- •Место учение Селье среди наших представлений о неспецифической защитных механизмов в организме.Кеннон,Горизонтов,Гаркави, Квакина,Уколова.
- •Термин “стресс” (от английского – stress – давление, напряжение, нажим) обозначает напряжение, давление,
- •Уолтер Кеннон (Walter Cannon) рассматривал стресс как нейро- эндокринный процесс, в котором центральную
- •Гансом Селье было экспериментально обосновано существование адренокортикального механизма развития стресс-реакции, изучена его работа,
- •Тиреоидный механизм. Выброс ТТГ передней долей гипофиза стимулируется тиреотропин-рилизинг фактором. Тиреоидная активность особенно
- •Работами Г. Селье и его школы было установлено, что характерными неспецифическими изменениями крови
- •По своей биологической значимости первая фаза реакции системы крови, по-видимому, является пусковым механизмом.
- •Адаптационные реакции(Гаркави Л.Х.,Квакина Е.Б.,Уколова М.А.,1969)
Место учение Селье среди наших представлений о неспецифической защитных механизмов в организме.Кеннон,Горизонтов,Гаркави, Квакина,Уколова.
Выполнил студент:Бакин А.А. ОМП-308
Термин “стресс” (от английского – stress – давление, напряжение, нажим) обозначает напряжение, давление, прикладываемое к системе. Впервые в медицине этот термин был использован в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Будучи студентом Пражского университета Селье обратил внимание на то, что практически у всех пациентов, страдающих от самых различных болезней, как будто бы имеется ряд общих симптомов. К ним он отнес потерю аппетита, исхудание, мышечную слабость и мышечные боли, разбитость, сонливость. Эти симптомы, по мнению Селье, не зависели от природы болезни.
В эксперименте на животных Селье доказал, что независимо от вида стрессорного агента (подкожное введение крысам формалина, звонковый шок, иммобилизация животных) в их организме обнаруживались следующие однотипные изменения:
1.гипертрофия надпочечников
2.инволюция тимуса и лимфоузлов с лимфопенией;
3.острые язвы по ходу желудочно-кишечного тракта.
Эти характерные проявления стресса известны в настоящее время как “триада Селье”.
Уолтер Кеннон (Walter Cannon) рассматривал стресс как нейро- эндокринный процесс, в котором центральную роль играет мозговой слой надпочечников. Наивысшим центром, ответственным за возникновение этой реакции, он считал дорсомедиальную часть миндалевидного тела. Из этого центра по нисходящим путям импульсы идут к латеральной и задней области гипоталамуса. Отсюда они поступают в грудной отдел спинного мозга, сходясь в чревном ганглии, и затем по чревным нервам идут к мозговому слою надпочечников. Стимуляция последних ведет к выделению из них адреналина и норадреналина. Гормональный ответ после стимуляции продолжается 20-30 минут, и его продолжительность по сравнению с нейрогенной симпатической реакцией в 10 раз выше. Катехоламины пролонгируют только адренергические симпатические реакции и не влияют на холинергические реакции.
Действие катехоламинов мозгового вещества надпочечников продлевает работу вегетативной нервной системы. Включение их в реакции адаптации можно рассматривать как первую линию защиты организма от действия стрессора. Дальнейшее удлинение стрессовой реакции связано с активацией других звеньев эндокринной системы.
Во время стресса усиливается секреция СТГ и ТТГ гипофизом, глюкагона – поджелудочной железой, синтез паратгормона, эритропоэтинов.
Мобилизация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы способствует формированию стойкой гипертензии, увеличению ОЦК и повышению нервно-мышечной возбудимости.
Гансом Селье было экспериментально обосновано существование адренокортикального механизма развития стресс-реакции, изучена его работа, и сейчас адренокортикальный механизм представляется сутью стрессовой реакции и порожденного ею ОАС.
