Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Каролина

.pdf
Скачиваний:
131
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
489.06 Кб
Скачать

СХХХIII. Если кто-либо изгонит живой плод60 у женщины путем насилия, (вредной) пищи или напитка, а также если кто сделает бесплодным мужчину или женщину61 и если подобное деяние учинено умышленно и по злой воле, то мужчина должен быть казнен (путем отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни. В том же случае, если изгнанный у женщины плод не был живым, судьи обязаны применить наказание соответственно указанию законоведов62 или иначе, как то будет указано в конце настоящего уложения.

Наказание лекаря, причинившего смерть своим лекарством

СХХХIV. Если врач по нерадивости или невежеству; хотя и неумышленно, причинит смерть кому-либо и ученые и сведущие в лекарстве (люди) признают, что он легкомысленно и дерзновенно злоупотребил лекарствами или необоснованным, недопустимым лечением, на которое он не должен был осмеливаться, и этим причинил смерть кому-либо, то он должен быть наказан сообразно характеру и обстоятельствам дела и по указанию законоведов. В сем случае надлежит уделить особое внимание легкомысленным людям, дерзающим заниматься лекарством, не имел никакого основательного обучения. Но ежели лекарь причинит смерть умышленно, то он должен быть наказан как умышленный убийца.

Наказание самоубийства

СХХХV. Если кто-либо, будучи обвинен и вызван или доставлен в суд по такому делу, за которое он может быть лишен жизни и имущества64, убьет сам себя из страха перед подобным заслуженным наказанием, то в таком

случае его наследники лишаются права наследовать его имущество и такое наследство и имущество должны перейти в казну тех властей, коим принадлежит право наказания, денежной пени и конфискации. Но если ктолибо убьет себя, помимо указанных очевидных побуждений, в тех случаях, когда он подлежал только телесному наказанию, либо по иным причинам, из-за телесной болезни, меланхолии, повреждения рассудка или иного подобного слабоумия, то из-за сего не должно препятствовать его наследникам в получении наследства65, и против них нельзя ссылаться на какой-либо старый порядок, обычай или статут, отменяемые и уничтожаемые настоящим, в таком и иных подобных случаях пусть руководствуются Нашим императорским писаным правом.

Наказание в случае, если кто держит опасное животное, которое лишит жизни кого-нибудь

СХХХVI. Если кто-либо имеет такое животное, которого по его природным свойствам и природе или по иным причинам надлежит опасаться, ибо оно может причинить вред телу или жизни людей, то хозяин такого животного должен его устранить, а если такое животное причинит кому-либо вред или лишит жизни кого-нибудь, то хозяин животного должен быть за то наказан соответственно обстоятельствам и роду дела и указаниям законоведов66.

Наказание должно быть более суровым, если он был до того предупрежден или получил предостережение от судьи или иной власти.

Наказание убийц и нанесших смертельный удар, кои не могут предъявить достаточных извинений

СХХХVII. Всякий убийца67 или нанесший смертельный удар68 в случае, если он не сможет предъявить правомерных извинений, должен быть лишен жизни. По обычаю иных мест предумышленные убийцы и нанесшие

смертельный удар приговариваются равным образом к колесованию. Между тем должно соблюдать различие между ними и именно так, чтобы, следуя обычаю, умышленный и нарочитый убийца подвергался колесованию, тогда как другой, нанесший смертельный удар в запальчивости и гневе, подвергался смертной казни путем отсечения головы мечом, если он не имеет на то вышеупомянутых извинений. Если же предумышленное убийство было совершено против особ высшего достоинства, своего собственного господина, между супругами или близкими родственниками, то для вящего устрашения перед окончательной казнью могут применить иные телесные наказания, как, например, терзание калеными клещами или волочение к месту казни69.

