Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
28 глава.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
01.05.2015
Размер:
228.86 Кб
Скачать

§ 6. Гештальтпсихология, неокантианство и феноменология

Хотя К. Маннгейм выступал против стремления сторонни­ков историцизма объяснять происхождение идей в отрыве от социальных условий и использовал марксизм в качестве инст­румента для рассмотрения идей как функционально зависимых от социальной действительности, он использовал и другие кон­цепции для подкрепления холистической и структурной направ­ленности своего мировосприятия.

Большую пользу для себя он извлек из развития гештальт-психологии, которая отвергала атомистическую, поэлементную ассоциативность (associationism) прежней психологической док­трины и придавала особое значение структурным аспектам пси­хологических явлений. Утверждение гештальтпсихологов, что отдельные элементы сознания следует понимать в зависимости от целостных психических структур, частью которых они явля­ются, что образы возникают только во взаимосвязи с той осно­вой, на которой они воспринимаются, оказалось для Маннгей-

1 Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge, and Essays in the Sociology of Culture. P. 84-85.

Глава 28. Социология знания Карла Маннгейма

725

ма весьма полезным. Он использовал это в исследовании исто­рических событий и культурных явлений в зависимости от их исторической и структурной основы.

Синтезирующая и антиатомистическая направленность, ко­торую Маннгейм воспринял в гештальтпсихологии, нашла от­ражение и в новой концепции истории искусства. Например, А. Ригль и М. Дворжак, отвергая позитивистский метод, пыта­лись постигнуть смысл произведения искусства при помощи синтезирующей интерпретации контекста данного историче­ского периода и его культуры. Вместо рассмотрения изолиро­ванных воздействий и мотиваций эта новая концепция истории искусства стремилась проникнуть в смысл произведения, во взаимосвязи с его включенностью в сложную систему символов и объектов.

Многочисленные ссылки Маннгейма на это новое направле­ние в истории искусства, а также методы, применяемые во многих его конкретных исследованиях, свидетельствуют о воз­действии данного критического направления в истории искус­ства на мировоззрение Маннгейма.

Как уже указывалось, большое влияние на К. Маннгейма оказал его учитель А. Вебер, особенно его социология культуры и оценки роли интеллигенции. Что касается тех философских школ, которые боролись за главенствующее положение в Герма­нии в 1920-е гг., то Маннгейм был обязан многим из них, но не примкнул ни к одной. Кое-что он заимствовал у неокантианцев Марбургскои школы, особенно у Г. Риккерта и В. Виндельбанда, которые ранее повлияли на мировоззрение М. Вебера. Манн­гейм следовал им, отвергая методы естественных наук для изуче­ния культурных явлений, поскольку был согласен с их общей точкой зрения, что наука о природе (Naturwissenschaft) и наука о культуре (Kulturwissenschaft) должны пользоваться разными ме­тодами, поскольку они имеют различные теоретические задачи. Введенное Риккертом понятие ценностной релевантности (Werbeziehung), придаваемое им особое значение тому обстоя­тельству, что историки склонны выбирать объект исследований в соответствии со своими культурными ценностями, произвело сильное впечатление на Маннгейма и наполнило все его произ­ведения духом перспективизма. Неокантианцев Марбургскои школы и М. Вебера с его интерпретацией понятия ценностной релевантности можно отнести к числу основоположников пер-спективистского направления мысли.

726