Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
билеты по сафроновой с 17 по 23.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
168.11 Кб
Скачать

Вопрос 19

Угольная промышленность значительно превосходит все остальные отрасли топливной промышленности по численности рабочих и стоимос­ти производственных основных фондов.

Общие геологические запасы угля в стране составляют (на 1 января 1980 г.) 6421 млрд т, из них кондиционные — 5334 млрд т.

Угольные ресурсы дифференцируются по разным признакам, среди которых в первую очередь следует выделить глубину залегания, степень метаморфизма и характер географического распространения (рис. 5.3, см. цветную вклейку).

Весьма существенно, что более '/2 запасов расположено на глубине до 300 м, 1/3 — на глубине 300—600 м и свыше 1/ю — на глубине 600— 1800 м.

Почти '/2 запасов каменных и 2/3 бурых углей находятся в зоне глу­бин до 300 м.

В разных районах запасы по зонам глубин распределяются далеко не одинаково. Ближе всего к поверхности залегают угли Урала, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее глубокое залегание угля характерно для ев­ропейской части России.

С точки зрения метаморфизма, определяющего качество топлива, его тепловой коэффициент, спекаемость (способность давать металлургиче­ский кокс), выход летучих веществ и т. д., на территории страны пред­ставлена вся известная гамма углей — от бурых землистых до каменных графитизированных. Господствующими являются каменные угли: они составляют 4395 млрд т, или свыше г/з общих запасов.

Пропорции между каменными и бурыми углями имеют заметные тер­риториальные различия. В европейской части, например, явно преобла­дают каменные угли (4/5 всех запасов), на Урале, наоборот, бурых углей гораздо больше, чем каменных, а в Сибири бурых углей в 4 раза меньше по сравнению с каменными.

Среди каменных углей 373 млрд т, или около 1/1о их запасов, прихо­дится на технологическое топливо — коксующиеся угли, основными ис­точниками которых служат Кузнецкий, Печорский и Южно-Якутский бассейны. Качественный состав ресурсов отражается в структуре добычи, где 2/з занимают каменные угли, из них свыше '/5 — коксующиеся.

Из общих геологических запасов угля в стране 95% приходится на восточные районы, в том числе более 60% — на Сибирь. В целом выяв­ленные ресурсы угля размещены по территории России более дисперсно, чем нефть и природный газ. В то же время основная их масса сосредо­точена в нескольких крупнейших бассейнах. Например, Тунгусский (2299 млрд т), Ленский (1647 млрд т), Канско-Ачинский (638 млрд т) и Кузнецкий (637 млрд т) бассейны имеют 4/5 общих балансовых запасов угля в стране. На Печорский бассейн (265 млрд т) — самый крупный в европейской части — приходится только 3,5% балансовых запасов.

Среди отраслей ТЭК угольная промышленность находится в наиболее кризисном состоянии. Добыча угля в 1998 г. составила 232 млн т (что на 100 млн т меньше по сравнению с максимальным уровнем 1988г.), из них для коксования — 52 млн т.

В целом по стране на уголь приходится только 14% суммарной добы­чи минерального топлива. Между тем его доля в топливном балансе мира составляет 28—30%, США и Германии — 55 и 60% соответственно. Но в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где ресурсы нефти и газа сравнительно ограничены, уголь занимает до 90% котельно-печного топлива.

Тенденция состоит в том, чтобы осуществить структурную перестрой­ку угольной промышленности: снизить издержки на добычу, сократить число бесперспективных предприятий с одновременным увеличением мощностей на действующих эффективных предприятиях и созданием за­дела на перспективных месторождениях.

В развитии угольной промышленности России произошел явный сдвиг добычи в восточные районы. В настоящее время они дают 4/5 всего угля в стране, характеризуясь значительным преобладанием добычи над потреблением. В европейской части и на Урале, где интенсивность освое­ния угольных ресурсов много больше, напротив, добыча уступает по­треблению. В результате неизбежны массовые железнодорожные пере­возки угля в направлении восток — запад, которые в перспективе станут еще значительнее.

