Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эволюция письменных источников.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
03.04.2015
Размер:
407.55 Кб
Скачать

29. Демографическая статистика второй половины XIX в.

Прекращение ревизий оставило в распоряжения правительства в качестве основных два источника сведений – полицейский учет и метрические книги. На основании этих двух источников вел статистику населения Центральный статистический комитет, публиковавший данные в своих изданиях. Этим же административным путем добытые сведения были положены в основу разработки демографических данных по Закавказью, не освещавшемуся обычно в общих данных. Учетной единицей являлось отдельное селение. Для всякого селения были составлены посемейные списки, и на основании их обработки были получены материалы, характеризующие национальный, вероисповедный и социальный состав населения.

Первая всероссийская перепись населения была проведена лишь в 1897г.: Материал, собранный переписью, значителен, весьма ценен и важен, но обработка его часто оставляет желать лучшего. Остановимся на одном примере. Перепись наряду с прочими вопросами ставит вопрос о занятиях жителей. В этих целях даются различные таблицы – поуездные итоги для разных профессиональных категорий, занятия в связи с национальностью и т. п. В основе всех этих таблиц лежит классификация занятий, содержащая 65 различных групп. Но социальное содержание каждой категории остается неясным. Профессиональный признак формулирован так: «Обработка волокнистых веществ», «Обработка дерева» и т. д. Но в условиях капиталистической промышленности «обработку дерева» и пр. в качестве своего занятия указывали и предприниматели, и рабочие, и служащие. Наряду с этим, специально для нетрудовых элементов, классификация давала лишь одну графу – «Доходы с капиталов и недвижимых имуществ». Эта графа в свою очередь была испорчена тем, что сюда же включались лица, живущие на средства родителей и родственников.

Что касается национального состава населения, то перепись 1897 г. дает богатый материал по этому вопросу. Она содержит ряд таблиц, в основу которых положен как классификационный признак родной язык. Благодаря им возможно изучать национальный состав в связи с возрастом, грамотностью, профессией, сословной принадлежностью.

30. Сельскохозяйственная статистика второй половины XIX в

Данные в этой области собирали и Министерство внутренних дел и Министерство государственных имуществ.

Одной из наиболее крупных работ Центрального статистического комитета в области статистики землевладения является обработка результатов специального обследования про веденного в 1877–1878 гг., обнародованная в двух изданиях(«Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» и «Волости и важнейшие селения Европейской России»).

Обследованию были подвергнуты все крестьянские поселения и частновладельческие земли. Относительно крестьянских земель и поселений сведения давались волостными правлениями, о частных – владельцами. «Статистика поземельной собственности» содержит поуездную сводку материалов о разных видах землевладения, данные о частных землях (в зависимости от размера), о надельных землях крестьян (все данные о землях приводятся с выделением пахотной земли) и характеристику населенных местностей (все сведения только о ревизских и наличных душах мужского пола).

Что касается второй публикации – «Волости и важнейшие селения», – она характеризует поволостной состав населения (давая, кроме ревизского, и фактическое население обоих полов), крестьянское и частное землевладение (выделяя во всей массе земель пахотные угодья). О селах сообщается число дворов, школ, промышленных заведений и мастерских (бондарные, рыбные заводы, мельницы и т. п.).

Позднейшие данные о поземельной собственности были собраны Центральным статистическим комитетом во время переписи 1887 г. Перепись дает сведения о поземельной собственности в уезде – о числе владений, количестве земель, распределении их на пахотную, лесную и т. д., о принадлежности земель отдельным владельцам (по сословиям). Недостатком же является прежде всего то, что перепись оперирует средними цифрами.

Возбуждение кавказским начальством в 80-х годах вопроса о распространении деятельности дворянского и крестьянского банков на губернии Закавказского края заставило заняться собиранием сведений о землевладении на Кавказе. «Свод материалов» дает характеристику состава крестьянского надела по видам входящей в него земли пахотной, садовой и т. п.; показаны размеры надела и ход выкупной операции с 1865 по 1890 г. (число выкупных договоров, количество выкупленной земли, размер разрешенной правительством выкупной ссуды и ежегодного платежа погашения), приведет, сведения о податях и повинностях крестьян.

Относительно дворянских земель выяснены их размеры. Даются сведения о хизанах, о количестве земли у них и размере повинностей в год в пользу землевладельцев. Наконец, приведены сведения о землепользовании и повинностях крестьян, живущих на владельческих землях.

Тем же административным потребностям обязано своим изучением землевладение Сибири. Обстоятельное поволостное изучение охватило Тюменский, Тобольский, Тарский, Туринский, Тюкалинский, Курганский округа.

Изучение затрагивало движение и состав населения, подробно сообщались данные о быте населения, особенно нерусского. Давалось описание костюма, хозяйственного уклада и т. д. Основное внимание было обращено на изучение хозяйства. Лесное владение и хозяйство составляют другую группу вопросов. Затем рассматриваются приемы полевого хозяйства – способы обработки, виды посевов и т. п., рассматривается скотоводство, торговля, обложение крестьян и т. д.

Значительно лучше было организовано изучение Восточной Сибири. Изучение это вылилось (по инициативе губернатора Игнатьева) в организацию экспедиционного обследования названных губерний по методу, уже практиковавшемуся земством. Были разработаны бланки подворной и пообщинной переписи, на их основе произведено обследование, результаты, которого составили несколько томов специального издания.

