Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экономика отрасли.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
46.68 Кб
Скачать

2.Кооперирование производства. Виды, показатели, экономическая роль.

Кооперирование по отраслевому принципу делится на внутриотраслевое, а по территориальному - на внутрирайонное и межрайонное. Внутрирайонное кооперирование способствует комплексному развитию хозяйства в отдельных районах и является важным условием лучшего использования местных ресурсов и производственных возможностей. Однако по многим изделиям промышленности кооперирование в рамках одного экономического района не всегда позволяет рационально использовать производственные мощности предприятий. В этих случаях целесообразно организовать межрайонное кооперирование.

Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями:

- удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперационным связям;

- удельным весом полуфабрикатов, изготовляемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;

- количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.

Специализация тесно связана с кооперированием производства. Экономическая эффективность специализации и кооперирования - результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства.

Экономический эффект (Э) от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле:

Э = [(С1 - С2) - (3тр2 - Зтр1)] V2 - EнК+П;

где

С1, С2 - себестоимость единицы продукции до и после специализации;

3тр1, 3тр2 - транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации;

V2 - объем выпуска продукции после специализации;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

E - дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации производства;

П - дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации производства.

Развитие специализации и кооперирования производства приносит не только положительный эффект, но и отрицательный.

К недостаткам специализации и кооперирования следует прежде всего отнести:

- рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;

- монотонность в работе, поэтому необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.

3.Специфика олигополистической конкуренции в отрасли.

Как уже говорилось ранее ситуация в олигополистической отрасли и ее особенности предполагают и поощряют сотрудничество или сговор - соглашение (гласное или негласное) между предприятиями - участниками о проведении ценовой или рыночной политики. Сговор может принимать тай ные и явные формы.

В связи с тем, что в Российской Федерации действует антимонопольное законодательство (например: статья№6 закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», запрещающий согласованные действия, направленные на установление цен конкурирующих компаний, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%.), открытое картелирование, базирующееся на письменном соглашении, становится невозможным. Против тайных соглашений о ценах олигополистов наше государство тоже предусмотрело карательные меры, но все же ценовой сговор имеет место в экономике нашей страны. Почему это происходит?

Один из самых показательных примеров олигополии на бытовом уровне - рост цен на бензозаправках. Причин, по которым сегодня происходит такой стремительный рост цен на энергоносители, несколько. Главные из них:

первая (внешняя) - рост цен на углеводороды в целом на мировом рынке;

вторая (внутренняя) - возникновение монополий в большинстве регионов, раздел рынков по территориальному принципу.

Около 80% роста цен связаны с внешней конъюнктурой и около 20% со злоупотреблением доминирующим положением.

Сегодня в стране на данном рынке работают около 7 вертикально интегрированных компаний, которые и разделили его по территориальному принципу и, следовательно, диктуют ценовую политику, но доказать договоренность очень трудно.

Например, во Владимирской области, не имеющей своих нефтеперерабатывающих заводов, оптовые поставки нефтепродуктов осуществляют порядка 10 крупных компаний. Явным лидером среди них является «ЛУКОЙЛ», занимающий доминирующее положение, далее идут ТНК, «Башнефть», «Славнефть».

В качестве продавцов на рынке розничной реализации выступают юридические и физические лица, получившие лицензию на право содержания и эксплуатацию АЗС общего назначения. В области действует 278 АЗС общего назначения, из них 64 принадлежит Владимирскому филиалу ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».

В среднем за 10 месяцев 2004 года во Владимирской области рост розничных цен на АИ-80 составил 36 процентов, на АИ-92 - 33 процента, на АИ-95 - 25 процентов. Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (Владимирское УФАС) еженедельно проводит мониторинг цен на бензин и дизтопливо, запрашивает информацию у основных оптовых поставщиков. По расшифровке калькуляции затрат прослеживается следующая ситуация: рост цен на бензоколонках в основном связан с ростом оптовых цен и соответственно цен производителя. Кстати в течение года Владимирским УФАС не было зафиксировано единовременно повышения цен нескольких поставщиков до одинакового уровня, формального повода для принятия мер антимонопольного регулирования по имеющемуся сговору.

Если анализировать ситуацию по ОАО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», которое доминирует на владимирском топливном рынке, то цены на бензин и дизтопливо во Владимирском филиале спускаются от нижегородского руководства компании.

