Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курсовая черновик Афанасенко.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
75.04 Кб
Скачать

3 Предпосылки англо-французского сближения на рубеже 19 – 20 века

После того как в 1902 г. Англия заключила союз с Японией и получила некоторую уверенность, что ее дальневосточные интересы отныне будут обеспечены японскими руками, после того, как в том же 1902 г. Англия избавилась от забот в Южной Африке — английская дипломатия не считала уже необходимым во что бы то ни стало ладить с Германией. «Ст. 1 –Высокие Договаривающиеся Стороны, обоюдно признавая независимость Китая и Кореи, заявляют, что ими не руководят какие бы то ни было агрессивные стремления в той или другой стране. Имея в виду, однако, свои специальные интересы, из коих интересы Великобритании касаются главным образом Китая, между тем, как Япония, кроме своих интересов, которые она имеет в Китае, особенным образом заинтересована в политическом, равно как и в торговом и промышленном отношениях в Корее, Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что будет допустимо для каждой из них защищать эти интересы, если им будут угрожать либо агрессивные действия какой-нибудь другой державы, либо беспорядки, возникающие в Китае или Корее и вызывающие необходимость вмешательства той или другой из Высоких Договаривающихся Сторон для охраны жизни или имущества её подданных.». Также данный договор позволил Великобритании не только сохранить, но и упрочнить свои позиции в азиатско – тихоокеанском регионе, обеспечив безопастность морских коммуникаций и не допустить превращения бассейна Янцзы в «германскую Индию», а Маньчжурию – в «российскую Бухару». (1, c.86) (для чего здесь эта большая ссылка?? Для неё нужно введение)

Первыми попытками Германии отдалиться от Великобритании и ослабить их политическую дружбу становятся события конца 1897 года, когда Германия, которая на протяжении нескольких лет вынашивала планы создания собственной военно – морской базы на территории Поднебесной, приступила к их практическому осуществлению. Как замечается по этому поводу в немецкой прессе «Цукунфт», «Китай призван стать для Германской империи тем же, чем Индия для Англии, а именно ядром обширных колониальных владений, не уступающим по своим масштабам британским».[] Тем самым наступает новая фаза международных отношений – наращивание кайзеровского флота, наращивание вооружения. Проведение новой политики Вильгельма в Цзяочжоу, как свидетельство о необходимости для всех держав, и прежде всего Великобритании, обратить внимание на усиление роли Германии и начинать считаться с окрепшим государством на политической арене. Но Британия не собиралась и не желала сдаваться. Как заявлял министр иностранных дел Великобритании Керзон «Мы все еще являемся и непременно должны оставаться первой державой Дальнего Востока, а для этого следует сохранить в условиях конкуренции то, что мы получили в период монополии»

К началу XX в. англо-германские противоречия становятся главными в системе международных отношений. Экономическое, политическое и колониальное соперничество двух стран дополнилось гонкой военно-морских вооружений. Развернув в 1898 г. строительство мощного военного флота, Германия бросила вызов «владычице морей», угрожая ее посреднической торговле и связям с колониями.

Длительное время, уверенные в неуязвимости островного положения Англии и в преимуществе ее военного флота, британские дипломаты считали лучшей внешней политикой не связывать себе руки союзами с другими государствами, поощрять конфликты между ними и извлекать из этих конфликтов пользу для Англии. Для сохранения «европейского равновесия» Великобритания обычно противодействовала сильнейшему континентальному государству, не позволяя ему занять доминирующее положение в Европе.

Однако ухудшение международного положения страны в начале XX в. заставило английское правительство изменить внешнеполитический курс. Резкое усиление военной и морской мощи Германии, ее неприкрытые территориальные притязания создавали реальную угрозу существованию Британской империи. Политика изоляции становилась опасной, и британская дипломатия начала искать на континенте союзников в будущем столкновении с Германией.