Инициатива изучения сельскохозяйственной производительности страны исходила от Русского географического общества, совместно с Вольным экономическим обществом организовавшего в 1867–1869 гг. экспедиционные обследования восьми крупных районов (Центральный, или Окский, Верхневолжский и т. д.). По окончании работ в 1870–1876 гг. вышла серия монографий под общим заглавием: «Труды экспедиции, снаряженной Вольным экономическим и Русским географическим обществами для исследования хлебной торговли и производительности в России».

«Труды экспедиции» – собрание очень важных исследований сельскохозяйственной экономики и хлебной торговли отдельных местностей и районов. Изучению подверглись территории, не одинаковые по размеру. Полной картины для всей страны «Труды» не дают. Однако здесь находятся указания об организации и технике сельского хозяйства, видах сельскохозяйственных растений, урожаях и сборах, о винокуренных заводах, ценах потребительских и продажных, способах перевозки зерна, стоимости фрахта и т. п.

Серьезное изучение урожайности началось лишь с 70 х годов.

Центральный статистический комитет собирал сведения об урожае на десятину посева каждого хлеба по такому количеству хозяйств, чтобы принять эти данные за массовые. Помножением  средней цифры урожая с десятины на количество десятин посева получалась искомая примерная цифра урожая.

В 1877-1878 гг. была проведена перепись земельной собственности, результаты которой должны были лечь в основу новой работы. Пока шла вся эта подготовка в Комитете, департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ обработал и опубликовал специальное издание – «Материалы по статистике хлебной производительности в Европейской России» за 1870–1874 гг. Это издание дает сведения о среднем посеве и сборе хлебов по уездам и губерниям, данные об урожайности, соотношение посевов отдельных культур.

В последующие годы департамент земледелия публиковал данные об урожаях в издававшихся им «Сборниках сведений по департаменту земледелия и сельской промышленности».

 С начала 80-х годов Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел начал выпускать (с 1883 г.) ежегодные обзоры «Урожай… года в Европейской России». Данные этих обзоров были построены на ответах, получаемых от владельцев земель о состоянии урожая по отдельным видам хлебов. Осенью 1881 г. было предпринято специальное обследование о распределении земель по  угодиям и площади посевов, результаты которого позволили поставить статистику урожаев более основательно.

Независимо от этих ежегодных сводок данных об урожаях, Центральный статистический комитет издавал материалы сводной статистики. Образцом такого издания является вышедший в 1888 г. сборник «Средний урожай в Европейской России за пятидесятилетие 1833–1887 гг.».

  В 1880 г. департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ предпринял новую работу в целях улучшения статистического освещения сельского хозяйства, используя опыт Соединенных штатов. Он обратился через предводителей дворянства, председателей земских управ, через сельскохозяйственные общества, газеты, отчасти непосредственно к отдельным лицам с просьбой о периодической присылке сведений относительно состояния погоды, условий роста хлебов и трав, степени урожая разных культурных растений, ценах на продукты сельского хозяйства, рабочие руки, размерах арендной платы, состоянии скотоводства и т. п. С 1881 г. ежегодно стало появляться издание «… - й год в сельскохозяйственном отношении по ответам, полученным от хозяев», выходившее в течение всего конца ХIХ и в ХХ в.

Статистика скотоводства поставлена была еще хуже, чем земледельческая. До начала 80-х годов никаких переписей скота в России не производилось. Сведения о скоте помещались в губернаторских отчетах, но точность их оставалась под большим сомнением. С 1875 г. начались военно-конские переписи. Что касается прочего скота, он оставался вне всяких переписей до самого конца столетия. Только в 1900 г. Центральный статистический комитет предпринял собирание сведений о скоте от волостных правлений и уездной полиции. До того мы имеем лишь суммарные для губернии цифры основных видов скота.

Военно-конские переписи охватывали Европейскую Россию (без Финляндии) и Кавказ. Не вся территория страны бывала сразу охвачена переписью, так что материал переписей не всегда одновременен; к тому же не во всех губерниях Европейской России прошло одинаковое количество переписей.

Учет лошадей у крестьян, землевладельцев, горожан велся отдельно.

земская статистика

Ведшаяся независимо от правительственной земская статистика охватила почти половину Европейской России (27 губерний), за исключением Крайнего Севера и западной окраины.

Состав семьи, рабочая сила, землевладение, скотоводство, промыслы, аренда земли, техника земледелия, урожай, бюджет, жилищные условия, платежи, грамотность – все это в той или иной степени отражалось в земской статистике.

Земства в то же время производили наблюдение изменчивых, сезонных и т. п., явлений, вели текущую (конъюнктурную) статистику. Колебания сельскохозяйственных цен, зимние заработки крестьян, прогнозы или оценка урожая – все это входило в круг задач наблюдения, ведшегося обычно путем суммирования и обработки корреспондентских сведений.

Земства работали независимо и изолированно одно от другого. Переписи эти производились почти непрерывно, но они ни разу не были проверены повсюду одновременно.

В более широком масштабе земские обследования осуществлялись в середине 80 - х – в конце 90 - х годов.

В 80 - е годы внимание привлекали, разорявшиеся крестьянские хозяйства. Наоборот, для переписей, проведенных в 90 - х годах, характерно выделение дворов с торгово - промышленными заведениями, применение группировок по зажиточности.

В значительной части земских статистических изданий применялась группировка крестьянских хозяйств по величине их земельного надела. Также существовали группировки: группировка по величине посева, по рабочему скоту, по работникам, по батракам и др.