Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
К зачету по культурол.Документ Microsoft Word.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
193.54 Кб
Скачать

Актуальные проблемы современной культуры

И.Я. Мурзина

Социокультурные характеристики постиндустриального общества в свете проблемы о человеке

Самый «больной» вопрос культуры ХХ века – судьба человека. Сформулированный философами рубежа веков, он не только не потерял актуальности, но, напротив, стал еще более острым. На первый план выходят проблемы утраты ориентиров, поиск альтернативных путей развития общества (не столько экономических, сколько духовных).

Когда Н. А. Бердяев пытался определить духовное состояние современного ему мира, он формулировал главную проблему времени как проблему о человеке, «о спасении человеческой личности от разложения, о призвании и назначении человека, о разрешении основных вопросов общества и культуры»20.

Проблема о человеке, как ее понимали русские философы, напрямую была связана с проблемой кризисного состояния культуры ХХ века, с теми ее тенденциями, которые особенно ярко воплотились в техническом и технологическом прогрессе, девальвирующем ценности традиционной культуры. Духовный кризис ХХ века, связанный с утратой органических связей, привел к осознанию, что изменилось место человека в мире: технократическая цивилизация создала новую реальность, реальность артефакта, реальность сделанного руками, сотворенного и постоянно совершенствующегося, в отличие от человека, который изменяется не с такой скоростью, как совершенствуется им созданная техника. С другой стороны, технизация и механизация жизни обусловили возобладание в культуре «материалистического духа», изменившего иерархию ценностей культуры. Процесс технизации непосредственно связан с демократизацией общества. Традиционно, мы позитивно характеризуем это явление, однако, как кажется, видим лишь одну, политическую, его сторону. С точки зрения изменений в культуре, этот процесс не так однозначен. Демократизация непосредственно связана с процессом «массовизации» жизни, когда легко усваиваются внешние, технические формы, но не усваиваются высшие духовные ценности. И как следствие этого процесса, происходит обездушивание людей, все большее превращение их в механических роботов. Эта тенденция становится особенно явной сегодня, когда с экранов телевизоров, в средствах массовой коммуникации звучит постоянное требование активности, действия, использования каждого момента жизни для… Для чего? Для того, чтобы потреблять, производить что-нибудь и снова потреблять? Бесконечная, навязанная современному человеку «гонка за лидером» – это тоже проявление скрытой тенденции утраты целостности и ценности жизни как таковой, утраты понимания, что человеческая жизнь есть явление не только сиюминутное, мгновенное и преходящее, но и явление вечности. Утрата этого понимания ведет к обессмысливанию существования, к тому, что принято называть словом «бездуховность».

Исходя из этих предпосылок, рассмотрим некоторые черты современной культуры.

Проблема технологии: человек и машина в современной социокультурной ситуации

Для современного состояния общества и культуры особое значение приобретает проблема овладения новыми технологиями. Мир качественно изменился: появились новые, прежде неизвестные, производства, такие как электронно-информационные, биотехнологические, космические. Все усложняющиеся технологические системы изменили самый характер производства, сделав упор на наукоемкость.

Наиболее динамичым компонентом сегодняшнего производства называют информационные и коммуникационные технологии.

Может быть, когда-нибудь информационную революцию назовут самой масштабной из всех прежних по скорости и всепобеждающей силе компьютерных технологий. Действительно, темпы информационной революции невероятно высоки. По уровню накопления и систематизации информации конец ХХ века не знает себе равных. Не случайно, даже период истории, в котором мы живем, принято называть постиндустриальным, или информационным.

Однако уже сегодня становится ясно, что тотальная компьютеризация несет с собой неизвестные прежде проблемы. И эти проблемы напрямую связаны с проблемой человека, его местом и ролью в истории и культуре.

С одной стороны, компьютерная техника облегчает труд человека, делает его более производительным, в то же время требуя от человека способности вступать в коммуникацию с новыми техническими средствами, стимулируя способность к обучению. Человек в постиндустриальном обществе становится «целью и ведущим компонентом производства» (Б. Ерасов). Ценность интеллекта человека становится столь же высоко значимой как и другие ценности (свидетельством тому могут служить законы о защите интеллектуальной собственности и авторских правах, принятые во многих странах, включая международные конвенции). Естественным в современных условиях видится и внимание к системе образования, к науке. В экономически развитых странах происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу научных лабораторий и т. п. Университеты становятся средоточием научной деятельности. В обществе растет «спрос» на новые идеи, на новые научные проекты.

Компьютеризация приводит и к новым, не существовавшим в условиях индустриального общества, способам организации производства: прежде всего к децентрализации. Место огромных городов-заводов начинают занимать виртуальные транснациональные корпорации, связанные воедино не столько производством, оно может быть различным и территориально находиться в любой части Земного шара, сколько информационными сетями. При этом составляющими производствами могут быть надомные виды деятельности (фриланс), связанные с работой в Интернет. Такой почти средневековый способ организации производства, когда не существует четко закрепленного «рабочего» и «свободного» времени – резко изменяет жизнь человека, делая его, с одной стороны, более мобильным, с другой, более привязанным к технике.

