Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_po_ist_yaz_last13.docx
Скачиваний:
808
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Становление и развитие аналитических форм глагола

Древнеанглийский синтетический строй языка, когда одна форма (флексия) выражает несколько грамматических категорий, в связи с утратой флексий постепенно приобретает особенности аналитического строя. Наиболее ярко это выражается в появлении аналитических глагольных форм, к которым относятся формы будущего времени, перфекта, пассивного залога, длительного вида, сослагательного наклонения.

Аналитические формы обладают рядом отличительных признаков:

1. Аналитическая форма глагола состоит из двух или более раздельнооформленных единиц: has read, is talking, has been sleeping.

2. Условно аналитическая форма разделяется на 2 части: первая часть т.н. вспомогательный глагол полностью лишён лексического значения. Он передаёт только грамматическое значение лица и числа. Вторая часть аналитической формы (инфинитив или причастие) является носителем лексического значения, присущего данной форме. Обе части в совокупности передают грамматическое значение вида, времени, наклонения.

3. Между элементами аналитической формы отсутствует синтаксическая связь.

Истоки аналитических глагольных форм – д.а. свободные словосочетания инфинитивов и причастий – c глаголами sculan, willan, bēōn/wesan, habban, weorрan. Эти словосочетания выполняли функцию составного сказуемого.

Становление форм будущего времени

Будущее действие передавалось в древнеанглийском с помощью формы настоящего времени с контекстуальными уточнителями, выраженными лексическими средствами, например. Ic ʒā sōna ‘Я скоро уйду’.

В древнеанглийском существовали свободные словосочетания с глаголами sculan ‘долженствовать’ / willan ‘хотеть’ и инфинитивом. Например, Wile ic asecʒan… ‘Хочу я сказать...’, Hwжt sceal ic sinʒan ?‘Что я должен петь?’ Такие словосочетания имели модальные значения должествования и волеизъявления.

В с.а. период значительно возрастает количество таких конструкций. Одновременно с количественным ростом происходит и качественное изменение – переход составного модального сказуемого в аналитическую форму будущего времени глагола.

Следует отметить, что лексическое (модальное) значение глагола shal(l) (от д.а. формы sceal) исчезает гораздо раньше, чем модальное значение глагола will. В течение с.а. периода происходит полная грамматизация сочетаний shall + инф. Таким образом, во 2-ой половине с.а. периода возникает аналитическая форма будущего времени с вспомогательным глаголом shall: Heer shal ben the reste of your labours ‘Здесь вы отдохнёте от трудов ваших’.

Сочетания инфинитива с глаголом will в с.а. период, хотя часто употребляется для передачи будущего времени, всегда имеет дополнительный оттенок волеиъявления: ... that serveth yow, and wol don al his lyf ‘…который служит Вам и будет (хочет) служить всю свою жизнь’.

Аналитические формы относительного будущего (Future-in-the-Past) возникли из словосочетаний sholde (д.а. sceolde – прошедшее время от sculan) и инфинитива: Valerian saide that he sholde never-mo biwreyen here ‘Валериан сказал, что он никогда не выдаст её’ Интенсивная грамматизация этой формы начинается со второй половины XIII в. Что касается формы с wolde, она подвергается грамматизации лишь в ранненовоанглийский период.

Становление аналитических форм перфекта

(категории временой отнесённости)

Формы перфекта выражают значение завершённости действия к определённому моменту в настоящем, прошлом или будущем.

Источниками перфекта являются д.а. свободные словосочетания:

(1) bēōn/wesan + причастие II непереходных глаголов.

Большинство непереходных глаголов, с которыми употреблялся глагол bēōn/wesan были глаголы движения: is cumen, is āʒān. Подобные сочетания в древнеанглийском передают состояние как результат действия, благодаря значению причастия II.

(2) habban + причастие II переходных глаголов.

Глагол habban употреблялся с прямым дополнением, которое имело согласование в роде, числе и падеже с причастием II в функции предикатива (именной части составного именного сказуемого): He hжfde юā stafas āwritene ‘Он написал те письма (букв. Он имел те письма написанными)’. В отличие от современного перфекта расположение глагола и причастия по отношению друг к другу было дистантным (неконтактным).

Ср. современные формы:

He has written the letters – перфект

He has the letters written – свободное словосочетание, не перфект.

Наиболее близкими к аналитическим формам перфекта следует считать те случаи, когда habban и причастие II не разъединены дополнением, а также случаи отсутствия согласования между дополнением и причастием II: Wē habbaю oft ʒehyred южt….

