Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
52
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
1.04 Mб
Скачать

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Б.А.СЕРЕБРЕННИКОВ

РОЛЬ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

ФАКТОРА В ЯЗЫКЕ

ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

Ответственный редактор член-корреспондент В.М. СОЛНЦЕВ

МОСКВА

"НАУКА"

1988

ББК 81 С 32

Рецензенты доктора филологических наук А.Д. Швейцер, В.Г. Гак

Серебренников Б.А.

С 32 Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. — М.: Наука, 1988. — 242 с.

ISBN 5-02-010878-2

О роли человека в существовании, функционировании и развитии языка существует обширная литература, тем не менее многие аспекты этой проблемы продолжают оставаться дискуссионными и требуют дальнейшего исследования. Данная работа представляет фундаментальное исследование сложной комплексной проблемы, охватывающей функционирование языка на всех уровнях. Она является логическим продолжением коллективного труда "Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира" (М., 1987).

С 4 6 0 2 0 0 0 0 0 0 1 5 4 346-88-H

ББК81

 

042(02)-88

 

 

There is a voluminous literature on the role of a man in existing, functioning and deve-

lopment of the

language,

nevertheless many aspects

of

this problem

remain

open to

question and demand a further

study. The present work is a fun-

damental

study

of

the complex problem

including the

language

functioning on

all levels.

It is

a

logical

continuation

of the collective

work

"Role

of the

human factor in language. Language and the world picture" (Moscow, 1987).

ISBN 5-02-010878-2

©Издательство "Наука", 1988

ПРЕДИСЛОВИЕ

Монография "Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление" представляет собой органическое продолжение предыдущего труда "Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира" (М., 1987), в котором, в частности, разрабатывалась тема создания языкового инвентаря (главным образом в области лексики). Этой теме посвящены начальные разделы новой предлагаемой читателю работы: "Роль грамматического строя в отображении языковой картины мира", "Процессы заимствования и взаимовлияния в языках", а также в известной мере специфический раздел "Процессы, происходящие в языке, но не имеющие непосредственного отношения к отображению картины мира". Все эти процессы развертываются в сфере, где действуют специфические законы, которые так или иначе на эти процессы воздействуют.

Однако приведение этих сведений было явно недостаточно для полноты изложения темы "Роль человеческого фактора в языке". Общеизвестно, что язык тесно связан с мышлением, хотя и не совпадает с ним полностью, как это пытались утверждать некоторые ученые, в частности марристы. Необходимо было показать сложный характер человеческого мышления во всей совокупности его различных типов и точнее определить роль так называемого словесного мышления.

Особого внимания заслуживает раздел "Общественное и индивидуальное сознание. Проблема субъективного и объективного в языке". Выяснение этой проблемы особенно важно, поскольку субъективное играет огромную роль в познании явлений и процессов мира, окружающего человека. Философы не всегда уделяют этой проблеме должного внимания.

В языке с достаточной очевидностью проявляются некоторые категории марксистской диалектики, поэтому необходимо было осветить проблему противоречий в языке, поскольку в существующей лингвистической литературе этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Примеров противоречий в языке приводится мало, и их сущность часто не объясняется с достаточной ясностью. Особое значение здесь имеют разделы, поясняющие сущность непреодоленных и преодоленных противоречий.

Последователи Н.Я. Марра обычно пытались устранить в языкознании проблему имманентных законов развития языка. Как извест-

3

но, Н.Я. Марр утверждал, что любое изменение в языке отражает изменения в человеческом обществе. Утверждение о том, что в языке могут быть изменения, не зависящие от изменений в человеческом обществе, без каких-либо колебаний квалифицировалось как нечто противоречащее марксизму. Нет никакого сомнения в том, что борьба против имманентных законов развития языка отражает вульгарно социологическое представление о законах развития языка. Можно утверждать, в отдельных случаях на язык может оказать известное влияние история народа, и в то же время признавать имманентные законы развития языка. За примерами далеко ходить не надо. Давно, например, доказано, что звуковой комплекс

может измениться,

но

значение остаться

старым, ср. др.-сканд.

in и совр. норв.

i с

тем же значением.

Словесный знак также

не стремится к абсолютно точному описанию обозначаемого им предмета, ср. рус. медведь, т.е. 'тот, кто есть мед'. Но ведь медведь не только питается медом. Эти особенности языка отражают имманентные законы изменения словесного знака, которые сами по себе не зависят от изменений, происходящих в человеческом обществе. Такие изменения в языке, как ассимиляции, также не зависят от каких-либо изменений в человеческом обществе. Поэтому отрицание имманентных законов развития языка не имеет под собой абсолютно никакой почвы, оно отражает полное непонимание того, что в действительности происходит в языках. Таким образом, этот труд имеет двойную направленность. С одной стороны, в нем выражено стремление представить некоторые процессы и явления языка в новом свете, с другой — освободить советское языкознание от пережитков марризма, которые, к сожалению, в отдельных случаях еще имеют место.

При создании этой монографии были широко использованы грамматические очерки различных языков, содержащиеся в труде Института языкознания АН СССР "Языки народов СССР", а также очерки языков, созданные отечественными и зарубежными языковедами.

РОЛЬ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ В ОТОБРАЖЕНИИ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

Слова сами по себе не составляют языка. Язык практически существует в предложениях. Предложение не может быть построено, если оно не выражает определенных связей между входящими в состав данного предложения словами.

Исследовать роль грамматического строя в создании языковой картины мира — значит определить, что выражают грамматические формативы и какое отношение это выражение имеет к созданию языковой картины мира. Представление о грамматическом строе языка нередко ассоциируется с определенным набором языковых средств, выражающих отношения между словами. Но такое представление не совсем верно.

Грамматика имеет два назначения. Она располагает 1) средствами, указывающими на отношения между словами, и 2) средствами, которые выражают свойства различных предметов и явлений. К последним относятся, например, различные словообразовательные суффиксы прилагательных и существительных, а также глаголов. Известное исключение составляют залогообразующие суффиксы, которые могут выражать определенные отношения. Если слова могут называть отдельные предметы, признаки, действия, например голова, нога, черный, зеленый, делать, есть и т.д., то словообразовательные суффиксы выражают признаки, объединяющие некоторое множество предметов или признаков в определенные категории.

По сути дела, словообразованием должна была бы заниматься не грамматика, а лексикология и даже не столько лексикология, сколько типология, поскольку в данном случае исследователь имеет дело с лексическими типами слов.

Таким образом все формативы, с которыми имеет дело грамматика, можно разделить на две категории: 1) формативы, не выражающие отношений между словами и 2) формативы, выражающие отношения между словами.