Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
От. история. УМК заоч. 03.doc
Скачиваний:
568
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
3.36 Mб
Скачать

Истоки Победы

Что же позволило Советскому Союзу, несмотря на тяжелейшие поражения первого этапа войны, выстоять и победить? Долгое время в нашей литературе в качестве причин нашей Победы коче­вали одни и те же формулировки – о незыблемой дружбе народов, руководящей роли партии, несокрушимой мощи социалистичес­кой экономики, патриотизме советского народа. Но реальная кар­тина, конечно же, была намного сложнее.

Довольно распространена до сих пор точка зрения о том, что одним из условий Победы стала сложившаяся в СССР еще в 30-е годы экономическая система – казарменная экономика с ее жесткой централизацией и системой тотальной мобилизации. Но эта же экономическая система приводила к ошибкам и просчетам, обернувшимся задержками в разработке и налаживании массового выпуска новейших типов вооружений, в том числе знаменитых «катюш», танков Т-34 и др. Тем не менее советская экономика позволяла, хотя и ценой громадных усилий и жертв со стороны народа, достаточно быстро сосредоточивать материальные и люд­ские ресурсы на ключевых направлениях (что было особенно важ­но в условиях, когда промышленный потенциал в результате поте­ри огромной территории снизился, были ограничены и людские резервы). И уже в 1943 г. Советский Союз смог превзойти Герма­нию по выпуску боевой техники, что имело громадное значение для второй мировой войны, войны техники.

Необходимо отметить, что в годы войны проявляются тенден­ции в сторону отказа от некоторых черт этой экономики – форма­лизма, чрезмерной бюрократизации. Поощряются инициатива, самостоятельность нижестоящих структур, без чего просто было невозможно в столь короткие сроки провести эвакуацию промыш­ленных предприятий и наладить выпуск продукции на новом мес­те. Кроме того, ни одна из стран, участвовавших во второй миро­вой войне, не знала таких диспропорций между производством и потреблением, между военным и гражданским секторами эконо­мики. А это еще более снизило уровень жизни народа. Конечно, падение благосостояния в период войны происходило во всех стра­нах, но, пожалуй, нигде так сильно, как у нас.

Разумеется, эффективное функционирование подобной эконо­мики было возможным только при условии согласия народа тер­петь все эти тяготы, осознания им необходимости военно-мобили­зационных мер для достижения Победы. Политика сталинской верхушки в 30-е годы не способст­вовала сплочению общества. Существование социально-политиче­ской оппозиции, сепаратистских тенденций среди ряда националь­ностей проявилось в так называемых «негативных» настроениях населения в первые месяцы войны, в довольно значительном чис­ле лиц, которые сотрудничали с фашистами на оккупированной территории. Достаточно сказать, что около 1 млн чел. бывших советских граждан воевали на стороне немцев. Пожалуй, впервые со времен междоусобных войн XII – XIV вв. русские воевали на стороне противника против своего государства (безусловно, не только по политическим мотивам).

Однако в настроениях подавляющего большинства населения преобладал все-таки патриотизм. Другой вопрос, какой именно патриотизм? Что было предметом патриотической верности, для какой Родины советские люди воевали и трудились? Для части людей, особенно для тех, чья сознательная жизнь пришлась на 30-е годы, Родина сливалась с политическим режимом Сталина, в социально-политическом строе СССР 30-х годов они видели боль­шие преимущества, с ним связывали значительные социальные завоевания: бесплатное образование, медицинское обслуживание, отсутствие явной безработицы, которые они и шли отстаивать в войне.

