Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 2023-2024 / ДЗ по ПП 11 ВЭД.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
49.17 Кб
Скачать

Субъекты внешнеэкономической деятельности.

Субъектами ВЭД являются физические лица (российские граждане, иностранцы и лица без гражданства), юридические лица (российские и иностранные), иные правоспособные организации и публично-правовые образования (Российская Федерация, ее субъекты, иностранные государства, международные организации).

Публично-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Согласно названному Закону они подразделяются на временно пребывающих (на основании визы), временно проживающих (на основании разрешения на временное проживание) и постоянно проживающих (на основании вида на жительство).

Для контрагентов иностранных физических лиц важно иметь представление об их гражданской право- и дееспособности. Они определяются в соответствии с личным законом физического лица, который, в свою очередь, устанавливается в соответствии с ГК РФ либо в соответствии с международным договором. Согласно ст. 1195 ГК РФ личный закон определяется гражданством лица, а для иностранца, имеющего место жительства в Российской Федерации, а также для лица без гражданства - местом жительства.

Если дееспособность иностранца определяется по иностранному праву, у него может быть иной, нежели у российского гражданина, возраст наступления полной гражданской дееспособности. Для того чтобы избежать неблагоприятных для стабильности коммерческого оборота последствий таких различий, ст. 1197 ГК РФ устанавливает, что физическое лицо, недееспособное по своему личному закону, но дееспособное по закону места совершения сделки, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если его контрагент действовал добросовестно.

Что касается содержания правоспособности, то иностранцы пользуются в Российской Федерации национальным режимом, за некоторыми исключениями, устанавливаемыми международными договорами и федеральными законами. Например, иностранные лица не могут приобретать в собственность земельные участки на приграничных территориях, в границах морских портов, сельскохозяйственные земли.

Право иностранца или лица без гражданства заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, в которой такое лицо зарегистрировано как индивидуальный предприниматель (коммерсант). Если же лицо занимается предпринимательской деятельностью в государстве, где в законодательстве отсутствует требование обязательной регистрации индивидуальных предпринимателей (коммерсантов), применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1201 ГК РФ).

Иностранные граждане и лица без гражданства, на законных основаниях проживающие в Российской Федерации, вправе регистрироваться в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии со ст. 22.1 Закона о регистрации юридических лиц.

Кроме физических лиц, в ВЭД участвуют отечественные, т.е. учрежденные в Российской Федерации, и иностранные, т.е. учрежденные за ее пределами, юридические лица (ст. 1202 ГК РФ). Иными словами, в российском праве для определения личного закона юридического лица используется критерий инкорпорации. Поэтому, например, учрежденное в Российской Федерации акционерное общество, 100% акций которого принадлежит иностранным лицам, все равно будет считаться российским юридическим лицом. Вместе с тем оно может квалифицироваться как "иностранный исполнитель услуг" по Закону о регулировании внешнеторговой деятельности (п. 14 ст. 2), который относит к таковым российские юридические лица, решения которых имеет возможность определять иностранное лицо в силу преобладающего участия в капитале или в силу иных обстоятельств (тут используется уже не критерий инкорпорации, а критерий контроля). Еще один пример применения для целей определения национальности юридического лица критерия контроля - п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", в соответствии с которым к иностранным инвесторам относятся организации, в том числе инкорпорированные в Российской Федерации, находящиеся под контролем иностранных инвесторов. Таким образом, в отдельных случаях с помощью применения критерия контроля круг юридических лиц, приравниваемых к иностранным для целей ограничительного регулирования, может быть расширен.

По личному закону юридического лица определяются содержание его правоспособности, взаимоотношения с участниками, порядок приобретения прав и обязанностей и решается ряд других важных вопросов (ст. 1202 ГК РФ).

Иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства и филиалы. Они подлежат аккредитации в соответствующем территориальном органе ФНС России и включению в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Участвовать в ВЭД могут, кроме того, организации, которые не признаются юридическими лицами по праву страны, где они учреждены, однако обладают гражданской правоспособностью, хотя и ограниченной. Это, например, полное товарищество (генеральное партнерство), коммандитное товарищество (ограниченное партнерство), созданные в Германии, Швейцарии, Италии, странах англо-американского права.

Помимо личного закона, для определения правового статуса физических лиц и организаций как участников ВЭД важно, являются ли они резидентами или нерезидентами с точки зрения валютного, налогового законодательства, законодательства об особых экономических зонах.

Те или иные сделки могут квалифицироваться как валютные операции в зависимости от участия в них резидентов и нерезидентов.

По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, а между резидентами и нерезидентами разрешены (ст. ст. 1, 6, 9 Закона о валютном регулировании).

В основу понятия налогового резидентства положены иные признаки (ст. 207 НК РФ).

Из иного понятия резидента исходит законодательство об особых экономических зонах. В отношении резидентов особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе и ВЭД.

Таможенное законодательство обусловливает определенные упрощения в осуществлении таможенных процедур наличием у участника ВЭД статуса уполномоченного экономического оператора.

Среди участников ВЭД необходимо назвать также государства и иные публично-правовые образования. Государство, например, может быть стороной соглашения о разделе продукции, концедентом в концессионном соглашении; может выступать в роли гаранта.

Во внутреннем коммерческом обороте государство выступает на равных с другими его участниками, может быть привлечено к суду в качестве ответчика, подвергнуто обеспечительным мерам и имущественным санкциям. В международной сфере государство обладает иммунитетом. Согласно концепции абсолютного иммунитета государство никогда не может против его воли быть привлечено в другом государстве к суду (судебный иммунитет), подвергнуто обеспечительным мерам, например аресту имущества, на его имущество не может быть принудительно обращено взыскание в ходе исполнения судебного решения (иммунитет собственности). В настоящее время все большее распространение получает концепция функционального иммунитета, согласно которой государство пользуется иммунитетом в публично-правовой сфере, но не в частноправовой. Из концепции функционального иммунитета исходит ст. 251 АПК РФ, признающая судебный иммунитет за иностранным государством только тогда, когда оно выступает в качестве носителя власти. Статья 23 Закона о соглашениях о разделе продукции допускает возможность отказа государства от всех видов иммунитета.