Одним из первых признаков этой перемены явился пересмотр позиции Англии по отношению к Багдадской железной дороге. До сих пор Англия не мешала этому предприятию. Более того, между банкирами велись переговоры об участии в нём английского капитала; это было для немцев весьма желательно, так как с финансированием строительства дороги, Дойче Банк испытывал немало затруднений. «Имп. Правительство гарантирует концессионеру годичную сумму в 11 000 фр. с построенного и находящегося в эксплуатации километра, а также подрядную сумму в 4500 фр. с находящегося в эксплуатации километра для эксплуатации расходов…». (откуда дровишки?? Из лесу??  ИСТОЧНИК и ССЫЛКа!!) Но в апреле 1903 г. эти переговоры были прерваны. Британская пресса настойчиво развивала мысль, что дорога на Багдад является прямым путём, выводящим немцев на подступы к Индии. После чего идея о сотрудничестве с Германией в деле сооружения Багдадской железной дороги, натолкнулась на мощное противостояние со стороны ряда влиятельных британских изданий, а также крупных политических фигур. Решительную агитацию против соглашения с Берлином вели «Нэшнл Ревью», «Спектейтор», «Таймс». Тем самым английское правительство стало препятствовать осуществлению багдадского железнодорожного проекта.

Багдадская дорога была лишь частным вопросом во всей совокупности англо-германских противоречий. Между Англией и Германией шла борьба за коренной передел мира. Британская дипломатия уже вербовала себе союзников для надвигавшейся европейской войны.

Борьба с Германией толкала Англию на сближение с давней своей соперницей — Францией — и по возможности с Россией. Англия не желала уступать Германии своих колониальных владений. Посредством соглашения с Францией и Россией, английская дипломатия рассчитывала лишить Германию возможности играть на англо-русских и англо-французских противоречиях и вымогать у Англии те или иные уступки.

Разразившаяся в 1904 г. русско-японская война ускорила перегруппировку империалистических держав вокруг двух противоположных центров — Англии и Германии.

Статс-секретарь иностранных дел Ленсдаун, сменивший на этом посту Солсбери, полагал, что соглашение с Францией прочнее обеспечит её нейтралитет в русско-японской войне. А это было важно, ибо выступление какой-либо державы на стороне России, по условиям англо-японского союза, вынуждало воевать и Англию. «Ст. 2 – В случае, если Великобритания или Япония, при защите своих собственных интересов, как это выше указано, будет вовлечена в войну с другой державой, другая Высокая Договаривающаяся Сторона будет соблюдать строгий нейтралитет и приложит свои усилия к тому, чтобы воспрепятствовать другим Державам присоединиться к враждебным действиям против её союзницы.»сборник статей.(ссылка?)

На политической и экономической арене появляются новые ведущие империалистические страны – США, Япония, Германия. Наибольшие завоевательные притязания проявляла кайзеровская Германия, потребовавшая перераспределения колониальных владений. Что в первую очередь задевало интересы ведущих в колониальной политике стран - Великобританию и Францию. Что заставило объединиться и искать компромиссы двум ведущим державам перед лицом нарастающей угрозы, перед давним соперником Германией, чьи амбиции нарастали все больше с каждым новым конфликтом за передел колониальных владений. Уход от дел непримиримого противника Франции лорда Солсбери в 1900 году и смерть королевы Виктории в 1901 году, несомненно содействовали новому этапу в развитии дипломатических отношений Франции и Великобритании. К тому же после англо – бурской войны, позиции имперской партии в Великобритании несколько ослабли.(Судьба империи с 47)

Убеждённым поборником англо-французского и англо-русского сближения выступал и король Эдуард VII. К уверенности, что этого сближения требуют интересы Англии, у Эдуарда присоединялась личная неприязнь к Вильгельму II. Эдуард VII давно усматривал в Германии главного врага Англии. Германия страшила Эдуарда своей мощью; она раздражала его беспокойной назойливостью, вымогательством колониальных уступок. Бюлов пишет в своих мемуарах, что «могучее развитие германской промышленности, торговли и флота возбуждало в короле те же самые чувства, которые испытывает владелец большой старинной банковской фирмы, когда перед ним вырастает молодой, менее родовитый, несимпатичный ему и очень деятельный конкурент».