Изменения в географии добычи угля шли по двум направлениям. Попутно с созданием угольных баз межрайонного значения широкий размах приобрела добыча местных углей. Это дало возможность вовлечь в разработку новые источники топлива и одновременно приблизить добычу угля к районам его потребления.

Роль того или иного угольного бассейна в территориальном разделе­нии труда зависит от количества и качества ресурсов, степени и подго­товленности для промышленной эксплуатации, размеров добычи, осо­бенностей транспортно-географического положения. По совокупности этих условий резко выделяются межрайонные угольные базы — Кузнец­кий и Печорский бассейны, а также восточная часть Донецкого бассей­на, относящаяся к России (Ростовская обл.). К числу формирующихся угольных баз межрайонного значения принадлежат Канско-Ачинский и Южно-Якутский бассейны.

Другой важнейший признак бассейнов межрайонного значения {за исключением российской части Донецкого и Канско-Ачинского) — добыча коксующихся углей. В результате каждый из них участвует в со­здании и развитии металлургических баз России.

Особенно велика роль двух «кочегарок» — Кузнецкого и Печорского бассейнов. Печорский бассейн (объем добычи в 1998 г. — 18,5 млн т) — самый крупный по запасам в европейской части страны. В связи с тем, что на территории России осталась только относительно небольшая вос­точная часть Донбасса (1998 г. — 10,9 млн т) с добычей энергетических углей, в том числе антрацитов, значение Печорского бассейна заметно возросло. Особый интерес представляют здесь коксующиеся угли, на ко­торые приходится 3/5 общего объема добычи. Они сосредоточены в север­ной части бассейна на Воркутинском и Воргашорском месторождениях, где действует самая мощная угольная шахта в европейской части — Вор

гашорская. Добыча энергетических углей ведется главным образом в южной части бассейна на Интинском месторождении.

В восточных районах функции главной угольной базы выполняет Кузбасс, который во всех отношениях — по запасам и качеству углей, разнообразию их марочного состава, горно-геологическим условиям, объемам и технико-экономическим показателям добычи — значительно превосходит Печорский бассейн.

Кузбасс отличается наиболее высокой степенью изученности и осво­енности среди угольных бассейнов восточных районов России. По мас­штабам добычи лидирует в стране с большим отрывом. В 1989г. он дал почти 160 млн т угля, из которых 1/3 добывается открытым спосо­бом. В 1998 г. здесь было добыто 97,6 млн т, или около 2/5 всего угля в стране.

Добыча в бассейне характеризуется высоким уровнем производствен­ной концентрации. Средняя добыча на одну шахту достигает почти 1,5 млн т в год. Здесь действует самая крупная в России угольная шахта Распадская (мощность 7,5 млн т). Еще значительнее по объему добычи угольные разрезы, среди которых выделяются Ерунаковский и Томусин-ский.

В северных угленосных районах Кузбасса (Анжеро-Судженском и Кемеровском) добыча осуществляется только подземным способом, в центральных (Бачатском, Беловском, Осиновском, Прокопьевско-Кисе-левском) и южных (Байдаевском, Распадском, Томусинском) наряду с подземным практикуется и открытый способ. Шахты специализируются на добыче разных марок угля, особенно коксующихся. Для разрезов ти­пична добыча энергетических углей. На ряде шахт бассейна использует­ся прогрессивная технология добычи — гидравлическая, благодаря чему производительность труда возрастает в 1,5—2 раза по сравнению с обыч­ной механической добычей.

Открытая добыча угля в России составляет свыше 3/5 общего объема. В восточных районах она целиком охватила Канско-Ачинский и Юж­но-Якутский, частично — Кузнецкий и Иркутский бассейны. На терри­тории европейской части открытым способом уголь добывают на место­рождениях Урала (Кумертау, Копейск), частично — в Подмосковном бассейне.

