Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Konspekt_Ani_Po_Sarbashu.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
87.5 Кб
Скачать

6. Последствия частичного исполнения альтернативного

обязательства.

При анализе данной ситуации следует прежде всего разделить два случая: частичное исполнение, когда оно допускается по закону или условиям обязательства, и частичное исполнение в противоречии с законом или условиями обязательства.

Последнее дает кредитору право отказаться от принятия исполнения, и, следовательно, по нашему мнению, альтернативность сохранится, если только должник не является еще просрочившим и право выбора, следовательно, продолжает принадлежать ему и не переходит к кредитору.

§ 5. Исполнение обязательства внесением долга в депозит

Гражданское право предусматривает возможность внесения должником долга в депозит.

В российском гражданском праве согласно ст. 327 ГК РФ должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса, а в случаях, установленных законом, в депозит суда - если обязательство не может быть исполнено должником вследствие:

1) отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено;

2) недееспособности кредитора и отсутствия у него представителя;

3) очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, в частности в связи со спором по этому поводу между кредитором и другими лицами;

4) уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны.

Внесение денежной суммы или ценных бумаг в депозит нотариуса или суда считается исполнением обязательства.

Нотариус или суд, в депозит которого внесены деньги или ценные бумаги, извещает об этом кредитора.

Депонирование как субститут надлежащего исполнения.

Правила об исполнении обязательства в депозит с учетом оснований такого депонирования дополняют регулирование, установленное в связи с просрочкой кредитора (ст. 406 ПС). В той части, в какой должник освобождается от уплаты процентов по денежному обязательству, последствия просрочки кредитора без депонирования и собственно депонирования одинаковы. Однако здесь необходимо говорить именно о дополнении нормами о депозиции института просрочки кредитора, поскольку сама по себе данная просрочка не приводит к прекращению обязательства, тогда как надлежащее депонирование, как правило, вызывает именно такие последствия.

Взимание государственной пошлины именно за принятие исполнения в депозит представляется нам неоправданным и расходится с общими подходами в гражданском праве, согласно которым расходы на исполнение в случае просрочки со стороны кредитора должны ложиться именно на него. По крайней мере, с учетом необходимости оплаты нотариальных действий, следовало бы взимать государственную пошлину за получение средств из депозита нотариуса (в этом случае она могла стать иждивением должника, но только в том случае, если он получает депонированное обратно).

Под депозитом в рассматриваемом нами отношении следует понимать правовой режим исполнения, переданного нотариусу или суду, который характеризуется тем, что до выдачи соответствующей суммы управомоченному лицу денежные средства находятся в ведении нотариуса или суда.

Если основания, дающие должнику право произвести исполнение в депозит, отпадают до производства депонирования, то должник утрачивает указанное право и обязан произвести исполнение непосредственно кредитору, в соответствии с условиями обязательства. Противное означало бы противоречие целям депонирования.

Теоретически депозиция может быть применена к любым материальным объектам гражданского права, либо объектам, которые могут выражаться в какой-либо внешне объективированной форме, с помощью которой они способны к отделению от самого обладателя объекта (должника). В этом смысле едва ли даже с теоретической точки зрения депозиция как суррогат исполнения пригодна для исполнения обязательств по оказанию услуг. Напротив, во многих случаях материальный результат работ пригоден для депозиции, если он может физически передаваться от одного лица к другому, например, изготовленная вещь. В связи с этим, а также принимая во внимание необходимость защиты законных интересов должника целесообразно предусмотреть общие положения, регулирующие отношения сторон при отказе кредитора принять неденежный объект или иной просрочки с его стороны. При этом такое регулирование необходимо не только для упорядочения отношений в рамках поименованных договоров, не содержащих специальных на этот счет норм, но и для случаев, касающихся непоименованных договоров, иных обязательственных отношений, например, при реституции.

В гражданском праве следует принять правило согласно которому извещение кредитора должно осуществляться депозитарием немедленно в письменной или приравненной к ней (например, электронной) форме с фиксированием в документах депозитария момента, адреса кредитора, имени (наименования) должника и кредитора, наименования предмета депонирования (для денег - их суммы), а также при их наличии обозначения обязательства, в счет которого произведено депонирование, информации, имеющей существенное значение для кредитора, причин, по которым обязательство не могло быть исполнено непосредственно кредитору, обоснование и расчет долга. Извещение кредитора должно содержать также помимо названных данных указание на место и время, где и когда депонент может быть получен, а также порядка его получения.

Депонент принадлежит должнику, до тех пор, пока кредитор не получит его. То обстоятельство, что возврат исполненного в депозит осуществляется с согласия кредитора или под контролем оснований возврата судом, не доказывает еще факта принадлежности депонента кредитору. Депонированное как объект гражданского оборота подпадает под особый юридический режим, близкий к институту

обременения имущества. Для сравнения можно обратиться к залоговому праву, по которому предмет залога принадлежит залогодателю, однако обременен правами залогодержателя. При этом залогодатель не может распорядиться предметом залога без согласия залогодержателя или соответствующего судебного решения. Схожее положение дел наблюдается и в случае депонирования. Объект депонирования до его получения кредитором принадлежит должнику, однако последний может распорядиться им лишь с согласия кредитора или под контролем суда. Депонированное как бы обременено интересом кредитора, причем последний обладает настолько широкими правами, возникающими из этого обременения, что может обратить объект в свою пользу. Заметим также для сравнения, что залоговый кредитор может обратить предмет залога в свою пользу, правда, как правило, лишь в части его стоимости, т.е. экономически опосредовано. В случае же с депонированием кредитор обращает депонент в свою пользу непосредственно поскольку он служит не обеспечением исполнения обязательства, а собственно исполнением.

С теоретической точки зрения вопрос о праве должника забрать исполненное, видимо, есть основания рассматривать с учетом того, что само исполнение в депозит является правом, а не обязанностью должника. Если должник вправе и не производить исполнение в депозит при просрочке кредитора, то он вправе потребовать возврата исполнения, пока кредитор не потребовал выдачи депонированного или каким-либо иным образом не проявил свою волю на получение исполнения из депозита.

Обязательство депозитария перед кредитором не является гражданско-правовым. Оно носит особый характер, возникающий в связи с публичным элементом в деятельности нотариуса и целей этой деятельности. Однако, если нотариус совершает какое-либо правонарушение, которое затрагивает права и интересы того или иного лица (кредитора или должника, их правопреемников), возможно возникновение деликтного по природе правоотношения по возмещению вреда, которое уже подпадает под регулирование гражданским правом.

Обращение невостребованного исполнения из депонента в бюджет обоснованно лишь в том случае, если в установленные сроки ни кредитор, ни должник не заявили о своих правах на него. Отношения между кредитором и должником, даже при публичном посредничестве нотариуса в части предмета исполнения, остаются частно-правовыми и государство не имеет прав на чужое имущество, разве, что ни тот ни другой не проявляют к нему интереса. Представляется оправданным, установив в законодательстве срок для получения исполнения кредитором, а также обязанность нотариуса предложить должнику взять исполненное обратно по истечении указанного срока, допустить передачу соответствующих ценностей в бюджет, если ни кредитор, ни должник не получат исполнения из депозита в установленном порядке