Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sudebnaya_sistema_v_RF (4).docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
120.59 Кб
Скачать

1.2 Конституционные основы судебной системы Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ (ст. ст. 118, 125 – 128) и Федеральным Конституционным законом от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ (с изменениями от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г.) «О судебной системе Российской Федерации».

Под судебной системой Российской Федерации понимается, как правило, совокупность всех судов России. Безусловно, судебные органы всех видов составляют основное ядро судебной системы. Однако, оно, не сводится только к ним. Представление о судебной системе было бы не полным без характеристики ее динамики, процесса функционирования, осуществления правосудия и иных указанных выше направлений деятельности. Таким образом, судебная система РФ – это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений России всех видов, осуществляющих правосудие, иные правовые функции в процессуальных формах.

В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению федеральных органов. Поэтому основную нагрузку в правовом регулировании организации и деятельности судебной системы несет федеральное конституционное законодательство о судебной системе Российской Федерации. Оно включает Конституцию и предусмотренную ею совокупность Федеральных конституционных законов.

В правовом обеспечении организации деятельности органов судебной власти участвуют и субъекты Российской Федерации. В частности, согласно п. «л» ст. 72 Конституции, к совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены кадры судебных органов.

Непосредственным объектом изучения государственного права являются конституционные основы судебной системы, а также функции и деятельность Конституционного Суда России.

Конституционные основы судебной системы представляют собой совокупность взаимосвязанных принципов и норм основного закона и конституционного законодательства, определяющих взаимоотношения судебной власти с личностью, организацию и функционирование всех органов судебной системы. Соответственно могут быть выделены три блока вопросов конституционного регулирования судебной системы11.

Приоритетное значение в решении этого вопроса отводится федеральному конституционному закону о судебной системе. Некоторые из принципов организации судебной системы устанавливаются Конституцией РФ. Судебная система должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить реализацию конституционных прав граждан в сфере правосудия.

Важным конституционным началом организации судебной системы является принцип осуществления правосудия в Российской Федерации только судом, учрежденным в соответствии с законом (ч. 1 и 3 ст. 118 Конституции). Oн означает, что судебная функция не только не может осуществляться любым другим, кроме суда, органом государственной власти, но и должна реализовываться лишь тем судебным органом, который учрежден в соответствии с федеральным законом. Противозаконна, запрещена Конституцией деятельность по созданию чрезвычайных судов.

Компетенция суда, учрежденного в соответствии с законом, пределы его юрисдикции, порядок осуществления им судопроизводства не могут быть произвольно изменены для тех или иных дел и лиц, а также для определенной обстановки или на какой-либо период времени.

Основополагающим принципом организации судебной системы является ее единство (ст. 3 Закона о судебной системе). Единство судебной системы РФ обеспечивается путем:

1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;

4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательного закрепления единства статуса судей;

6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В качестве конституционного принципа организации судебной системы выступает ее единство (ст. 118,124 Конституции).

Конституцией 1993 г. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5). Данные постулаты являются важнейшей основой организации и деятельности судебной системы Российской Федерации.

В последние годы правовая наука и практика сконцентрировались в большей мере на продвижении идеи разделения власти как по признакам ее специализации (на законодательную, исполнительную и судебную), так и по уровню ее осуществления (на федеральную власть и власть субъектов Российской Федерации). Однако зачастую исследователи забывают об основополагающем начале единства государства и системы государственной власти, что недопустимо. Ведь только единая система государственных органов может обеспечить единство правового пространства, эффективное управление обществом на основе общих правовых принципов и норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в российском законодательстве.

Данные идеи имеют особо актуальное значение для нынешней судебной системы как неотъемлемой части системы органов государственной власти Российской Федерации, поскольку лишь единый суд может гарантировать эффективную защиту прав и свобод на основе общих конституционных требований, правовых стандартов и единой судебной практики12.

С начала 90-х гг. прошлого столетия система судов России находится в стадии активного формирования. Утверждение приоритетов, магистральных направлений в ее развитии приобретает определяющее значение не только для судебной власти, но и государственности в целом. Нам представляется, что принцип единства должен лежать в основе данных процессов и определять основные идеологические начала в организации российской судебной системы.

