Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
51, 52, 53, 55.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
05.02.2024
Размер:
56.25 Кб
Скачать

55. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 ук рф)

Непосредственным объектом данного преступления

Первый подход: выступают основы общественной безопасности как состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (Преступления террористической направленности: научно-практический комментарий к нормам УК РФ (постатейный) / П.В. Агапов, А.С. Васнецова, М.Н. Косарев и др.; под ред. П.В. Агапова. Москва: Проспект, 2019).

Второй подход: общественная безопасность в сфере движения и эксплуатации судов воздушного и водного транспорта, а также железнодорожных подвижных составов (Краев Д.Ю. Некоторые вопросы квалификации угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Сибирское юридическое обозрение. 2020. № 3. С. 367 – 376).

Предметом преступления является любое судно воздушного или водного транспорта либо железнодорожный подвижной состав независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

В соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. К ним относятся, в частности, самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, мотодельтапланы и т.д. При этом воздушное судно может быть как пилотируемым, так и беспилотным.

Водный транспорт включает суда (морские, речные, озерные), используемые для перевозки по воде пассажиров, грузов, добычи и переработки продукции, научно-исследовательские, технические, спасательные и другие, в том числе на воздушной подушке, подводных крыльях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный подвижной состав - это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Вопрос: относятся ли маломерные суда к предмету преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ?

Маломерные катера, моторные лодки и иные суда, угон которых не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 211 УК, являются предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК (см. п. 21 Пост. Пленума ВС РФ от 09.12.2008 № 25).

Объективная сторона преступления в ч. 1 ст. 211 УК РФ выражается в совершении одной из двух альтернативных форм активных действий:

  • угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава: самовольные ненасильственные действия по перемещению судна или состава с места нахождения. Не имеет значения, где в момент угона находилось судно или состав (на стоянке в аэропорту или водном порту, на рейде или на курсе, в депо, полете, на станции и т.д.). Угоном следует признавать случаи, когда судно находится без экипажа, состав без машиниста, охраны, пассажиров и уводится посторонними гражданами; либо угоняется экипажем или по договоренности с ним, обслуживающим персоналом либо охраной, лицами, не имеющими отношения к управлению соответствующим средством; вышеуказанные лица по каким- то причинам не могут повлиять по поведение угонщиков и поэтому занимают пассивную позицию (проф. В.С. Комиссаров, МГУ).

Л. совершил угон судна водного транспорта при следующих обстоятельствах: 27 июля 2017 года около 13 часов Л., находясь на борту пассажирского теплохода "Е.", без ведома и согласия на выход судна в плавание от судовладельца и собственника судна М.Н.Е., а также в отсутствие и без ведома капитана судна, осознавая, что в силу своей должности рулевого-моториста он не является лицом, уполномоченным на самостоятельное управление судном водного транспорта и определение его местонахождения, совершил угон теплохода "Е." - вывел его из пункта отстоя "З.", находящегося вблизи строения - по - Ю. переулку в г. М., проследовав до причала "К.", расположенного в районе дома - по К. бульвару г. М., где был задержан сотрудниками правоохранительных органов. В судебном заседании Л. частично признал вину и показал, что 26 июля 2017 года он вместе с женой распивал спиртные напитки на борту теплохода "Е.", когда к ним присоединился знакомый по имени И., который 27 июля 2017 года попросил прокатить его с сестрой на судне. Он согласился и вывел теплоход на реку.

Другой пример. Находясь у стоянки воздушных судов, Шайнуров решил неправомерно завладеть вертолетом. С этой целью Шайнуров около 22 часов 10 минут, используя личное удостоверение члена экипажа, прошел через контрольно-пропускной пункт и проследовал к воздушному судну - вертолету, стоящему на стоянке воздушных судов. Далее Шайнуров через незапертые задние створки проник в вертолет, где взял находившийся поблизости металлический лом и с использованием последнего сбил навесной замок, запирающий основную дверь кабины вышеуказанного вертолета. После этого Шайнуров, имея допуск на управление воздушным судном и соответствующие навыки, продолжая свои действия, направленные на угон вертолета, не обладая правом его пилотирования, не имея соответствующего полетного задания, предусмотренного п. 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», с целью незаконной эксплуатации осуществил запуск двигателей вертолета и произвел несанкционированный взлет и полет. В ходе пилотирования вертолета Шайнуров в нарушение правил общественной безопасности осуществлял на нем беспорядочные маневры на сверхмалой высоте над селом и его окрестностями, а также над деревней (Дело № 2-47/2015 практика Красноярского краевого суда за 2015 г.).