К концу д.а.периода наблюдается расширение сочетаемости глагола habban: он начинает сочетаться не только с причастием II от переходных глаголов, но и с причастием II от многих непереходных глаголов:

Wē tō symble ʒeseten’ hжfdon ‘мы расположились пировать’

Уже в раннем среднеанглийском происходит грамматизация бывшего синтаксического сочетания habban + причастие II. Прежде всего это проявилось в потере лексического значения глаголом habban и превращении его во вспомогательный глагол. Следствием процесса грамматизации глагола habban явилась утрата им сочетаемости с прямым дополнением и тесное формальное и смысловое объединение c причастием II. Дистантное расположение компонентов заменяется контактным. Уже к середине с.а. периода почти все глаголы, кроме глаголов движения, образуют перфектные формы с haven.

В результате образуется система аналитических перфектных форм глагола, включающая Present Perfect, Past Perfect, Future Perfect. Глаголы движения до конца среднеанглийского периода сохраняют сочетаемость с глаголом ben: At nyght was come into that hostelrye well nyne and twenty in a compaignye. Но у Чосера же встречается глагол движения с haven: and the yonge sonne hath in the Ram his halfe course yronne

Разграничения значения Present Perfect и Past Indefinite в с.а. ещё не произошло. Наряду со своим основным значением – завершённости действия к моменту речи – Present Perfect может передавать значение завершённого действия безотносительно к моменту речи.

Значение Past Perfect очерчено более чётко – выражение действия, законченного раньше другого действия в прошлом. Однако в том же значении могла употребляться и форма простого прошедшего.

Таким образом, возникшая в с.а. период аналитическая форма перфекта ещё не обладала устойчивым грамматическим значением: хотя основное её видовое значение завершённости всегда присутствует, соотнесённость с определённым моментом может отсутствовать. Кроме того, формы простого прошедшего могут дублировать перфект во всех случаях его употребления.

Становление категории залога (Voice)

В д.а. не было особых пассивных форм глагола. Значение пассива передавалось синтаксически с помощью именного составного сказуемого с глаголами связками:

1) bēōn/wesan + причастие II переходных глаголов:

synd āworpene hider ‘Мы изгнаны сюда’

Такое составное сказуемое передавало два значения: значение пассивного действия и значение состояния.

2) weorюan (становиться) + причастие II переходных предельных глаголов:

юrwearю cyninʒes юeʒn ofslжʒen ‘там был (стал) убит слуга короля’

Составное сказуемое с weorюan передавало только значение пассивного действия.

Причастие II проявляет некоторую самостоятельность в пределах пассивной конструкции, оно согласуется с подлежащим в роде, числе, падеже:

synd āworpene hider ‘Мы изгнаны сюда’

В данном случае причастие II āworpene выступает в форме им.падежа мн.числа, т.е. согласуется с подлежащем wē. Это свидетельствует о наличии между ними синтаксической связи и подтверждает самостоятельный статус причастия II.

Пассивные обороты в древнеанглийском употребляются тогда, когда активно действующее лицо неизвестно или когда о нём предпочитают не говорить. Для пассива, как и перфекта, характерно дистантное расположение компонентов (см. выше (2)), а также возможна препозиция предикатива по отношению к глаголу-связке:

Hīē юā ealle ʒeʒaderode wron ‘Они все тогда собрались’

Становление аналитических пассивных форм глагола происходит в с.а. период. Дальнейший процесс грамматизации приводит к полной утрате лексического значения глаголом-связкой и к превращению его во вспомогательный глагол. Этот процесс затрагивает как глагол ben/wesen, так и wurthen (д.а.weorюan). Исчезает разграничение этих форм по значению и синтаксическое согласование. Причастие теряет окончания и становится неизменяемой формой. В результате возникает аналитическая форма пассива:

and that was sayd in forme and reverence ‘и это говорилось вежливо и почтительно’

Форма wurthen + причастие II была недолговечной, ибо глагол wurthen выходит из употребления.

К концу периода появляются аналитические пассивные формы для всех времён группы Indefinite, группы Perfect.

Становление категории вида

Вид – грамматическая категория, обозначающая границы и характер протекания действия во времени. В современном английском языке есть категория длительного вида (Continuous).

Протогерманская категория совершенного вида в древнеанглийском языке перешла в категорию времени. В древнеанглийском существовали остаточные формы с префиксами ʒе- и ā-, выражающие значение совершённого действия: wrītan – ʒewrītan, rīsan – ārīsan, но этого недостаточно, чтобы считать, что категория совешенного вида имела место.

