Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Avtoreferat_Shilokhvost-2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
39.81 Кб
Скачать
  • Глава 2. Недостойные наследники.

  • Условия отстранения от наследова­ния лиц, способствовавших своими действиями призванию их к наследованию (п. 1 ст. 1117 ГК).

  1. К указанным действиям отечест­венная доктрина традиционно относит не только уголовно нака­зуемые деяния (преступления), но и не являющиеся таковыми менее тяжкие противоправные деяния.

  2. Автор также выступает за необходимость расширительно­го толкования абз. 1 п. 1 ст. 1117 ГК с тем, чтобы в случае, когда действия недостойного наследника были направлены на призва­ние к наследованию других лиц, от наследования отстранялся не только этот наследник, но и те лица, призванию которых он спо­собствовал.

  3. Сопоставляя основания и условия отстранения от наследо­вания лиц, лишенных родительских прав, и лиц, уклоняв­шихся от исполнения лежавшей на них в силу закона обязанности по содержанию наследодателя, автор приходит к выводу об отсутствии принципиальных отличий между случаями, когда воз­никает вопрос об отстранении от наследования родителей, ли­шенных родительских прав, и родителей, злостно уклонявшихся от алиментной обязанности, имея в виду, что действующим се­мейным законодательством уклонение от этих обязанностей рас­сматривается в качестве одного из оснований для лишения роди­тельских прав (ст. 96 СК).

  • Проблемы правового регулирования порядка отстра­нения от наследования недостойных наследников.

  1. Предусмотренный законом судебный по­рядок отстранения недостойного наследника должен считаться соблюденным как при наличии приговора о совершении таким на­следником соответствующего уголовно наказуемого деяния, так и при наличии решения гражданского суда о лишении родительских прав.

  1. Анализируя обоснованность отстранения наследников, зло­стно уклонявшихся от лежавших на них в силу закона обязанно­стей по содержанию наследодателя, только по иску заинтересо­ванных лиц (п. 2 ст. 1117 ГК), автор приходит к выводу о нецеле­сообразности применения указанного порядка в отношении де­тей, подвергшихся за свои действия уголовному наказанию (ст. 157 УК), а также при наличии иных доказательств уклонения, на­стаивая на необходимости отстранения указанных детей от на­следования в бесспорном порядке, независимо от наличия среди наследников заинтересованных в таком отстранении лиц.

  2. В то же время, в иных подпадающих под действие п. 2 ст. 1117 ГК случаях состав заинтересованных лиц, по требованию которых закон допускает возбуждение производства об отстране­нии недостойного наследника от наследования, не должен по мнению автора ограничиваться кругом ближайших родственников наследника или наследодателя, так как семейно-родственные от­ношения могут вступать в противоречия с соображениями спра­ведливости и привести к сохранению наследственных прав не­достойного наследника.

  3. автором ставится вопрос о целесообразно­сти и допустимости иных, помимо завещания, доказательств прощения наследодателем недостойных наследников. Позволяя для восполнения воли наследодателя использование такой ли­шенной субъективной окраски характеристики как степень родст­ва, закон не должен исключать возможность восполнения воли наследодателя простить недостойного наследника в случаях, когда имеются основания считать, что то или иное поведение на­следодателя после возникновения оснований недостойности мо­жет быть расценено как соответствующее выражение его воли. В таком походе автор видит проявление индивидуального начала в регулировании наследственных отношений.