Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Тема 43-48. Распорядит.сделка и энергоснабжение.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
631.41 Кб
Скачать

Глава 2. Субъектный состав

Вместе с тем, в ФЗ «Об электроэнергетике» прописан статус организаций, которые напрямую не называются в нем3. Данный статус может переходить от одной компании к другой путем использования соответствующих процедур (к примеру, в результате смены гарантирующего поставщика). Поэтому с уверенностью можно сказать, что правоспособность данных организаций вообще не установлена ФЗ. Закон устанавливает только конструкции правовых статусов в сфере энергоснабжения. Фактически же правоспособность меняется у конкретных организаций в момент их наделения данными статусами. «

С выводом О.А. Символокова о наличии общей правоспособности у субъектов электроэнергетики (в частности, у системного оператора) также нельзя согласиться. Какой смысл наделения правовым статусом, если правоспособность остается общей? Подлинный смысл данного наделения как раз и состоит в том, чтобы изменить общую правоспособность путем предоставления особого права (к примеру, права оказывать услуги по передаче энергии) и одновременно установить ограничение общей правоспособности (в приведенном примере с субъектами электросетевого хозяйства – запрет на продажу энергии), которая в результате данного ограничения становится специальной. Аналогичным образом, кредитные и страховые организации, являясь коммерческими организациями, в то же время обладают специальной правоспособностью в связи с получением лицензии на осуществление их основной деятельности1

Специальный правовой статус фактически становится ключевым инструментом построения организационной структуры (экономической модели) электроэнергетики и теплоснабжения, посредством которого законодатель устанавливает особенности и порядок взаимодействия субъектов данных отраслей.

В электроэнергетике России принцип разделения видов деятельности нашел наиболее последовательную реализацию1, тогда как в других отраслях ТЭК – лишь частичную (теплоснабжение и газоснабжение). Вместе с тем во всех указанных отраслях стали разграничиваться такие виды деятельности, как производство, сбыт, передача, диспетчеризация (хотя и не всегда осуществляемые раздельно).

/150

Принципиальным моментом для формирования правовых статусов в соответствующих отраслях является установление (или отсутствие) в законодательстве запретов на совмещение различных видов деятельности в рамках определенной отрасли, что отражает уровень либерализации отношений в каждой из них. В связи с этим можно выделить две принципиальные структурные модели построения отношений в этих отраслях:

А) модель, предусматривающая разделение отраслевых видов деятельности. Данная модель предусматривается законодательством применительно к сфере электроэнергетики. Так, в этой отрасли имеют место следующие законодательно установленные виды деятельности:

Б) модель, функционирующая без строгого разделения видов деятельности по продаже и передаче энергоресурсов. При данной модели имеет место выделение регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. При этом устанавливается необходимость раздельного учета доходов и расходов по отдельным видам деятельности. Нерегулируемые виды деятельности по сути представляют собой прообраз конкурентных видов деятельности в рамках либерализованной модели.

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

Особенностью правового статуса коммерческого оператора оптового рынка также является установление в законе его основной функции – осуществление деятельности по организации торговли на оптовом рынке, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии и мощности. В стандартной форме договора о присоединении к торговой системе оптового рынка данная деятельность 36

определяется как услуга. Однако анализ содержания данной деятельности показал, что в данном случае имеет место организационная (управленческая) деятельность, а правовая форма услуг служит исключительно средством обеспечения её финансирования (по сути – функционирования энергобиржи).

С другой стороны, устанавливаемая законодательством обязанность смежных потребителей не препятствовать перетоку по их сетям энергии последующим потребителям, а также невозможность требовать оплаты своих услуг по перетоку приводят к устранению субабонентских отношений в электроэнергетике и теплоснабжении (ст. 545 ГК РФ), что зачастую противоречит интересам смежных потребителей. Доказывается, что 37

последние не должны рассматриваться в качестве сетевых организаций. В целях решения проблемы перетока энергии по сетям смежных потребителей предлагается механизм оборота прав на переток энергии, позволяющий урегулировать отношения смежных и последующих потребителей энергии.