  • захват такого судна или состава в целях угона: насильственное установление контроля над воздушным или водным судном либо железнодорожным подвижным составом с целью распоряжения им по усмотрению нападающих.

Преступление признается оконченным,

при захвате - с момента установления контроля над судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом,

а при угоне - с момента начала движения либо (если предмет преступления находился в движении) с момента получения контроля над направлением движения и возможности изменения движения.

Состав по конструкции формальный (Степалин В.П., судья Верховного Суда РФ (в отставке),

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

При захвате предмета преступления предусмотрена обязательная цель дальнейшего его угона. В том случае если лицо не имеет цели совершать дальнейший угон предмета преступления в ходе его захвата, его действия должны квалифицироваться по иным статьям Особенной части УК РФ.

Субъект общий: лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Квалифицирующие признаки угона либо захвата предмета преступления содержатся в ч. 2 ст. 211 УК РФ. Это те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору, т.е. в преступлении должны участвовать лица, заранее договорившиеся о совместном совершении угона либо захвата судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава.

Так, например, Малаховский, Казанцев, Горбунов совершили угон железнодорожного подвижного состава группой лиц по предварительному сговору. Реализуя свой замысел, направленный на угон подвижного состава с целью последующего хищения с его топливных баков дизельного топлива, Малаховский вместе с Горбуновым, находясь на территории ремонтного локомотивного депо, с помощью топливной измерительной рейки установил тепловоз, баки которого были заполнены дизельным топливом. После чего, действуя согласно заранее разработанному плану, в соответствии с которым он должен управлять подвижным составом, Горбунов оказывать ему содействие, в том числе убирать тормозные башмаки, переводить ручные стрелочные переводы железнодорожного пути (Малаховский указал Горбунову, какие именно стрелочные переводы необходимо перевести), а Казанцев открыть путь для проезда тепловоза с территории депо, сам проник в кабину секции "А" тепловоза, являющегося железнодорожным подвижным составом, находившимся на 80-м пути железнодорожной станции около корпуса ремонтного локомотивного депо, после чего, осознавая противоправность своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде нарушения общественной безопасности, самовольно управляя железнодорожным подвижным составом, действуя группой лиц по предварительному сговору, привел его в движение, осуществляя управление локомотивом из кабины секции "А", двигаясь вперед за секцией "Б", фактически не видя железнодорожный путь по ходу движения; в это время в секцию "Б" указанного тепловоза залез Горбунов, после чего Малаховский продолжил движение (практика Забайкальского краевого суда за 2014г.).

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. В п. «в» ч. 2 ст. 211 УК РФ под насилием, опасным для жизни или здоровья, понимается причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью в ходе угона либо захвата, а также создание реальной угрозы причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего. При этом фактическое причинение перечисленного вреда полностью охватывается данным признаком и дополнительной квалификации по ст. 111, 112, 115, 117 УК РФ не требует,

за исключением случаев: причинения тяжкого вреда здоровью, совершенное орг.группой и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (в данном случае следует применять ч. 3 ст. 211 УК РФ без доп.квалификации по ст. 111 УК РФ). Насилие, выразившееся в причинении тяжкого вреда здоровью нескольким лицам, требует квалификации также по ч. 3 ст. 211 без доп.квалификации по ст. 111 УК РФ.

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Виновный при совершении преступления может применить оружие или предметы, используемые в качестве оружия, в этом случае его действия квалифицируются по п. «г» ч. 2 ст. 211 УК РФ.

Под оружием понимается любой вид оружия - огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

К особо квалифицирующим признакам, предусмотренным в ч. 3 ст. 211 УК РФ, относится угон либо захват, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть

  • крушение, авария судна, ТС,

  • значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества,

  • причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим,

  • значительное загрязнение окружающей среды,

  • дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины - прямым умыслом, по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) - к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности ст. 211 и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Особо квалифицирующим признаком в ч. 4 ст. 211 УК РФ выступает угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности.

Сопряженность с террористическим актом или иным осуществлением террористической деятельности предполагает необходимость квалификации содеянного по совокупности ч. 4 ст. 211 УК РФ и ст. 205 УК РФ, а также иным статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за террористическую деятельность.

Соседние файлы в предмете Уголовное право