Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
из глубины веков Рижский.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
355.59 Кб
Скачать

Раб и господин!

Но во многих случаях археологи обнаруживают в могильной яме не мужской и женский костяки, а два мужских. Как это понять? Причем обычно при одном скелете лежат разные вещи, нередко весьма ценные, а при другом почти нет вещей или лежит какой-нибудь совсем малоценный предмет.

Так, например, в одном из прибайкальских погребений было найдено два мужских костяка. Один из них принадлежал пожилому мужчине. Он был богато снаряжен на тот свет. При нем были оружие и украшения, в том числе вырезанная из рога фигура лося, отлитые из бронзы изображения фантастической змеи и т. д. Это были, несомненно, останки какого-то знатного человека, может быть, вождя. А в ногах у него в скорченном положении лежал другой костяк. При нем не было никаких вещей. Руки у этого костяка были неестественно заведены за спину. Было ясно, что этого второго человека перед смертью связали по рукам и ногам и, убив, бросили к ногам умершего владыки. Это был, по-видимому, слуга или раб.

Да! В бронзовом веке в Забайкалье уже появились рабы. Ранее мы упоминали о богатой и знатной верхушке степных племен, о людях, прибравших к рукам стада и пастбища и другие богатства и еще больше богатевших благодаря обмену и войнам. А ведь войны давали военнопленных. И теперь пленных уже зачастую обращали в рабов. Мало того, нередко стремление захватить рабов было главной причиной войн. Но рабы попадали в собственность богачей. Они пасли их стада, возделывали землю, ловили рыбу, а рабыни-служанки прислуживали в доме или становились наложницами, то есть рабынями-женами господина. Надо думать, что и в парных захоронениях женские скелеты чаще принадлежали именно таким женам-рабыням, а не «настоящим» свободным женам.

Когда археолог смотрит на двойное захоронение в плиточной могиле, ему невольно приходит в голову сравнение с другими погребениями, далеко на Западе. В то же самое время, когда в степях Забайкалья кочевали племена культуры плиточных могил, в Причерноморье жили другие степняки-кочевники – скифы. Вот как описывал древнегреческий историк Геродот погребение скифского вождя.

Когда умирал скифский царь, то в особом месте для него вырывали большую четырехугольную яму. Труп укладывали на большую колесницу и опускали вместе с ней в могилу. Убивали его любимых слуг: конюха, повара, виночерпия и других, а также самую красивую рабыню-наложницу и всех их укладывали в могилу. Наконец убивали любимых коней царя и опускали туда же, так же, как и самое ценное оружие, и дорогие сосуды, и драгоценные украшения. Над ямой устраивали крышу-перекрытие, а сверху насыпали огромный курган. Некоторые курганы достигали в высоту до 20 метров, а по окружности – более 300 метров. Курган окапывали рвом и обкладывали у основания камнями.

Мы не знаем в Забайкалье могильных памятников, которые могли бы сравниться по своим размерам и богатству со скифскими курганами. У кочевников Забайкалья, видимо, имущественное и классовое расслоение не достигло таких размеров, как у скифов. Но можно не сомневаться, что некоторые парные захоронения Забайкалья – это уже первый «сигнал» первый признак наступления нового этапа в общественном развитии забайкальских племен. На смену первобытно-общинному строю в конце бронзового века выступает классовое общество, в котором выделяются первые два класса – рабов и рабовладельцев, угнетенных и угнетателей.