Но, видимо, гораздо большую роль в поведении людей играл традиционный российский патриотизм, традиционная народная готовность к храбрости, самоотверженной защите Отечества от внешнего врага. Это прекрасно понимало высшее советское руко­водство. По свидетельству бывшего специального представителя американского президента в СССР А. Гарримана, в сентябре 1941 г. Сталин сказал ему: «У нас нет никаких иллюзий, будто бы они (русские люди) сражаются за нас. Они сражаются за мать – Рос­сию». И самым ярким подтверждением этого является то, что в самые критические моменты войны официальная пропаганда при­бегала к героическим образам и событиям прошлого России, апел­лировала именно к национальным чувствам населения и практиче­ски не оперировала термином «социалистическая родина». Патриотизм русский и советский мог вполне сочетаться с критиче­ским отношением к руководству страны. Среди негативных выска­зываний встречается достаточно много критических характеристик руководства страны, его политики в предвоенный период, но при этом не подвергается сомнению необходимость бороться против фашистов. Например, слова рабочего из Калужской области, что он пойдет защищать Советскую землю, но не тех, которые сидят в Кремле. Доминантой народного отношения к происходящим со­бытиям были следующие мысли: война идет на нашей земле, напал враг, жестокий, беспощадный, поставивший себе целью уничтоже­ние нашего государства, нашей культуры, истребление значитель­ной части населения, враг рвется все дальше и дальше, страну, родную землю, свой дом надо защищать, спасать – какие тут могут быть споры, разговоры? И народ встал на защиту Родины, как вста­вал он в Отечественную войну 1812 г., как вставал столетиями рань­ше. Знаменитые слова Л.Н. Толстого о «дубине народной войны», гвоздившей французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», в полной мере могут быть отнесены и к войне 1941 – 1945 гг. Это была действительно народная война, что признал и существовавший тогда в СССР политический режим. Властям оставалось лишь опереться на массовый патриотизм советских людей, на их готовность терпеть материальные невзгоды и лишения, готовность по­жертвовать своей жизнью ради защиты Родины и тем самым спа­сти и самих себя.

НКВД играл в годы войны не меньшую роль, чем до нее. Чего стоит хотя бы судьба народного ополчения, когда летом-осенью 1941 г. множество квалифицированных специалистов, рабочих, очень нужных для военного хозяйства, было отправлено на фронт плохо обученными и снаряженными, чтобы погибнуть там без осо­бого ущерба для врага. Сталинский режим не жалел людей в мир­ное время, еще менее готов был заботиться о человеческих жизнях в военное, спасая свое собственное существование. Торжествовал принцип достижения целей любой ценой. Раз за разом в кровавую мясорубку плохо организованных боев посылались части, чтобы погибнуть там до последнего человека. Даже на последнем этапе войны, имея колоссальное преимущество в технике и вооружении, мы зачастую не использовали это преимущество. Пехота часто ата­ковала оборону противника в лоб без достаточной авиационной и артиллерийской поддержки, взятие городов подгадывалось к датам революционных праздников и т.д. Последняя крупная операция советских войск – Берлинская – была проведена скорее по поли­тическим мотивам – не дать союзникам опередить СССР, первы­ми вступить в столицу Германии. В итоге – более 100 тыс. убиты­ми, жертвы, которых можно было избежать.

Большую роль в разгроме фашизма сыграло образование анти­фашистской коалиции, в которой ведущее положение занимали СССР, Англия, США и Франция. Перед лицом грозной опасности оказались на время забытыми идеологические разногласия. Суще­ственную поддержку советскому народу оказали поставки техни­ки, вооружений, продовольствия союзниками, особенно в крити­ческий момент первого периода войны, сказывалось и отвлечение германских войск на ведение боевых действий в других регионах мира. Антифашистская коалиция явилась основой послевоенного устройства мира, которое позволило, несмотря на все трудности, избежать скатывания к новой мировой войне. Но взаимное недо­верие и идеологические противоречия вновь проявились, как толь­ко в войне произошел окончательный перелом. Союзники СССР сознательно затянули открытие второго фронта, в Европе, что явно продлило войну.

До сих пор неизвестно точное число наших потерь в годы Вели­кой Отечественной войны. Последняя более или менее достовер­ная цифра – 26,6 млн чел. общих людских потерь непосредст­венно от боевых действий, умерших от голода и болезней, сгинувших в плену. Из них потери вооруженных сил СССР – 11 944 100 человек. Потери вермахта и его союзников на советско-германском фронте, по разным данным, составили от 6 млн до 8 млн человек. Такое неблагоприятное соотношение потерь вер­махта и Красной Армии во многом является следствием ведения войны Советским Союзом «большой кровью». И это еще одно пре­ступление сталинского режима перед народом.

Великую Отечественную войну выиграл наш народ. Именно его исконный патриотизм, готовность к самопожертвованию, готов­ность беззаветно терпеть нужду и лишения, способность воевать и трудиться, не думая о себе, сыграли решающую роль в Победе. Своей кровью народ оплатил ошибки и преступления сталинского руководства в предвоенные и военные годы, но спасал и спас он не это руководство, не Сталина и коммунистическую партию, а Роди­ну и себя.

История России: Учебник / Под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева.

М.-Новосибирск, 2000. С. , 419 – 423.