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности.

Один из основных видов ВЭД - внешнеторговая деятельность. Это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (экспорт и импорт), услугами (например, предоставление финансовых услуг иностранным банком), работами (например, выполнение строительных работ за границей), информацией и интеллектуальной собственностью (например, приобретение у иностранной фирмы прав на технологию изготовления продукции или на использование товарного знака).

Публично-правовое регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными мерами.

Нетарифные меры могут заключаться в количественных и иных ограничениях и запретах в отношении импорта и экспорта, введении разрешительного порядка, предоставлении определенным субъектам ВЭД исключительного права экспорта или импорта определенных товаров. В качестве общего правила декларировано осуществление экспорта и импорта товаров без применения запретов и количественных ограничений (п. 11 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран), однако из этого правила установлено немало исключений.

Например, в отношении экспорта могут применяться временные ограничения или запреты для предотвращения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных существенно важных товаров (подп. 1 п. 12 Протокола, ст. 21 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности). Перечень таких товаров устанавливается Постановлением Правительства РФ. Установление запретов в отношении экспорта как меры прямого регулирования следует отличать от так называемых запретительных (заградительных) пошлин (формально относящихся к мерам косвенного регулирования), в результате введения которых экспорт становится экономически невыгодным.

В разрешительном порядке осуществляются экспорт и импорт продукции военного назначения (п. 2 ст. 4 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами").

Исключительное право на экспорт природного газа (в газообразном состоянии) из Российской Федерации предоставляется организации собственнику единой системы газоснабжения или ее стопроцентному дочернему обществу (ст. 3 Федерального закона "Об экспорте газа").

Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если это необходимо для выполнения международных обязательств Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 32 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).

Количественные и иные ограничения импорта и экспорта реализуются путем квотирования и лицензирования. Квотирование как механизм прямого количественного ограничения следует отличать от тарифного квотирования, с помощью которого объем внешнеторговых операций с определенными товарами регулируется лишь косвенным образом: импорт в пределах квоты облагается более низкими таможенными пошлинами, а сверх этих объемов - более высокими.

Под лицензированием понимается административная процедура выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицензирование применяется при введении количественных ограничений, разрешительного порядка, тарифной квоты, импортной квоты (в качестве специальной защитной меры). Правовую базу лицензирования составляют Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования, Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, Закон о регулировании внешнеторговой деятельности и подзаконные нормативные акты.

Лицензии участникам внешнеторговой деятельности выдает Минпромторг России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование внешнеторговой деятельности, через свои территориальные органы. Лицензия может быть разовой, генеральной и исключительной.

Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования и приложение N 7 к Договору о ЕАЭС оперируют термином "автоматическое лицензирование". Аналогом этой меры является предусмотренное ст. 25 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности наблюдение. Это временная мера, которая может применяться в целях мониторинга динамики экспорта или импорта отдельных видов товаров путем выдачи Минпромторгом России автоматических (без ограничений по заявлению любого импортера или экспортера) разрешений.

Товары, в отношении которых вводятся меры нетарифного регулирования и тарифного квотирования, подлежат включению в единый в рамках ЕАЭС перечень.

В целях протекционизма (для защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей) в отношении импорта товаров могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.

Правовую базу применения таких мер составляют: в рамках ВТО - Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Антидемпинговое соглашение); Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; Соглашение по специальным защитным мерам; на уровне ЕАЭС - Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; на национальном уровне - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

Специальная защитная мера может применяться как реакция на настолько возросший импорт какого-либо товара, что он грозит причинением серьезного ущерба отрасли экономики импортирующей страны либо причиняет такой ущерб. В качестве такой меры вводится предварительная специальная пошлина и импортная квота.

Антидемпинговая мера (антидемпинговая пошлина, одобрение добровольных ценовых обязательств) применяется в ответ на демпинговый импорт, т.е. импорт товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Компенсационная мера (компенсационная пошлина) применяется в отношении импортеров, которые пользуются некоторыми видами субсидий иностранных государств ("специфическими субсидиями").

В отношении отдельных импортируемых товаров для того, чтобы не допустить занижения их таможенной стоимости и иных искажений сведений о них, проверить их качество и количество, Правительство РФ может вводить предотгрузочную инспекцию.

Правовой базой для применения такой меры являются Соглашение ВТО по предотгрузочной инспекции и Закон о регулировании внешнеторговой деятельности, ст. 28 которого устанавливает, что по итогам этой процедуры импортеру выдается сертификат, без которого импорт товара невозможен, а для того, чтобы компенсировать импортеру расходы, связанные с прохождением предотгрузочной инспекции, Правительство РФ должно снизить таможенную пошлину на инспектируемые товары.

Как и наблюдение, предотгрузочная инспекция формально не отнесена к мерам нетарифного регулирования, поскольку ее основное назначение - мониторинг и контроль.

Оказывают влияние на внешнюю торговлю технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия. Они должны применяться к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам отечественного происхождения.

Помимо мер контрольного и ограничительного характера, российское законодательство предусматривает и меры, стимулирующие осуществление внешнеторговой деятельности: экспортеры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (подп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ); меры поддержки отечественных участников ВЭД, которые могут применяться органами государственной власти и местного самоуправления, названы в ст. 17 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Важно, чтобы такие меры не имели характера специфических субсидий.