Этот вывод вытекает как из приведенных положений Конституции РФ, так и потребностей государственно-правового развития современной России, поскольку автономные и практически изолированные друг от друга три действующие подсистемы российских судов не могут достичь конституционных целей правосудия, обеспечить единство правоприменения, единообразие судебной практики, эффективного проведения курса на формирование правового государства в нашей стране. Кроме того, получающая в последние годы утверждение идея разделения судебной власти по вертикали – между Федерацией и ее субъектами внедряется и в устройство системы судебных учреждений. Сначала конституционные (уставные) суды были определены как органы судебной власти субъектов, затем были учреждены мировые суды в качестве судов субъектов. То есть фактически произошел еще один раздел системы судов – между Федерацией и субъектами, что, как представляется, все больше дезорганизует судебную власть, развивает механизмы ее зависимости от региональных властей.

Так, например, принятие законов о количестве и границах судебных участков мировых судей, организация их работы, финансирование материально-технического обеспечения в различных субъектах Федерации производится по-разному, в некоторых из них до сих пор не сформирован необходимый корпус мировых судей, участки обеспечиваются материальными ресурсами весьма нестабильно. При этом имеют место нарушения федерального законодательства «в субъектах Российской Федерации действует большое количество нормативных актов, ограничивающих гарантии статуса мировых судей относительно установленных федеральным законом. В ряде субъектов Федерации законами предусмотрены дополнительные требования к гражданам, претендующим на должность мирового судьи, согласование их кандидатур с органами местного самоуправления, исключение из процедуры назначения мирового судьи председателей Верховных судов республик, областных и соответствующих им судов. До настоящего времени не определены единые нормативы материально-технического, финансового, кадрового обеспечения деятельности мировых судей». Кроме того, имеют место попытки воздействия региональных властей на мировых судей, в том числе посредством отказа в назначении на повторный срок тем из них, которые «излишне принципиальны» и «независимы»13. В связи с этим представляется, что никаких объективных причин, которые диктовали бы необходимость учреждать мировые суды в качестве судов субъектов, нет.

Полагаю, что в России еще не созданы условия для передачи каких-либо судебных учреждений в ведение субъектов Федерации, все суды должны быть отнесены к числу органов федеральной государственной власти, что позволит обеспечить единство судебной системы, исключить возможность регионального воздействия на осуществление правосудия.

Такой подход позволит сохранить единый государственный суд, имеющий полномочия по осуществлению правосудия от имени Российской Федерации в целом. Вторым важным аспектом в обеспечении единства судебной системы следует назвать функционирование специализированных подсистем в ее структуре. Специфика отечественной системы судебных учреждений состоит в том, что Конституцией Российской Федерации сразу три суда провозглашены высшими органами судебной власти – Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Фактически в стране сложились и функционируют три автономные подсистемы органов судебной власти – конституционная юстиция, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Организационное единство судебной системы можно назвать эфемерным. Каждая из названных подсистем практически действует автономно, что порождает зачастую противоречивость судебной практики, складывающейся по аналогичным категориям дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а иногда и прямое игнорирование вступивших в силу решений других судов.

Разделенность судебной власти между тремя системами судов влечет серьезные проблемы для единого правового пространства Российской Федерации в целом. Ведь законодательно единство судебной системы закреплено лишь на уровне федерального закона, Конституция не включила этот принцип в число основ судебной власти Российской Федерации. В ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации», в которой провозглашено единство судебной системы, перечислены меры ее обеспечения, к числу которых отнесены:

– установление судебной системы Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным конституционным законом;

– соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

– применение всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

– обязательность исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

– законодательное закрепление единства статуса судей;

– финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Однако, как убеждаемся, эти меры не позволяют в полном объеме обеспечить принцип единства судебной системы. Отсутствие общего организующего центра судебной власти делает ее рыхлой и раздробленной. Нет единого механизма, проводящего интересы судов в государстве в целом, разрабатывающего, к примеру, единую судебную политику в отношении совершенствования ее структуры, подбора и расстановки кадров, взаимодействия с другими ветвями власти. Каждая система судов решает этот вопрос по-своему. В результате – нет единой концепции развития системы судов, длительное время не создаются так необходимые государству и обществу административные суды, нет определенности в вопросах законодательной инициативы – какой суд может и должен вносить законопроекты по судебной системе, с каждым ли из высших судов необходимо их согласовывать и т.п. Кроме того, нет общих стандартов обеспечения судебной деятельности: каждая из действующих подсистем российских судов создала собственные механизмы в этом направлении. Для обеспечения деятельности судов общей юрисдикции создан специальный орган – Департамент при Верховном Суде Российской Федерации, арбитражные и конституционные суды не имеют таких органов и обеспечиваются внутриструктурными подразделениями, что также порождает множество проблем, к примеру, существенной разницы в стандарте обеспечения судов, например арбитражных и общей юрисдикции, чего не должно быть.

Думается, что кроме чисто правовых мер обеспечения единства судебной системы, о которых говорится в ст. 3 Закона «О судебной системе Российской Федерации», необходимы меры организационного, институционального характера. В качестве варианта мер такого характера можно предложить создание единого структурного центра судебной системы14.

Как уже отмечалось, в соответствии с Конституцией устройство судов (а, следовательно, и их система) отнесено к исключительному ведению РФ. Это означает, что возможность создания судебных органов субъектами Федерации РФ оговорена в федеральном конституционном законе о судебной системе. Косвенным образом вывод о возможности создания судов субъектов Федерации можно сделать, опираясь на норму п. «е» ст. 83, закрепляющую право Президента назначать лишь судей федеральных судов.

В настоящее время понятие «федеральные суды» законодательством четко не раскрывается. Что же касается судов субъектов Российской Федерации, то к ним могут быть отнесены созданные в ряде субъектов федерации Конституционные суды республик в составе РФ и уставные суды иных субъектов.

Единство судебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных федеральными законами процессуальных правил судопроизводства.

Едина и нормативно-правовая база деятельности судов. Все они применяют Конституцию и другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, конституции, уставы и другие законы соответствующих субъектов Российской Федерации.

Инструментом обеспечения единства судебной системы является осуществление конституционного контроля со стороны Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, судебного надзора со стороны Верховного Суда РФ. Благодаря этому контролю и надзору реализуется конституционное право граждан, должностных, юридических лиц, общественных объединений, самих органов государства, местного самоуправления и т.д. на судебную защиту со стороны государства15.

Для обеспечения единства судебной власти важное значение имеет и дача разъяснений по вопросам судебной практики Верховным Судом Российской Федерации, а также толкование Конституции РФ Конституционным Судом Российской Федерации.

Единство судебной системы России обеспечивается признанием обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закреплением единого статуса судей, финансированием органов судебной власти за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном федеральным законом, что прямо закреплено в ст. 124 Конституции16.

Принципу единства судебной системы России не противоречит специализация судов (ст. 118,125,126,127 Конституции). Необходимость такой специализации обусловлена, прежде всего, задачей обеспечить защиту самого разнообразного перечня прав граждан от многообразия видов посягательств на них, защиту прав других субъектов общественных отношений. Без нее невозможны нормальные условия для высоко профессиональной деятельности судей, применяющих самые различные отрасли законодательства.

Специализация судебной системы предусмотрена Конституцией, дифференцирующей судопроизводство на конституционное, гражданское, административное и уголовное, что во многом влияет как на структуру всей судебной системы (выделение Конституционного Суда), так и на структуру общих судов (выделение коллегий по уголовным и гражданским делам). На рассмотрении особой категории гражданских дел (главным образом споров между юридическими лицами) специализируются арбитражные суды.

На специализацию, дифференциацию судебной системы, в частности, влияет и специфичность сфер, объектов, где функционируют суды. Так, военные суды, будучи специализированной ветвью общих судов, рассматривают дела по обвинению в преступлениях военнослужащих. Специализированными являются и суды общей компетенции, функционирующие в закрытых административно-территориальных образованиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]