Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Office Word.docx
Скачиваний:
36
Добавлен:
16.03.2015
Размер:
52.75 Кб
Скачать

2. Органы власти и управления Афин в классический период

Народное собрание

Народное собрание (экклесия). Афинская демократия носила непосредственный характер, выражавшийся в том, что верховная власть осуществлялась всеми полноправными гражданами. Правом участия в народном собрании обладали граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки не имели доступа в народное собрание.

Фактически в заседаниях народного собрания не принимали участия большинство граждан, проживавших в отдаленных, от города районах. На них обычно присутствовали две-три тысячи граждан, главным образом жителей Афин, и лишь для участия в остракизме требовалось не менее шести тысяч человек.

В год проводилось 40 народных собраний, каждую десятую часть года- четыре собрания, каждое из которых имело свою повестку дня. Первое собрание считалось главным, на нем обсуждались вопросы обороны страны, снабжением ее продовольствием, деятельность должностных лиц и правильность их распоряжений, делались заявления о преступлениях государственной важности и др.

На втором собрании рассматривались заявления и ходатайства отдельных граждан. Отдельные собрания посвящались прочим делам.

Каждое собрание начиналось с принесения жертв богам. Затем председательствующий объявлял, какой вопрос подлежит решению, и зачитывал предварительное мнение по этому вопросу совета пятисот. Если собрание соглашалось с ним, то решение принималось без обсуждения. Но собрание могло принять решение и об обсуждении мнения и совета пятисот.

Каждый участник собрания имел право выступить на нем. Оратор надевал на голову венок, и никто не вправе был его оскорбить под страхом наказания. В свою очередь оратор должен был проявить уважение к собранию: не говорить о том, что не относится к делу, не повторяться, не позволять себе брань и не предлагать ничего противозаконного и что могло бы принести вред народу.

Голосование могло быть открытым (поднятием рук) либо тайным (черепками, бобами или камушками).

Народное собрание прежде всего являлось законодательным органом и могло принимать два вида актов: 1) общеобязательные для всех граждан законы (номос); 2) обязательные только для частного случая (псефизмы).

Законодательный процесс был довольно сложным, позволяющим верхушке рабовладельческого класса не допустить принятие неугодных ей законов.

На первом народном собрании каждого года любой гражданин мог внести предложение о принятии нового закона или об изменении действовавшего. В случае согласия собрания инициатор законопроекта представлял его на обсуждение совета пятисот, который выносил сове заключение - пробулевму. Третье собрание года рассматривало законопроект вместе с пробулевмой. Положительное голосование на собрании еще не делало законопроект законом. Он направлялся в гелиэю, которая из числа своих членов создавала специальную комиссию номофетов. Она заслушивала автора законопроекта и его противников, назначенных народным собранием, и голосованием решила судьбу законопроекта. Только после одобрения коллегией номофетов он становился законом. Таким образом, гелиэя могла стать преградой на пути любого законопроекта, не отвечавшего интересам верхушки рабовладельцев.

Председателя народного собрания избирали ежедневно на 24 часа с вручением ему ключей от сокровищниц храмов и городской печати.

Для наблюдения за тем, чтобы вновь принимаемые законы не противоречили демократическим порядкам Афин, народное собрание специальную коллегию хранителей законов - коллегию номофилков.

Особое место в охране демократических порядков занимал институт «обвинения в противозаконии»- так называемое «графе параномон», суть его заключалось в том, что каждый гражданин был вправе заявить под присягой о противозаконности всякого закона, проекта или постановления народного собрания в течение года после его принятия. После такого заявления обсуждение законопроекта или действие принятого закона приостанавливалось. И обвинение передавалось на рассмотрение гелиэи. Если она признавала обвинение обоснованным, то лицо, внесшие противозаконное предложение, подвергалось наказанию в виде штрафа, а в особо серьезных случаях- смертной казни. Но если обвинитель не мог собрать одной пятой голов судей, то он приговаривался к крупному денежному штрафу.

Для защиты демократических порядков служил также остракизм. На определенном по порядку народном собрании ставился вопрос: не находит ли народ нужным подвергнуть кого- либо остракизму? В случае положительного ответа на следующем собрании проводилось тайное голосование, кого следует подвергнуть изгнанию. Каждый участник собрания получал глиняный черепок, на котором писал Иям человека, представлявшего, по его мнению, угрозу демократии и подлежащего изгнанию. Если общее число черепков было не менее шести тысяч, тот, против кого было подано наибольшее число черепков, подвергался изгнанию сроком на 10 лет. В противном случае голосование считалось недействительным.

Народное собрание также избирало должностных лиц афинской республики и проверяло их деятельность, ведало вопросами войны и мира, внешними сношениями, продовольственными делами, делами религиозного культа и др. Оно обладало и судебной властью: рассматривало особо важные государственные преступления, а заявления по другим преступлениям передавало на рассмотрение суда.