В с.а. период префикс ʒе- редуцировался в y-/i- (у Чосера yronne), а затем вышел из употребления.

Категория длительного вида восходит к двум д.а.источникам:

1) bēōn/wesan + причастие I. Эта конструкция имела (1) описательное значение, т.е. причастие I выражало состояние субъекта в определённый момент времени и (2) значение длительности, но это значение имело иной характер, чем значени современных длительных времён: это длительность неопределённая, не ограниченная во времени.

Примеры: Hē is sittende (совр. He is sitting). Hē wжs ʒanʒende … (He was going). …onfeohtende wron oю niht (…were fighting till night)

2) bēōn/wesan + отглагольное существительное с суффиксами -inʒ, -unʒ: Hē is on huntinʒe ‘Он на охоте’. Эта конструкция с момента своего возникновения передавала значение длительного действия ограниченного во времени, т.е. значение, присущее современному Continuous.

В XIV в. растёт число описательных конструкций с ben + причастие I.

В течение XV в. у конструкции с отглагольным существительным/герундием предлог on редуцируется в элемент a- , который присоединяется к отглагольному существительному/герундию: He is a-hunting.

Возникают две параллельные конструкции, различающиеся лишь элементом a- : is speaking, is a-coming. Это сходство привело к их слиянию в XVI в. При этом сохранилось значение от конструкции с герундием, т.е. значение длительного действия ограниченного во времени. Префикс a- употребляется вплоть до конца XVII в.

В среднеанглийском длительный вид употреблялся редко. У Чосера зафиксировано 6 примеров его употребления. Встречаются формы Perfect Continuous. Например, We han ben waytinge al this fourtenight.

Возникновение Continuous как единой аналитической формы относится к ранненовоанглийскому периоду, когда глагол to be полностью проходит процесс грамматизации и превращается во вспомогательный глагол. Обе части конструкции объединяются и начинают передавать единое грамматическое значение.

Появление аналитических форм сослагательного наклонения

Сослагательное наклонение  — ряд особых форм глагольного наклонения большинства индоевропейских языков, выражающих через субъективное отношение возможное, предположительное, желательное или описываемое действие.

В с.а. период происходят значительные изменения в развитии форм сослагательного наклонения, которые объясняются общими изменениями в системе спряжения глаголов. В результате этих изменений формы сослагательного наклонения оказываются в большинстве случаев омонимичными формам изъявительного наклонения и начинают смешиваться с изъявительным наклонением и вытесняться этим последним.

Специфическая форма сослагательного наклонения чётко сохраняется лишь для глагола ben:

наст.вр. ед.ч. be, мн.ч. ben

прош.вр. ед.ч. were, мн.ч. weren

К концу д.а. периода в тех типах придаточных, где обычно употреблялось сослагательное наклонение (условных, уступительных и др.), появляются синтаксические формы модального составного сказуемого с глаголами sculan, willan, mōtan, maʒan.

Аналитические формы сослагательного наклонения восходят к д.а. модальным составным сказуемым с глаголами sculan и willan в прошедшем времени в сочетании с инфинитивом: д.а. sceolde, wolde + инфинитив, которые имели значения долженствования или желательности:

… hine mon ofslean sceolde ‘его должны были убить’ – пример с инфинитивом в препозиции.

nolde (ne wolde) ic sweord beran…, ʒif ic wiste (совр. …I would not bear my sword…, if I knew). В этом случае наблюдается дистантное расположение компонентов.

В с.а. период формы ‘sholde / wolde + инфинитив’ часто встречаются в придаточных предложениях, однако наряду со значениями сослагательного наклонения возможного, предположительного, желательного действия они передавали прежние значения долженствования или желательности.

С.а. примеры:

She wolde wepe, if that she saw a mous caught in a trappe, if it were deed or bledde (совр. She would weep, if she saw a mouse caught in a trap, if it were dead or bleeding).

If it were not to long to here, I wolde han told you fully the manere how wonnen was the regne (совр. If it were not to long to hear, I wolde have told you fully the manner how the kingdom was won) – wolde употребляется с перфектным инфинитивом.

Во 2ой половине 13 в. грамматизуется глагол sholde, глагол wolde грамматизуется в ранненовоанглийском периоде. Окончательное становление аналитических форм сослагательного наклонения произовло в новоанглийском периоде.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]