Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История Литературы 1 сем / русская литература / Куликовская битва в русской литературе.Слово о житии и преставлении

.txt
Скачиваний:
26
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
7.7 Кб
Скачать
Вопрос номер 52.Куликовская битва в русской литературе.Слово о житии и преставлении Великого Князя Дмитрия Ивановича, царя русского, сказание о мамаевом побоище и "Задонщина".

В 1380 г. произошла Куликовская битва, в которой был нане¬сён сокрушительный удар татарам коалицией русских князей, воз¬главлявшейся московским князем Дмитрием Ивановичем, за год до этого разбившим татарское войско на реке Воже. Исход Ку¬ликовской битвы был очень крупным политиче-ским событием в истории Руси. С одной стороны, победа русских на Куликовом поле явилась первой очень серьёзной попыткой освобождения Руси от татарского ига, длившегося уже более 150 лет, и предвестием окон¬чательного освобождения её от чужеземного порабощения, с дру¬гой — она возвысила и укрепила власть московского князя, глав¬ного организатора победы.С событиями битвы связано несколько литературных произве¬дений ', прежде всего летописная повесть, возникшая в конце XIV в. Повесть рассказывает о том, что на Русь пришёл нечестивый царь Мамай при поддержке измен-ника — рязанского князя Олега Ивановича и литовского князя Ягайла. Дмитрий Иванович, стоя¬щий во главе коалиции, выступившей против татар, как благочести¬вый человек, перед отправлением в поход молится богу и просит благословения у епископа Герасима.
В обычном стиле воинских повестей описывается столкновение русских с татарами в день рож-дества богородицы, т. е. 8 сентября, и поражение татар на реке Непрядве. Мамай затем терпит пора¬жение ещё от хана Тохтамыша и убегает в Каффу, нынешнюю Феодосию, где и погибает. Дмитрий Иванович возвращается побе¬дителем, с добычей. Узнав о насилиях Олега Рязанского, он соби¬рается по-слать против него войско. Рязанские бояре бьют ему че¬лом, и он сажает в Рязани своих наместников.
В литературном отношении летописная повесть связана с тра¬диционной стилистикой и ритори-ческими украшениями, заимство¬ванными из летописных повестей и в особенности из позднейшей, нов-городской редакции жития Александра Невского. По Сино¬дику были приведены имена убитых князей и воевод.
Ближайшей хронологически после летописной повести литера¬турной обработкой сюжета о Ма-маевом побоище нужно считать поэтическую повесть, известную под именем «Слово о великом кня¬зе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче. Писание Софония старца рязанца», или «Задонщина».
Стиль «Задонщины», образные средства и целый ряд сюжет¬ных подробностей определились сильнейшим влиянием на неё «Слова о полку Игореве», а также устнопоэтических источников.
Возникновение «Задонщины» следует относить к концу XIV в. Автором её, судя по свидетельст-ву её списков, был рязанский священник Софония, происходивший, вероятно, из брянских бояр. «За-донщина» дошла до нас в пяти списках XV, XVI и XVII вв., из которых три, в том числе древнейший, полностью не сохрани¬лись.Как участников похода игорева, так и участников похода Дми¬трия Ивановича сопровождают зловещие знамения природы: вста¬ют сильные ветры с моря, пригоняют они тучу великую к устью Днепра, на Русскую землю.По сравнению с «Словом» в «Задонщине» события развивают¬ся в обратном порядке: в «Сло-ве»—сначала победа русских, по¬том их поражение, в «Задонщине» наоборот: русские войска сна¬чала терпят поражение, а потом, оправившись, наносят татарам сокрушительный удар.«Задонщина» заканчивается рассказом о том, что Дмитрий Иванович на поле Куликовом, на реке Непрядве, вместе с братом своим Владимиром Андреевичем и со своими воеводами стано¬вится на кос-тях павших русских воинов и произносит им похваль¬ное слово.
