самаре была распространена краткосрочная аренда (3-5 лет). Исключение представлял собой ЖПЗ, который был сдан в аренду его бывшему владельцу Фон Вакано сроком на 12 лет. В 1923 г. вновь было учреждено АО «Жигулевский пивоваренный завод» с капиталом в 30 тыс. руб. Производство возобновилось, и начало успешно развиваться, конкурируя с продукцией государственных предприятий, завозимой в Самару извне. Было так же отдано в концессию иностранной фирме одно из крупных самарских предприятий пищевой промышленности – макаронная фабрика.

Постепенно работа самарской промышленности восстанавливалась. Хоть и медленно, но восстанавливалась численность рабочих на предприятиях. К 1926 г. на самарских предприятиях работало около 9 тыс. человек (меньше уровня 1921 г.). Восстановление самарской промышленности в годы НЭПа не предполагало строительство новых предприятий, поэтому к началу первой пятилетки Самарская губерния оставалась преимущественно аграрным регионом – 69.5% предприятий ориентированы на сельское хозяйство (показатель 1927 г.). К началу периода индустриализации, промышленность губернии так и не достигла уровня 1913 г. Хотя показатели роста были очень неплохими, но к 1927 г. объем промышленного производства составлял 73.5% от уровня 1913 г.