В качестве иллюстрации ценового сговора в РФ можно рассмотреть повышение цен на бензин крупнейших нефтехимических корпораций на местных рынках. Например, факт ценового сговора НК «Роснефть-Ямалнефтепродукт» и «ЛУКойл-Югра» в июле 2004 года.

Чиновники Федеральной Антимонопольной Службы подсчитали, что за 2004 год эти компании поднимали розничные цены на бензин в Салехарде и Лабытнангах семь раз, причем одновременно и на одну и ту же величину. Сами нефтяники обвинение в сговоре отрицают, а инициативу ФАС считают попыткой чиновников силой снизить цены на ГСМ в округе.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу заподозрило дочерние компании НК «Роснефть» - «Роснефть-Ямалнефтепродукт», которая контролирует 60% розничного рынка горюче-смазочных материалов в Ямало-Ненецком Автономном Округе и НК «ЛУКойл» - «ЛУКойл-Югра», контролирующую 25% рынка, в ценовом сговоре после очередного подорожания горюче-смазочных материалов в регионе. Специалисты ФАС проводят еженедельный мониторинг в Ямало-Ненецком автономном округе за состоянием розничных цен на нефтепродукты, выяснили, что эти компании на протяжении полугода устанавливали одинаковые розничные цены на бензин марок А-76 (80), АИ 92 (93), АИ 95 (96).С 1 января на автозаправочных станциях обеих компаний цены на бензин выросли в среднем на 5,2%. Сильнее всего подорожал А-80, цена на который выросла на 6,35%. Заподозрив ценовой сговор, чиновники ямальского ФАС запросили в компаниях финансовую отчетность за последние 12 месяцев и выяснили, что с августа прошлого года «Роснефть-Ямалнефтепродукт» и ООО «ЛУКОЙЛ-Югра» меняли цены семь раз -- практически день в день и на одну и ту же величину.

По версии чиновников, начиная с августа 2003 года эти компании ведут единую ценовую политику в регионе. «Мы тщательно изучили их документацию, -- рассказал Олег Печорин - глава ФАС региона. -- У них разные издержки, разные удельные затраты на единицу продукции. Но цены уже год держатся на одинаковом уровне». По мнению экспертов, на сговор указывает и хронология выхода приказов, подписанных генеральными директорами компаний, о повышении цен на ГСМ. «Приказы отставали друг от друга не более чем на неделю, а в двух из семи случаев приняты в один день», -- отметил глава антимонопольного ведомства. Это навело чиновников на мысль, что нефтяники ведут согласованную ценовую политику.

ФАС вынес обеим компаниям предписание «устранить нарушения и привести цены в конкурентное состояние». «Мы решили не изымать у них незаконно полученную прибыль, потому что в ходе экспертизы выяснилось, что в прошлом году работа заправок ООО «ЛУКОЙЛ-Югра» в Салехарде и Лабытнангах принесла убыток в 2 млн руб. А изымать прибыль только у «Роснефть-Ямалнефтепродукта» (в 2003 году она составила около 7 млн руб.) было бы несправедливо», -- пояснил господин Печорин.

Сами компании отрицают участие в сговоре. «Этого просто не может быть», -- заявил, комментируя решение антимонопольной службы, первый заместитель гендиректора «ЛУКОЙЛ-Югры» Вячеслав Смирнов. По его словам, их компания действительно с трудом осваивает новый рынок. «Там сложился низкий уровень цен, поэтому пока работаем без прибыли», -- пояснил господин Смирнов. Подчеркнув, однако, что это еще не повод договариваться о ценах с компанией, которая занимает на рынке монопольное положение.

Отрицают сговор и в «Роснефть-Ямалнефтепродукте». По словам гендиректора компании Михаила Субарева, им нет необходимости договариваться о чем бы то ни было с конкурентами. «Нашу ценовую политику определяют не конкуренты, а заводы-поставщики, которые регулярно поднимают цены на ГСМ», -- заявил господин Субарев, отметив, что структура их цен всегда была «прозрачна» для любых контролирующих органов». Поэтому в компании считают, что действия чиновников ФАС -- это попытка силой заставить нефтяников снизить цены на бензин. «Видимо, кому-то из чиновников не понравилось, что мы снова повысили цены», -- отметил глава компании[16].

Еще одним примером ценового сговора предприятий-олигополистов может служить сговор в Ульяновской области. Каждый год с приходом весны в регионе растут цены на бензин. Ситуация эта повторяется ежегодно, и даже для непосвященных очевидно, что экономически она не обоснована..