Принципиально меняется характер образования в современном мире. Стремление дать как можно больше разносортной информации из различных областей знаний учащемуся все больше уступает место системам, обучающим способам работы с новыми, все увеличивающимися, объемами информации (что особенно актуально в современной ситуации, где каждые 7 лет информация обновляется кардинально). Если раньше речь шла о педагогике как творческой профессии, то сейчас упор делается на педагогические технологии, учитывающие эффективность процесса обучения (и зачастую оставляющие в стороне проблемы воспитания и личностного роста). Особую роль сегодня стали играть альтернативные способы образования, опять-таки, используя глобальные компьютерные сети, можно не выезжая из собственного города, получить образование где-нибудь в США.

Современный человек существует как бы в двух мирах одновременно: в мире реальном и мире виртуальном. При том, что последний отнюдь не похож на прежний мир фантазий и грез, он все более приобретает черты реальности, и определяет подлинную жизнь. Предлагая информационное поле, виртуальный мир начинает заменять собой то, что раньше принадлежало человеку безраздельно – его память. Достаточно нажать несколько кнопок – и весь объем информации по интересующей проблеме получен. Более того, подключившись к глобальным компьютерным сетям, пользователь обеспечивает себе «бесперебойное» получение новейших сведений из любой области. В технически развитых странах компьютер все более заменяет такие традиционные вещи как записную книжку21, и авторучку (письма и поздравительные открытки, даже близким людям, пишутся на компьютере, отчуждаясь от пишущего).

Самый акт коммуникации, ранее предполагавший как минимум двух собеседников, становится формализованным и стандартизированным, утрачивая «человеческое измерение».

Нам уже не важен собеседник как таковой. Его духовный мир, его ценности, его жизнь. Машины «научили» людей способам манипуляции, и люди радостно использовали этот опыт. Если взглянуть на издающиеся сегодня книги, то мы увидим, какое огромное количество в мире занимают так называемые труды по поп-психологии. По сути, основным содержанием данных книг являются схемы манипуляции другим человеком. От Д. Карнеги, до совсем надавно появившейся книги отечественного автора «А что у него в подсознании?» Человечество оказалось безоружным.

Если раньше мы смотрели на человека, приезжающего из другого города или другой страны, почти как на инопланетянина, то, появись сейчас инопланетянин, мы и на него станем смотреть как на что-то давно известное. Мир сузился до телеэкрана или экрана монитора.

Изменившийся тип существования изменил самую структуру освоения мира. Мы стали смотреть на мир не как на мир разных типов культур, а как туристы, знакомясь поверхностно с достопримечательностями, где-то в глубине души зная, что все, в общем, одинаково, все мы похожи, все ищем одного – удовольствий от этой жизни, и все ценим только внешние формы существования.

Поэтому такое огромное место занимает в сегодняшнем производстве сфера услуг, индустрия развлечений, туристическая деятельность. Нужно же бесконечно предлагать способы удовлетворения человеку, чья жизнь есть только поиск разнообразных ощущений и впечатлений.

Конечно, я намеренно сгущаю краски. Конечно, человечество все еще состоит из отдельных «человеков», и далеко не каждую жизнь можно описать как механистическую. Однако важно осознание тенденции в культуре, а она сегодня определяется как зависимость от внешнего и чуждого духовной жизни человека мира виртуального.

Пугающее открытие сделано сегодня: тот, кто регулярно пользуется всемирной компьютерной сетью, впадает в опасное психическое состояние. Дело в том, что в «новом измерении» знания открываются интерактивным способом, сопровождаемые текстом, звуком и изображением. »Проникая с помощью Интернета в кибернетическое пространство, у людей вырабатывается отличное от их истинного «я» ложное сознание идентичности»22, что наносит огромный ущерб психике, особенно окончательно не сформировавшейся.

Таким образом, сформировавшийся сегодня информационный тип культуры постиндустриального общества с особой остротой ставит проблему личного выбора, личной ответственности за свою жизнь. Сегодняшнюю духовную ситуацию можно определить как ситуацию экзистенциального выбора между машиной и жизнью, между забвением, что ты – человек, и вопросом «что есть человек».

Атомизированное человечество, живущее в ситуации постоянной манипуляции сознанием, замены духовного роста прогрессом и техническим усовершенствованием, отсутствием содержательной и полноценной самореализации, оказалось перед угрозой самоуничтожения, проявляющегося сегодня в росте насилия, равнодушии и жестокости.

Естественной реакцией на происходящее стал поиск альтернативных путей, актуализирующих человеческое начало, базирующихся на других, близких ушедшей культуре ценностях.

Все возможные контр-культурные движения, начавшиеся в 60-е годы ХХ века, от «битников» до «зеленых», по сути, пытались реализовать эти идеи нового единения. Разучившись смотреть жизни в лицо, люди снова стали искать «тихой гавани» и самооправдания («не мы такие, жизнь такая» – стало лозунгом не одного поколения). Утрата собственного »я» в механическом мире неизбежно вела к поиску самоидентичности. Очень странным может показаться объединение в один ряд столь разнородных явлений как строительство утопических коммун, увлечение восточным мистицизмом или фан-клубы музыкально-эстрадных звезд. Однако подобные явления ясно показывают, что утрата традиционных духовных ориентиров, ведет к их интенсивному поиску. Они не хотели быть похожи на машины, они хотели оставаться уникальными и неординарными, они хотели оставаться людьми.

Эти явления до сегодняшнего дня определят «лицо» современной культуры, свидетельствуя о ее разнонаправленности.