Совет пятисот

Постоянно действовавшим правительственным органом был совет пятисот. Он состоял из 500 членов (булевтов), которые избирались ежегодно жребием из числа полноправных граждан, достигших 3- -летнего возраста. Каждая фила избирала по 50 булевтов, за отправление своих обязанностей булевты получали ежедневное вознаграждение.

Кандидаты в члены совета подвергались так называемой докимассии (проверке личности). Перед вступлением в должность члены совета давали клятву добросовестно и в соответствии с законами исполнять свои обязанности. По истечении годичного срока булевты должны были давать отчет о своей деятельности. Если до истечении годичного срока против булевта кем- либо выдвигалось обвинение, то, в случае его доказанности, он мог быть исключен из совета и предан суду.

Члены коллегии из 50 булевтов от каждой филы поочередно в порядке, определяемом жребием, осуществляли свои полномочия в течение десятой части года Срок дежурства коллегии назывался пританией, а ее члены- пританами. Пританы дежурили ежедневно, кроме определенных неприсустсвенных (праздничных) дней.

Поскольку деятельность буле была постоянной, а плата за работу в нем небольшой (по 5 оболов в день), кандидатов не хватало. Для них были в едены гражданские привилегии: освобождение от военной службы и судебный иммунитет. По окончании срока деятельности булэвты давали отчет народному собранию о своей персональной работе (но сам совет не был ответственен перед народным собранием).

Ежедневно из числа пританов по жребию избирался председатель - эпистат, который вместе с третью выделенных им пританов должен был постоянно находиться в специальном помещении. Эпистат одновременно являлся председателем народного собрания, хранителем ключей от храмов, в которых находились казна и государственные документы. Один и тот же притан не мог набираться эпистатом более одного раза в год:

Функции совета пятисот были весьма разнообразными:

·подготовка вопросов для обсуждения - собранием;

·подготовка проектов постановлений народного собрания, его созыв;

·проведение в жизнь постановлений народного собрания;

·осуществление общего надзора за государственными финансами (определение источников доходов, сбор поступлений и расходование государственных средств);

·прием иностранных послов, заключение договоров с другими государствами; заслушивание отчетов афинских послов;

·наблюдение за постройкой военных судов и контроль за со стоянием флота и конницы;

·прием отчетов должностных лиц м осуществление суда над ними (приговор совета пятисот мог быть обжалован в суд);

·- проведение докимассии кандидатов в совет пятисот, кандидатов в архонты и др.

Для лучшей организации своей работы булэ подразделялся на части коллегии пританов по 50 членов совета (обязательно с пропорциональным представительством от фил). Пританы осуществляли полномочия совета же назначенную им десятую часть сюда, сменяя друг друга по жребию. Помимо этого, буле образовывали постоянные комиссии для контроля за деятельностью должностных лиц и реализации важнейших государственных дел: комиссию по контролю за доходами в собрании, комиссию арсена лов, по религиозным церемониям, по контролю за актами должностных лиц, комиссию по контролю государстве счетов.

Булэ был важней устоем всеобщей афинской демократии: как только в тот или другой исторический момент стремления к олигархии или узурпации брали верх, полномочия и роль совета сразу же сокращались.

Гелиэя

Важнейшим институтом судебной организации было особое судебное собрание - гелиэйя (нередко ее неправильно называют судом присяжных). Гелиэйя не была в прямом смысле судебным органом. Это была форма привлечения афинских граждан к участию в суде и в судебном контроле за органами власти и управления. Гелнэйю составляли 6 тыс, граждан (т. е. квалифицированное политическое большинство), выдвигаемых ежегодно от демон и назначаемых жребием. Единственным условием был повышенный возрастной ценз в 30 лет. Далее корпус глиэйии разделялся на 10 коллегий (По 500 судей и по 100 запасных). Заседали коллегии регулярно, причем позднее сложилась некоторая специализация коллег по Отдельным отраслям судебного контроля.

Гелиэйя была и собственно судебной инстанцией, где решались уголовные и, в меньшей степени, гражданские дела по частным искам, и органом конституционного надзора за деятельностью народного собрания и должностных лиц. В ней проходила процедура докимасии должностных лиц в предварительном порядке, могли заслушиваться отчеты должностных лиц, если вставал в общей форме вопрос о преследовании их за злоупотребления. Гелиэйя была второй инстанцией где рассматривались жалобы на решения других судов (кроме религиозных вопросов), особенно политические обвинения. И самое важное, здесь проходила процедура проверки законопроектов на их соответствие традиции и прежнему законодательству по иску граждан либо в порядке деятельности коллегия номофетов. Гелнэйя была вправе осуждать, в случае преступлений, и на изгнание и на смертную казнь. Особенностью полномочий этого учреждения было то, что они носили по сути верховный характер: решение гелиэйи не могло быть ни обжаловано, ни приостановлено (даже священным вмешательством) она не была подконтрольна ни каким другим институтам народовластия.

Законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей

Традиционным судебным органом являлся ареопаг. Ему были подсудны в основном религиозные дела, а также преступления, связанные с нарушениями священных устоев государства (в частности, дела о предумышленных убийствах, посягательства на семейные и родовые отношения неповиновении должностным лицам). Помимо суда, ареопаг сохранил и некоторые управленческие функции в отношении общенародны священных имуществ, организации культов, в сношениях религиозного характера с другими греческими государствами,

Количественно основная масса судебных дел, а также все судебные дела, возникавшие с участием неполноправных граждан или неграждан Афин, находилась в компетенции специальных судебных установлений: а) коллегии 51 эфета, образованной в 521 г. до н. э. для рассмотрения главным образом дел уголовных и связанных с причинением ущерба личности б) коллегии одиннадцати, созданной для нарушителей общественного порядка захваченных полицией (ночных воров, грабителей, профессиональных преступников); и

в) коллегии диэтетов, где слушались дела по имущественным спорам выходившим за пределы компетенции самоуправления демон и фил.

Все судебные органы (кроме ареопага) был регулярно обновляемыми и находились под постоянным контролем низового самоуправления как по своему составу так и по процедуре разбора дел - преимущественно публичной.

Должностные лица

Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица.

Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - докимаси во время ко торой выяснял их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военной дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелизе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

Стратеги избирались открытым голосованием на народном собрании. Первоначально они избирались по одному от каждой филы, а затем - начально они избирались по одному от каждой филы, а затем- из всех граждан. Поскольку должность стратега была неоплачиваемой, на нее могли избираться только состоятельные люди. И как это ни парадоксально, все лидеры афинской демократии были выходцами из аристократических родов.

Стратеги были подконтрольны и подотчетны народному собранию. Если собрание признавало стратега виновным в пренебрежении своими обязанностями, он передавался суду.

Стратеги не только осуществляли верховное руководство и командование вооруженными силами, но и являлись высшими должностными лицами государства. В некоторых случаях одному или нескольким стратегам вручалась вся полнота власти в государстве с правом принимать решения независимо от народного собрания и совета пятисот.

Народное собрание определяло каждому стратегу сферу деятельности, наделяло стратегов равными правами и обязанностями, но на самом деле один из них либо благодаря своим личным качествам, либо в силу влиятельного положения той группировки, которая за ним стояла, выдвигался в лидеры.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в: до н. э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метёков). К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередного заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов.

До реформ Клисфена архонты были высшими должностными лицами, но затем их роль перешла к стратегам.

Девять архонтов (эпоним, басилевс, полемарх и шесть фесмофетов) и секретарь фесмофетов избирались жребием из числа всех граждан сроком на один год. Они подвергались докимассии сначала в совете пятисот, а затем в гелиэе.

Каждый архонт имел свой круг обязанностей.

Архонт - эпоним после вступления в должность объявлял через глашатая о том, что всем предоставляется право владеть в период его пребывания на должности имуществом, которое у них было к этому моменту.

Архонт - эпоним осуществлял попечение над сиротами, наследницами и беременными вдовами. На виновных в дурном с ними обращении архонт- эпоним мог накладывать дисциплинарные взыскания и привлекать к суду; рассматривал жалобы о дурном обращении с престарелыми родителями, сиротами, наследницами, о нанесении ущерба имуществу сирот, об умопомешательстве при обвинении в расточительстве, об учреждении опеки; руководил религиозными процессиями, состязаниями и шествиями, во время празднеств и назначал лиц, ответственных за их организацию.

Архонт- басилевс ведал делами, связанными, главным образом, с религиозным культом. Он председательствовал в гелиэи по делам о бесчестии, о праве на жречество, а также возбуждал дела по обвинению в убийстве.

Архонт- полемарх совершал религиозные обряды, связанные с военными делами: совершал жертвоприношения богам войны, устраивал состязания в честь павших в бою воинов и поминки в их честь. Он также ведал теми делами метеков, какими архонэпоним - в отношении афинских граждан, возбуждал по этим делам процессы и председательствовал на них. Он разбирал споры между метеками и гражданами, между волноотпущенниками и их бывшими хозяевами.

Эпоним, басилевс и полемарх по собственному выбору избирали себе по два помощника.

Фесмофеты осуществляли в основном судебные функции. Они назначали дни слушания дел и формировали судебные коллегии. Гелиэи, председательствовали на них или назначали вместо себя других должностях лиц; докладывали народному собранию о поступивших чрезвычайных заявлениях о преступлениях государственной важности (измена, заговор против демократии, подкуп оратора и т.п.), а также о притеснениях вдов, сирот и наследниц, ставили вопрос о смещении должностных лиц за неправильное исполнение ими служебных обязанностей; рассматривали жалобы о подкупах, взятках, лжесвидетельстве и прелюбодеянии. Кроме того, фесмофеты утверждали частноправовые договора между афинянами и гражданами других государств, руководили судебными заседаниями, связанные с нарушениями этих договоров, и председательствовали при докимассии и утверждении отчетов стратегов.