О неопровергаемых смертельных ударах, кои произошли по причинам, влекущим за собой освобождение от наказания

СХХХVIII. Иногда происходят такие случаи лишения жизни, при которых совершившие лишение жизни действовали по надлежащим основаниям, исключающим какое бы то ни было уголовное или гражданское наказание. И дабы судьи и заседатели в уголовных судах, кои не изучали права, могли наиболее справедливо решать в таких случаях и не обвиняли и не обижали: людей по невежеству, Мы постановили и записали следующее об указанных извинительных случаях лишения жизни:

Во-первых, о правомерной необходимой обороне как извиняющем обстоятельстве

СХХХIХ. Если кто-либо, осуществляя правомерную необходимую оборону для спасения своего тела и жизни, лишит жизни того, кто вынудил его к этой необходимой обороне, то он не будет в сем ни перед кем повинен.

Что такое правомерная необходимая оборона

СХL. Если на кого-либо нападут или набросятся со смертельным оружием или орудием или нанесут ему удар и подвергшийся насилию не может путем бегства уклониться от повреждения или опасности для своей жизни, тела, чести и доброй славы, то он может безнаказанно защищать свое тело и жизнь путем правомерной обороны. И если он при этом лишит жизни нападавшего, он в том неповинен и не обязан также выжидать со своей обороной, доколе ему не будет нанесем удар, невзирая на писаное право и обычаи, сему противоречащие.

О том, что необходимая оборона должка быть доказана

СХLI. Если кто-либо по обнаружении его деяния пожелает воспользоваться ссылкой на состояние необходимой обороны, а обвинитель не признает этого, то на виновника ложится обязанность вышеуказанным образом достаточно доказать перед судом необходимую оборону, на которую он ссылается. Если он не докажет этого, то он признается виновным.

Когда и каким образом в делах бремя доказательства переходит па истца

СХLII. Может случиться, что истец не сможет устойчиво отрицать и признает первое угрожающее смертью нападение или насилие, обосновывающее, как указано выше, необходимую оборону, но, в

противовес этому, укажет, что нанесший смертельный удар не должен был осуществлять право необходимой обороны и оправдываться этим, так как лишенный жизни имел правомерные основания для произведенного и признанного нападения или насилия. Например: некто, застигнув кого-либо в блудодеянии со своей женой либо дочерью или за иным подлежащим наказанию злодеянием, учинит против такого злодея грозящее смертью насилие, нападение или лишит его свободы, что допускается правом; или же лишенному жизни было поручено по долгу службы захватить осужденного убийцу, и необходимость побуждала угрожать ему оружием и применить к нему насилие и принуждение в целях такого задержания, так что он действовал правомерный образом; или же истец докажет, что в данном случае упомянутый убийца действовал вне права необходимой обороны, потому что лишенный жизни всецело находился в его власти во время совершения убийства и не было необходимости применять насилие; или же сообщит, что убитый после совершенного им первым насилия отступил и что нанесший смертельный удар, не вынуждаемый к этому положением вещей, преследовал его по своему свободному желанию и только во время этого преследования убил его.

Сверх того, если будет доказано, что нанесший смертельный удар мог легко и без опасности для своей жизни, тела, чести и доброй славы избежать нападения путем бегства, то лишение жизни, совершенное им, должно быть признано неизвинительным, случившимся не вследствие правомерной необходимой обороны, а злоумышленно и подлежащим поэтому уголовному наказанию.

Истец должен доказать указанные здесь и подобные им обстоятельства, если он желает воспользоваться этим против ссылки на то, что нанесший смертельный удар был вынужден к этому, ибо, как было выше сказано, первый подвергся нападению со стороны убитого. И ежели он достаточно докажет одно из вышеупомянутых или иные подобные им правомерные основания в противовес не отрицаемому им первому нападению и насилию, то нанесший смертельный удар не сможет ссылаться в свое оправдание ни на какую правомерную необходимую оборону, хотя бы и было доказана или установлено, что убитый совершил против него первый насилие или нападение со смертельным оружием (как было написано ранее о необходимой обороне).

Если же истец не доказал подобного правомерного основания для обнаруженного первого нападения, а, напротив, обвиняемый, нанесший смертельный удар, в подтверждение необходимости своей обороны показал, что убитый, первый напал на него со смертельным оружием, как то установлено относительно необходимой обороны, то для доказательства необходимой обороны, на которую ссылается обвиняемый, должна быть допущены показания свидетелей обеих сторон.

