Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
06.1.Финансовая инфраструктура гос.поддержки ин...doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
1.5 Mб
Скачать

Большинство венчурных фондов, которые инвестируют в нашу страну, зарегистрированы в офшорах. Что нужно, чтобы они стали больше инвестировать у нас, непосредственно в России?

Это – некорректная постановка вопроса. Офшоры, это на самом деле не абсолютное зло. Офшор – это абсолютно нормальный механизм, построенный на том, что некая  недоразвитая территория для ускорения своего развития идёт введение льготного налогообложения по определённым видам финансовых операций. В частности, это такая операция, как инвестиции в расчете на рост капитала. Например: если фонд зарегистрирован в России, и в результате инвестиций заработал какую-то сумму в виде роста стоимости своего капитала, то с этого дохода подоходный налог будет собран в полной в полной мере по той же ставке, что и в случае другой экономической деятельности. Но это неправильно, потому, что, во-первых, фонды формируются из чистой прибыли, которая уже когда-то была в полной мере обложена всеми налогами, а во вторых, фонд инвестируют в высокорисковые проекты, и если он рассчитывает на средний уровень возврата на капитал – никто денег ему просто не даст. Поэтому, если фонд будет регистрироваться в России, такая ситуация, когда он полностью платит все налоги на доход на капитал, сделает его абсолютно неконкурентным. Деньги с мирового рынка в него не придут, да и российские деньги предпочтут уйти из России.

Потому что вложения такого рода фонд – были бы бессмысленными. Может быть, ситуация будет развиваться так, что у нас в каких-то из наших свободных экономических зонах будут снижены ставки на доход на инвестированный капитал, построены такие же примерно механизмы, как в офшорах, тогда да – это возможно. А пока этого нет, то разумно, когда инвесторы инвестируют из фонда, зарегистрированного в юрисдикции, где этот налог на капитал минимален (то есть в офшоре). Говорить о том, что офшоры – это абсолютное зло – глупо, потому, что тем же самым микроскопом можно и забивать гвозди и убить человека, если угодно, при этом микроскоп никто не рассматривает как зло, с которым надо бороться.

У нас таких бирж, которые работают с акциями венчурных кампаний, пока ещё нет. Возможно ли их создание, и когда проект создания биржи, торгующей акциями высокотехнологичных компаний, будет рассматриваться?

Запустить такого типа биржевую площадку трудностей никаких нет даже сейчас. Кроме того, эти работы ведутся, и в принципе – это можно сделать в любой момент. Другой вопрос, поможет ли это. Биржа хороша тем, что она обеспечивает переток средств от инвесторов, работающих в малорисковых и низкодоходных областях в компании, работающие в тех областям, где для инвесторов обеспечена высокая доходность, но риски выше. При этом, как правило, если компания не стала пока огромной, возможно сохранение действующими акционерами контроля над ней, а, следовательно, и ответственности за успех бизнеса. Если это компания из области высоких технологий, даже за рубежом для нее создается особая биржа, потому что такая компания, как правило, пока находится на таком уровне развития корпоративного управления, что нормальной бирже она не подходит. Ничего плохого в этом нет. Однако, как мы говорили выше, пока российские высокотехнологические компании пока настолько «дикие», что большинство из них не годятся даже для специальных бирж. Тем более сомнительно, что инвесторы глобального рынка будут готовы инвестировать в эти российские венчурные кампании через российские биржи.

Риск западных площадок для них и так выглядит зачастую чрезмерным, а тут еще риски сложатся. Собственники наших высокотехнологических кампаний пока не научились рассматривать в качестве своей главной задачи заработать максимум для инвесторов. Пока их цель – решить какую-то научно-техническую проблему, в крайнем случае – обогатиться самому. Поэтому, до тех пор, пока эта ситуация не изменится, такие биржи просто не будут работать, потому, что не привлекут интереса инвесторов. Соответственно, не появится ликвидность, не будет расти стоимость акций и вся затея окажется бессмысленной. Т.е., скорее всего, сейчас просто не получится. Вот появится РВК, начнут работать венчурные фонды, через 3-4 года им потребуется выход их инвестиций, вот может быть тогда.