Договоренность (юридически сговор) нефтяных компаний разом искусственно поднять цену на топливо - одно из самых распространенных злоупотреблений, считают специалисты. Доказать, что оно имело место, достаточно тяжело. Из восьмидесяти восьми регионов такой прецедент был создан только в Ульяновске и в Питере. В 1997 году специалистами Ульяновского антимонопольного управления было доказано, что несколько нефтяных компаний на территории региона совершили согласованные действия по введению единой условленной цены на бензин. В результате процедуры, предусмотренной законом, излишне полученная прибыль «нарушителей» была перечислена в бюджет. Это составило по тем деньгам порядка трехсот тысяч рублей. Успешно проведенное антимонопольщиками дело имело и отдаленный позитивный результат: на всех АЗС в регионе до сих пор действуют разные цены.

Начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Григорий Каленов убежден, что с необоснованным ростом цен бороться можно в том случае, если выяснить, как эти цены должны обоснованно повышаться. Такой методики пока нет, она будет разрабатываться. Тем не менее, что можно сделать реально уже сейчас?

На сегодняшний день на рынке Ульяновской области присутствуют две крупные нефтяные компании - ЮКОС и «Татнефть». Для того чтобы снизить риск повышения цены на топливо, нужно создать условия для допуска в наш регион других нефтяных компаний. Этот вопрос, разумеется, в компетенции властей, но антимонопольный орган предоставит губернатору свои рекомендации по этому поводу. Необходимо посмотреть, каким образом осуществляется землеотвод для строительства АЗС, но прежде всего - для целей оптовой реализации бензина. Если бы в регион пришла еще хотя бы одна компания, это позволило бы даже в краткосрочной перспективе не допустить роста цен на бензин в темпе прошлых годов.

Только один пример из прежнего опыта: огромные очереди на АЗС в середине девяностых годов, бензин невозможно было купить. Тогда были большие проблемы с получением лицензии на реализацию нефтепродуктов. ФАС Ульяновской области предложил пересмотреть условия лицензирования в части их упрощения. За год количество автозаправочных комплексов по области возросло более чем в два раза. Таким образом, было снято напряжение не только по очередям, но и по ценам на топливо.

В одном из своих интервью заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин сказал, что в идеале от АЗС на территории одного региона должно в глазах рябить, у нас же - совершенно иная картина.

- Заезжаешь в один регион - заправки красные, - говорит Голомолзин, переезжаешь в другой - синие, в третий - зеленые... Когда при поездке по одному субъекту от АЗС будет в глазах рябить, это значит, что конкуренция на рынке есть.

Цитируя это высказывание, Каленов привел в пример Москву, где представлены все существующие в России нефтяные компании. Как результат: цены на бензин в столице если и выше, то не более чем на пятьдесят копеек за литр. Соотнесем их со среднемесячным доходом ульяновца, соответственно москвича, и картина предстает более чем убедительная [17].

И все-таки, не проще ли ввести государственное регулирование цен на топливо?

Мне кажется, что в сегодняшних условиях подобные меры не приведут к улучшению ситуации. Что дало госрегулирование цен на услуги ЖКХ? За прошлый год они выросли больше, чем все товары, которые реализуются в условиях конкурентного рынка. Разве не убедительный пример?

В плане борьбы с необоснованным ростом цен на бензин, кроме развития конкуренции на топливном рынке, ФАС считает необходимым значительно повысить штрафы, применяемые к нефтяным компаниям за сговоры.

Поэтому ФАС совместно с Минэкономразвития работали над новым законом о конкуренции и поправками в административный кодекс, которые должны ужесточить антимонопольное право.

В чем главные изменения?

1. Монопольными теперь будут считаться три компании, контролирующие более 50 процентов рынка. Под санкции ФАС попадают и олигополии, когда несколько крупнейших компаний контролируют ценовую и иную политику на рынке путем неформальных договоренностей.

В новом законе предусмотрено современное, а не столетней давности, определение монопольного положения на рынке. Его суть - если больше половины рынка принадлежит трем игрокам, то ФАС получает право антимонопольного регулирования такого рынка. Именно такие схемы, называемые олигополией, и преобладают. Три или максимум пять игроков хозяйничают на рынке без всяких внешних признаков скоординированности, но им под силу диктовать цены, условия поставок и даже слои потребителей, которые не обслуживаются как невыгодные для олигополистов.