Третье произведение, посвященное Куликовской битве, извест¬но под именем «Сказания о по-боище великого князя Дмитрия Ива¬новича». Оно дошло до нас в большом количестве списков (более ста), которые можно распределить по четырём основным редакци¬ям, одна из которых вошла в Нико-новскую летопись '. Возникло «Сказание», нужно думать, в первой четверти XV в. В 1408 г. Москва подверглась набегу татарского хана Едигея. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донско-го, оказался неспособ¬ным защитить Москву и покинул её при приближении Едигея. «Сказание», воз-можно, создалось с целью противопоставить пове¬дению Василия Дмитриевича поведение русских кня-зей во главе с Дмитрием Донским, прославивших себя победой над татарами. Впоследствии «Сказание» перерабатывалось вплоть до XVI в. В его основу легли распространённая летописная повесть, «Задон-щина», а также устные народно-поэтические источники и перевод¬ные исторические произведения. Есть основания утверждать, что на «Сказание» повлияло и «Слово о полку Игореве». Сюжет «Ска¬зания» ос-ложнён большим количеством эпизодов и исторических и легендарных подробностей, не одинаковых в различных редак¬циях, как не одинакова в них связь с летописной повестью и «За-донщиной».. В основном же все редакции «Сказания» объединяет идея героического подвига русского народа в его борьбе с врагом под водитель¬ством московского князя, выделяющегося своей воинской добле¬стью, высотой своих душевных качеств и примерной религиозно¬стью, которая сказывается в том, что Дмитрий перед походом предаётся усиленным молитвам, общается с митрополитом Киприа-ном, отправляется за благословением к Сергию Радонежскому, даю¬щему ему в помощь двух монахов-богатырей — Пересвета и Осля¬бю, молится у гробов митрополита московского Петра и москов¬ских князей — своих предков.Все эти подробности, характеризующие благочестие Дмитрия Донского и преданность его церк-ви, представляют собой дополни¬тельный материал по сравнению с тем, что об этом говорится в ле¬тописной повести. В «Сказании» мы находим ещё ряд эпизодов и деталей, какие не встречаются ни в летописной повести, ни в «За-донщине». К ним относятся письма Олега Рязанского к Мамаю и Ягайлу ', Ягайла к Мамаю, Мамая к Ягайлу и Олегу и, наконец, Андрея Полоцкого к Дмитрию Брянскому, плач супруги Дмитрия Ивановича Евдокии, раскаяние Олега, знамения и приметы, пред¬вещающие пораже-ние татар, обмен одеждой Дмитрия с Михаилом Брейком, единоборство Пересвета с «печенегом» из та-тарского пол¬ка, розыски раненого Дмитрия и др.
В одном из списков «Сказания» мы находим явные песенные вставки.Должно быть, в конце XV в. возникла самая пространная ре¬дакция «Сказания», пополнившая его текст целым рядом вставных эпизодов. В 1674 г. она в сокращении вошла в печатное издание историче-ского руководства, приписываемого украинскому писателю Иннокентию Гизелю,— в «Синопсис», тек-стом которого восполь¬зовались авторы всех последующих литературных обработок «Ска¬зания», в том числе и Озеров в своей трагедии «Дмитрий Дон¬ской». Новейшей попыткой поэтической обработки по-вестей о Ма¬маевом побоище является поэма В. Саянова «Слово о Мамаевом побоище» (1939). События Куликовской битвы нашли себе отра¬жение и в былинном творчестве и в сказке — частично через по¬средство книжного «Сказания».
Победа русского войска над татарами в 1380 г., будучи очень важным шагом по пути к сверже-нию татарского ига, не обеспечила Русь даже на ближайшие годы от реванша со стороны татар. В 1382 г. Москва была осаждена, сожжена и разорена Тохтамышем. При этом, как мы уже знаем, погибло мно-жество книг, све¬зённых в московские соборы. В 1395 г. Москве угрожал Тамерлан; в 1408 г. Москва вновь была разорена татарами под предводитель¬ством Едигея. Все эти военные неудачи, выпавшие на долю Моск¬вы, вызвали живые литературные отклики с различной, порой про¬тиворечивой, политиче-ской тенденцией.
Несмотря на все эти злоключения, в Москве не ослабевало литературное творчество. Тот поли-тический и моральный подъём, который она переживала в результате Куликовской победы, сти¬мулировал литературное творчество, как стимулировал он и твор¬чество в области живописи и архитек-туры 3.