Адренокортикальный механизм. Его высшим центром является септально-гипоталамический комплекс. Из этого центра по моноаминергическим волокнам нервные импульсы идут вниз к срединному возвышению гипоталамуса. Нервно-секреторные клетки срединного возвышения под влиянием моноаминергических медиаторов выделяют кортикотропин-рилизинг фактор (КРФ) в гипоталамо-гипофизарную воротную систему. КРФ проходит через область воронки к клеткам переднего гипофиза. Хромофобные клетки переднего гипофиза чувствительны к КРФ и реагируют на него выделением в кровоток АКТГ, который, в конечном счете, сти- мулирует секрецию глюкокортикоидов пучковой зоной коры надпочечников
Соматотропный механизм. Принципиальный механизм выделения СТГ передней долей гипофиза мало отличается от механизма выделения АКТГ. Разница
состоит лишь в том, что клетки гипофиза, продуцирующие СТГ, стимулируются не КРФ, а СРФ (соматотропин-рилизинг фактором). О роли гормона роста - СТГ при стрессе известно меньше, чем о роли АКТГ и глюкокортикоидов. Селье считал, что СТГ усиливает секрецию минералокортикоидов клубочковой зоной коры надпочечников. Известно, что СТГ повышает резистентность организма к инсулину, а также ускоряет мобилизацию накопленных в организме жиров. Результатом этого являет- ся возрастание концентрации свободных жирных кислот и глюкозы в крови.
Тиреоидный механизм. Выброс ТТГ передней долей гипофиза стимулируется тиреотропин-рилизинг фактором. Тиреоидная активность особенно увеличивается при действии на организм человека низких температур и под влиянием эмоциональных стимулов. Тиреоидные гормоны повышают общий уровень метаболизма, частоту и силу сердечных сокращений, увеличивают систолическое и пульсовое давление, а также повышают чувствительность некоторых тканей к катехоламинам.
Оценка гормонального статуса во время стресса приводит к мысли о том, что одновременная активация гормонов с явно катаболическим эффектом: АКТГ, ТТГ, глюкокортикоидов, глюкагона, тиреоидных гормонов, способствует мобилизации необходимых энергетических ресурсов. Одновременно снижается содержание гормонов-анаболиков – инсулина и половых гормонов. “Созидательные процессы приостанавливаются во имя выживания”.
Работами Г. Селье и его школы было установлено, что характерными неспецифическими изменениями крови при стрессе являются эозинопения, лимфопения, нейтрофильный лейкоцитоз и атрофия вилочковой железы. Однако такая характеристика мало что давала для понимания изменений, происходящих в органах кроветворения. Для этой цели мы использовали принцип метода, предложенного J. М. Mantz (1957), позволяющий точно судить о количестве кариоцитов в каком- либо органе. Этот метод в сочетании с классическим гематологическим методом подсчета окрашенных мазков дал возможность получить представление не только о качественных, но и о количественных изменениях отдельных клеточных форм в абсолютных цифрах, изменение которых потом мы выражали
Применение в качестве чрезвычайных раздражителей около десятка различных воздействий на организм крыс, мышей, морских свинок позволило установить в разные стадии стресса общие реакции органов кроветворения, которые суммарно представлены в виде следующей схемы 290 (Горизонтов П. Д., 1973).
По своей биологической значимости первая фаза реакции системы крови, по-видимому, является пусковым механизмом. Любой раздражитель, вероятно, первоначально вызывает эволюционно закрепившуюся неспецифическую реакцию. Затем в ход идут в известной мере специфические реакции адаптации и защиты. В опытах на гипофизэктомированных крысах и на крысах с двусторонней адреналэктомией нами было установлено, что первая фаза реакции костного мозга не зависит от гормонов гипофиза и коры надпочечников. Профилактическое введение α-адреноблокаторов устраняло клеточное опустошение селезенки; β- адреноблокатор предотвращал развитие лимфоидного пика в костном мозге (Горизонтов П. Д. и др., 1972, 1974). Эти данные свидетельствуют о роли симпатической нервной системы в реализации первой фазы реакций костного мозга при стрессе. Влияние симпатической нервной системы на количественное содержание ретикулоцитов в костном мозге и периферической крови находит подтверждение в литературе (Webber R. Н. et al., 1970).
Вторая фаза, наступающая в более поздние сроки (через 48-72 ч) в виде активации костного мозга, является гормонально зависимым процессом. Она не развивается ни у адреналэктомированных, ни у гипофизэктомированных животных (Горизонтов П. Д. и др., 1970; Дешевой Ю. Б., 1978). Вторая фаза, в период которой определяется направленность кроветворения либо по миелоидному, либо по эритроидному пути, уже зависит от особенностей действия раздражителя, поэтому она может в известной мере рассматриваться как специализированная реакция, создающая повышенную резистентность уже к определенному типу воздействия.
Адаптационные реакции(Гаркави Л.Х.,Квакина Е.Б.,Уколова М.А.,1969)
●Реакция на слабые воздействия - реакция тренировки
●Реакция на воздействия средней силы,промежуточной между слабыми и сильными - реакция активации
●Реакция на сильные,чрезвычайные воздействия - стресс Селье