При этом надлежит в особенности иметь в виду, что в тех случаях, когда имеющий законный повод для необходимой обороны в первом нападении не соблюдал, однако же, всех условий, требующих для него полного оправдания при необходимой обороне, то необходимо тщательно взвесить, насколько важные или незначительные поводы для деяния имел виновный и ли он быть приговорен соответственно этому к смертельной казни или телесному наказанию, или штрафу, или исправлению, причем все это (должно быть решено) на основании особого заключения законоведов, как будет ниже сего указано, ибо подобные случаи имеют тонкие различия, в зависимости от чего надлежит применять более суровое или более мягкое наказание, и такие различия невозможно разъяснить понятно для всякого простого человека.

О лишении жизни, коего никто другой не видел, совершенном при необходимой обороне

СХLIII. Если некто лишит жизни кого-либо так, что этого никто не видел, и пожелает воспользоваться ссылкой на необходимую оборону., а истец не признает этого, то в таких, случаях надлежит рассмотреть добрую и дурную славу каждого лица, место, в котором произошло убийство, какое оружие имел и какие раны получил каждый и как каждая сторона вела себя до и после деяния, какая из сторон с наибольшим вероятием могла извлечь из случившегося выгоду или преимущество и каковы были причины или

побуждения для того, чтобы убить или напасть на другого в том месте, где произошло деяние.

Исходя из этого, благой, сведущий судья может усмотреть, надлежит ли поверить ссылке на необходимую оборону. В том случае, когда презумпция необходимой обороны должна иметь место, несмотря на признанное деяние, эта презумпция должна иметь совершенно твердые, сильные и устойчивые основания; виновный, однако, может привести столь дурные предположения против лишенного им жизни и столь добрые и сильные презумпции в свою пользу, что надо будет поверить его .ссылке на необходимую оборону.

Разъяснить все подобные основания понятно для каждого в настоящем уложении невозможно. Надлежит, однако, иметь, в виду, что в подобных случаях доказательство всех упомянутых выше презумпций должно быть возложено на виновного. Истцу же должно предоставить возможность беспрепятственно предъявлять, какие он пожелает доказательства противного. При вынесении приговора. необходимо обращаться за указаниями к сведущим лицам, сообщая им все существенные обстоятельства, так как в подобных случаях может быть чрезвычайно много особенностей и сомнений за и против упомянутой необходимой обороны, которые невозможно заранее предусмотреть или установить.

О ссылке на необходимую оборону против женщины

CXLIV. Если кто-либо убьет женщину и будет ссылаться при этом на необходимую оборону, то в таком случае надлежит исследовать и рас смотреть свойства мужчины и женщины, а также оружие и действия каждого из них и вынести решение на основании совета с законоведами, как указано ниже сего. Нелегко, правда, чтобы женщина могла вынудить мужчину к необходимой обороне, но все же может случиться, что лютая

женщина может довести .слабого мужчину до необходимой обороны, в собственности ежели она имеет опасное, а он худшее оружие70.

О том, кто при правомерной необходимой обороне, против своей воли лишит жизни неповинного

СХLV. Если кто-либо при необходимой обороне, правомерность коей доказана, против своей воли лишит жизни неповинного уколом, ударом или выстрелом, приняв его за того, кто побудил его к обороне, он также не подлежит уголовному наказанию71.

О нечаянном лишении жизни72, вне необходимой обороны

СХLVI. Если кто-либо, занимаясь дозволенной работой в предназначенном для этого месте или помещении, при этом по неловкости, сверх всякого чаяния и против своей воли лишит жизни кого-нибудь, то он может быть оправдан во многих случаях, которые, однако, невозможно полностью перечислить. Чтобы сделать эти случаи более удобопонятными, Мы приводим следующие примеры.