Английская конституция оставляет не много места для вмешательства монарха в руководство политикой. Тем не менее Эдуард VII сыграл заметную роль в деле примирения Англии с её старыми соперниками. Любитель пошить, законодатель мод, король обладал и дипломатическими способностями, умением обходиться с людьми. Он пользовался особым расположением высшего света едва ли не во всех европейских странах. Это облегчало ему выполнение дипломатических задач. Весной 1903 г. Эдуард VII приехал в Париж и ответный визит в Англию президента Французской республики Э. Лубе в июле того же года. Франко-английское сближение завершилось подписанием 8 апреля 1904 г. генерального соглашения «Entente cordiale», («Сердечное согласие») о разделе сфер влияния в колониях. Эдуард VII придал своему визиту характер довольно эффектной демонстрации англо-французского сближения. Король много говорил в Париже о том, что время вражды ушло в прошлое и что должна наступить эра англо-французской дружбы. Именно его приезд в Париж стал началом для теплых исключающих вражду прошлых лет отношений.

Для Франции вопрос об англо-французском сближении приобретал ещё большую остроту, чем для Англии. Франции нельзя было мешкать, ибо дальневосточная война отвлекала силы России от германской границы. Франция снова оказывалась наедине лицом к лицу со своим опаснейшим восточным соседом.

Правда, за последние годы французская дипломатия успешно развивала свою работу по отрыву Италии от Тройственного союза, дабы нанести урон в росте военной силы своему мощнейшему врагу - Германии. Со второй половины 80-х годов Франция вела против Италии таможенную войну. Изматывая, таким образом, хилое народное хозяйство Италии, Франция рассчитывала принудить её к разрыву Тройственного союза. Французское правительство и банки действовали при этом рука об руку. Началось с того, что в интересах промышленной буржуазии Северной Италии, итальянское правительство предприняло поход против ввоза французских фабрикатов. Французское правительство ответило контрмерами против итальянского сельскохозяйственного экспорта во Францию. В результате между Францией и Италией началась таможенная война. Одновременно французские банки предприняли поход против итальянских ценных бумаг; в Италии последовали массовые банкротства. И без того слабые государственные финансы Италии были ещё более подорваны.

До конца 90-х годов германский капитал имел некоторую возможность поддерживать итальянские финансы. Тем не менее, французский нажим чувствовался всё сильнее. В результате уже в начале 90-х годов Италия стала делать попытки сблизиться с Францией; этим она явно шантажировала Германию, вымогая у неё экономическую поддержку и добавочные политические гарантии. В 1896 — 1898 гг. экономическая и финансовая нужда, а также катастрофа в Абиссинии заставили Италию предпринять более решительные шаги к примирению с Францией. Как уже было сказано, Италия признала французский протекторат над Тунисом. За это через два года она получила от Франции торговый договор, который положил конец таможенной войне. Кризис 1900 г. лишил германский капитал возможности оказать Италии финансовую поддержку. Зато дипломатия Делькассе воспользовалась этим моментом для воздействия на Италию. Французские кредиты спасли Италию от краха. Тут же Делькассе предложил итальянцам соглашение о разделе Северной Африки. Он готов был признать итальянские «права» на Триполи в обмен за согласие на захват Марокко Францией. Договор был подписан 15 декабря 1900 г. 16 декабря 1900 года в подтверждении данного договора была отправлена нота Висконти – Веноста министром иностранных дел Италии имя Баррера , французского посла в Риме : «В частности, что касается Марокко, из наших разговоров выяснилось, что действие Франции имеет целью использование и охранение прав, вытекающих для нее из соседства ее территории с этой империей…; такие действия не причинят ущерба интересам Италии как средиземноморской державы.

Было также установлено, что если из указанного выше проистекло бы изменение политического или территориального положения Марокко, то Италия оставит за собой право, в качестве мероприятия, основанного на взаимности, развивать в таком случае свое влияние в триполитанской Киренаике».

???? что это??? Какой-то новый текст??

От англо-французского договора 1890 г. до начала англо-бурской войны 1899-1902 гг. В это время англо-французское колониальное соперничество вступило в свою высшую фазу. Количество спорных африканских территорий постепенно сокращалось, но борьба за оставшиеся ужесточилась. Основным камнем преткновения между Великобританией и Францией стали долины Верхнего Нила и Нигера. Если Нигерский вопрос удалось разрешить дипломатическими средствами, то борьба за Судан привела к тяжелому международному кризису, в котором французское правительство было вынуждено уступить долину Нила Англии. В 1896 г. был осуществлен раздел сфер влияния на Индокитайском полуострове; большую роль в политике европейских держав начал играть Китай, основное соперничество за который развернулось между Лондоном и Петербургом.

ВЫВОД????