Освоение угольных ресурсов восточных районов страны создает весь­ма благоприятные предпосылки для развития мощных топливно-энерге­тических баз как основы промышленных комплексов, специализирую­щихся на энергоемких производствах с передачей избытка электроэнер­гии в европейскую часть. В перспективе продолжится формирование Канско-Ачинского и Южно-Якутского топливно-энергетических комп­лексов.

Канско-Ачинский бассейн обладает потенциальными возможностями открытой добычи только по минимальному варианту долгосрочного про­гноза в объеме 250 млн т бурого угля в год. Здесь действуют Ирша-Бородинский и Назаровский разрезы, вошла в строй первая очередь Березов­ского разреза.

Эти разрезы служат базой мощных тепловых электростанций. Соору­жается разрез «Бородинский-2».

Канско-ачинский уголь (объем добычи в 1998 г. — 34,4 млн т) — са­мый дешевый в стране. Приведенные затраты на его добычу в 2 раза меньше, чем кузнецкого. Однако относительно низкая теплотворная способность ограничивает возможности транспорта углей Канско-Ачинского бассейна на дальние расстояния. Поэтому признано целесообраз­ным использовать их на месте для производства в массовом количестве электроэнергии, а также для энерготехнологической переработки с целью получения транспортабельного твердого и синтетического жидко­го топлива.

Для увеличения добычи угля в восточных районах намечено ускорить освоение ресурсов Южно-Якутского угольного бассейна, который распо лагает значительными запасами не только энергетического, но и техно­логического топлива высокого качества. Здесь сооружены крупный Нерюнгринский разрез и одноименная тепловая электростанция.

В соответствии с энергетической стратегией России добыча угля будет снижаться вплоть до 2005 г., причем особенно быстро в районах европей­ской части страны. Увеличение добычи ожидается в последующее время на разрезах Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов для снабжения прежде всего Сибири и Урала при все большем замыкании остальных бассейнов и месторождений на обеспечении углем преимущественно местных потребностей.

Главным приоритетом в добыче минерального топлива остается при­родный газ, обеспечивающий свыше '/2 суммарного производства пер­вичных энергоресурсов в стране. Это будет достигнуто за счет освоения крупнейшего Заполярного месторождения, других крупных место­рождений Западной Сибири при максимальном использовании средних и даже мелких месторождений в освоенных газодобывающих районах или расположенных в непосредственной близости от потребителей.

Условия теплоснабжения европейской части (вместе с Уралом) и вос­точных районов весьма различны. Европейская часть потребляет '*/,. все­го топлива в стране. Между тем возможности освоения топливных ресур­сов и технико-экономические показатели их эксплуатации здесь гораздо хуже по сравнению с восточными районами.

Топливоснабжение европейской части долго основывалось главным образом на донецком и печорском углях, а также на местном топливе (уголь худших сортов, торф, сланцы). Сейчас твердое топливо в значи­тельной степени заменено природным газом и нефтью (мазутом). Нефть и газ преобладают в топливном балансе Поволжья, Урала и Северного Кавказа, а газ — Центрального и некоторых других районов.

В дальнейшем дефицит топлива возрастет еще больше. Поэтому перс­пективы топливоснабжения здесь связаны прежде всего с получением дешевого топлива, особенно природного газа, из восточных районов. Вместе с тем необходимы максимальная мобилизация собственных ре­сурсов, ограничение масштабов энергоемких производств и всемерное развитие энергосберегающей технологии.

В восточных районах, наоборот, избыток топлива будет возрастать, увеличатся потоки нефти, газа и угля в европейскую часть страны. Из­менения, происходящие здесь в структуре топливного баланса, вызваны значительным повышением доли природного газа и нефти в Западной Сибири. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в топливном балансе продолжает явно преобладать уголь. В целом Сибирь становится основным источником топливоснабжения европейской части страны, а также Урала. Сюда из восточных районов будут направлены массовые потоки не только природного газа и нефти (как это имеет место сейчас), но и дешевых кузнецких и канско-ачинских углей открытой добычи.