Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История. Тема 30. Обострение противоречий между ведущими странами мира.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
26.03.2015
Размер:
49.61 Кб
Скачать
  1. Провал политики коллективной безопасности. Советско-германский договор о ненападении 1939

Мероприятия по созданию системы коллективной безопасности в Европе хронологически можно разделить на два периода. Граница между ними проходит весной 1939 Первый период характеризуется господством политики «замирения», игнорированием роли СССР в противостоянии блоке агрессивных государств, надеждами западных демократий повернуть германскую агрессию против СССР. Во второй период приходит к лондонским и парижским политиков понимание необходимости тесных контактов с Москвой в создании европейской системы безопасности.

Важным этапом формирования межгосударственных отношений появилась работа Женевской международной конференции по разбраенню (1932-1935 гг.) С участием представителей 63 стран. Делегация СССР предложила совершить принцип всеобщего и полного разбраення, но другие государства не поддержали это предложение. По инициативе СССР в мае 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий пакты о взаимопомощи против агрессии. Эти инициативы могли бы стать серьезным фундаментом сдерживания агрессивной политики Германии и ее союзников и послужит основой создания системы коллективной безопасности в Европе. Но серьезным препятствием для внешней политики СССР были постановления VI конгресса Коминтерна (1928 г.) где говорилось о скорой «мировой революции» и краху системы капитализма. Такие установки ВКП (б) и Коминтерна в большинстве стран запада воспринимались как призыв к «мировой революции». Не добавляли международного авторитета Советскому Союзу сталинские репрессии. Политическая активность на международной арене Москвы в 30-е гг. воспринималось как попытка навязать коммунистические идеалы. Только в 1939 г. от этих стереотипов начали отходить.

В марте-апреле 1939 г. правительства Англии и Франции представили Польши, Греции, Румынии и Турции дополнительные гарантии безопасности. В марте 1939 начались консультации между правительствами СССР, Англии и Франции о возможном подписании соглашения о взаимопомощи и оказании пома другим европейским странам, против которых началась агрессия. Советскому Союзу предлагали оказывать немедленную военную помощь не только Англии и Франции, но и тем странам, которым они гарантировали безопасность, что было заведомо неприемлемой для советского правительства условием, так как они не содержали принципа взаимности и ставили СССР в неравное положение. У них не предусматривалось обязанностей помощи Англии и Франции СССР в случае нападения Германии на Советский Союз.

С 15 июня по 2 августа 1939 г. "переговоры ради переговоров» проходили в Москве, состоялось 12 заседаний. В результате были достигнуты договоренности о продолжении переговоров и о подписании политического и военного соглашений.

Военные миссии прибыли в Москву только 11 августа, но они имели право подписывать соглашения. С 12 по 21 августа состоялось девять заседаний, 15 августа на предложение главы Генштаба Красной Армии Б.М.Шапашникава делегациям Англии и Франции не было что ответить. До того, возникла проблема прохода советских войск через польскую территорию. Польша категорически не соглашалась на ввод Красной Армии на свою территорию. Она рассчитывала на договор от 19 мая 1939 с Францией, по которому последняя оказывала неотложную помощь Варшаве. 25 августа 1939 соглашение о взаимопомощи с Польшей подписала Англия. Варшава надеялась на помощь с Запада и игнорировала предложения Москвы. Переговоры зашли в тупик.

Одновременно Берлин продолжай дипломатическую игру как с Лондоном и Парижем, так и с Москвой. До последнего времени первым Гитлер давал надежду на то, что его агрессия будет направлена ​​в первую очередь против СССР, и этот факт парализовал возможности британской и французской дипломатии к критическому восприятию действительности, сложившейся в мире. 11 августа швейцарский дипломат К.Буркхардт с согласия правительств Англии и Франции встречался с Гитлером, который заверял Запад в антисоветском направлении своей политики. Об этих контакты знали в Москве, что не добавляла доверия этим странам. Цель Гитлера - не допустить складывания единого антигерманская фронта великих держав была с успехом достигнута. С мая 1939 и Москва начала получать конкретные предложения по заключению межгосударственного соглашения. Чтобы избежать угрозы складывания широкой антисоветской коалиции, СССР идет на контакты с Гитлером.

26 июля 1939 г. советские поверенному в Берлине Г.Астахаву было заявлено о желании Германии «на деле доказать возможности договориться по любым вопросам, дать любые гарантии» СССР. Советское правительство проявлял чрезмерную осторожность, меняя названия контактов с Берлином с «переговоров» на «беседы». Последнее предложение из Берлина заключить договор о ненападении пришла в Москву 20 августа. А уже 23 августа в Москву прилетел германский министр иностранных дел И.Рыббентроп, который вечером 23 августа подписал вместе с П.Молатавым германо-советский договор о ненападении сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол». В нем оговаривалось вопрос о разграничении сфер интересов в Восточной Европе - это есть основанием обвинять СССР в пособничестве германской агрессии. Так ли это? Действительно, Советский Союз получал гарантии безопасности, но документ не содержал статей о военном сотрудничестве и не обязывал стороны вести боевых действий против третьих стран, либо оказывать помощь в военных конфликтах. Соглашения не делали СССР и Германию союзниками ни формально, ни фактически. Тем не менее, СССР стал посторонним наблюдателям за тем, как Германия поочередно разгромила основных конкурентов в Европе и подготовила базу для нападения на СССР. СССР от политики создания системы коллективной безопасности перешел к политике формирования личной сферы влияния в Европе и территориальной экспансии. С осени 1939 г. Москва оказалась в состоянии полной международной изоляции.

Но, вместе с тем, договор имел и положительные результаты - особенно для народа Беларуси. Осуществилось воссоединение белорусского народа, восстановилась историческая справедливость. За предвоенные годы на Востоке страны было введено в эксплуатацию свыше 9 тыс. новых заводов, фабрик, шахт, что способствовало укреплению обороны государства. Подписан германо-советский договор не мог повлиять на реализацию планов Берлина по развязывании агрессии против Польши.

Таким образом, на протяжении 1930-х гг. инициативы СССР по созданию коллективной системы безопасности на европейском континенте очень трудно находили понимание со стороны правящих кругов Англии, Франции, Польши. Правительства этих стран больше стремились достичь своей безопасности за счет СССР, направляли агрессию нацистской Германии на Восток. В результате Советский Союз принимает предложения Германии и подписывает с ней договор о ненападении. Дальнейшая история покажет ошибочность такой политики - но и Запад в отношениях с Берлином ошибался не один раз.