Некий брадобрей бреет кому-либо бороду в своей горнице, как и надлежит брить обычно, и его кто-то ударил или толкнул таким образом, что он против своей воли перерезал горло тому, кого он брил.

Другой пример: стрелок стоит или сидит в помещении, предназначенном для стрельбы, и стреляет в обычную цель, а кто-либо выбегает под его выстрел, или же его арбалет или самострел нечаянным образом и против

его воли выстрелил раньше, и таким образом он застрелил кого-либо насмерть. Оба должны быть признаны невиновными.

Если же, напротив, брадобрей брил кого-нибудь на улице или в ином неподходящем месте, или же стрелок стрелял в подобном необычном месте, где проходят люди, что можно было предвидеть, или же если стрелок непредусмотрительно вел себя в предназначенном для стрельбы месте и вследствие этого кто-либо был лишен жизни, то в таких случаях виновные брадобрей или стрелок не будут иметь достаточного оправдания. При всем том в подобных случаях происходящих по нечаянности, из легкомыслия иди непредусмотрительности и против воли виновника, надлежит проявить большую снисходительность, чем в случаях лишения жизни, совершенных с умыслом и коварством. Если случится подобное лишение жизни, то судьи должны запросить у законоведов указаний об определении виновности и назначении наказания.

Из приведенных выше примеров разумный человек сможет понять и установить и в других неупомянутых случаях, что такое нечаянное лишение жизни и каким образом в отношении его может быть применено оправдание. И поелику подобные случаи часто влекут обвинение и несведущими людьми разрешаются совершенно по-разному, приведенное краткое разъяснение и предупреждение сделано с тем добрым намерением, дабы простой человек извлек из него некоторое понимание права. Однако же подобные случаи имеют порой столь тонкие различия, что их невозможно разъяснить и растолковать каждому обыкновенному человеку, заседающему в уголовном суде; посему в упомянутых выше судах судьи должны не пренебрегать советами вышеупомянутых сведущих людей для получения всех разъяснений по поводу всего, что касается виновности, а пользоваться ими.

О том, если кто-либо избит и умрет и сомневаются, от ран ли он умер

СХLVII. Если кто-либо будет избит и спустя некоторое время после того умрет таким образом, что будет сомнительно, умер ли он от нанесенных ударов или по иной причине, то в подобных случаях обе стороны могут представить надлежащих свидетелей по делу (как то указано по поводу доказательств), в особенности надлежит привлечь хирургов73, сведущих в деле, и других лиц, кои знают, как держался умерший после ранения, ударов и схватки и как долго он прожил после ранения74. При решении подобного дела судьи обязаны обратиться за советом к законоведам и всюду, как указано в конце Нашего настоящего уложения75.

Наказание тех, кто предумышленно или непредумышленно соучаствует в убийствах, побоищах и схватках

СХLVIII. Если несколько лиц помогают и содействуют друг другу с заранее обдуманным намерением злым умыслом сообща убить кого-нибудь, то виновные должны быть подвергнуты смертной казни. Если же несколько лиц, случайно оказавшись вместе в какой-либо стычке или схватке, помогают друг другу и кто-нибудь будет вследствие этого убит без достаточного повода, то тот из них, кто будет опознан как истинный виновник от руки которого приключилось лишение жизни, должен быть осужден, как нанесший смертельный удар, к отсечению головы мечом. Но если лишенный жизни получил опасные, заведомо смертельные удары от нескольких лиц и невозможно доказать, от чьей именно рука и удара он умер, то все наносившие, как выше указано, раны должны быть приговорены к смертной казни как нанесшие смертельные удары. Но по поводу наказания других соучастников, пособников, исполнителей, чьей рукой лишенный жизни был ранен несмертельно, а также если кто-либо при беспорядках или в драке будет лишен жизни и невозможно узнать о том, кем он был ранен, как указано выше, судьи должны запросить совет у законоведов76 и всюду, как будет ниже сего указано, сообщив все обстоятельства и особенности такого дела, поскольку их удалось установить, ибо в подобных случаях невозможно заранее предписать судьям все, что касается оценки некоторых обстоятельств.