Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
родзевич аа.docx
Скачиваний:
75
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
42.68 Кб
Скачать
  1. Белорусский народный танец, раскрывающий характер народа.

Народный танец на многих этапах истории человечест­ва начиная с древних времен был основой хореографической культуры общества.

К белорусским народным танцам относятся лучшие творения народа — массовые народные танцы, несущие в себе богатство традиций и выделяющиеся ярким национальным колоритом. Вот некоторые из них: «Лявоніха», «Крыжачок», «Кола», «Галубец», «Шастак», «Талакуха», «Балабас», «Закаблука», «Падушачка», «Гусарыкі» и многие другие.

Эти танцы можно назвать орнаментальными, так как они имеют богатый пространственный рисунок, в котором отражается красочный белорусский орнамент. Приводим описания некоторых из названных танцев.

«Лявоніха»

Из традиционных народных танцев — самый популярный и любимый в Белоруссии. В нем ярко выражены душа белорусского народа, его национальные черты.

«Лявоніха» — танец парно-массовый. Его музыкальное сопровождение — мелодия одноименной песни. Танец жизнерадостный, динамичный, задорный, исполняется любым количеством пар; композиционно строится на свободных, стремительных, но не сложных движениях. Основной напев «Левонихи», как и напев ее дочерних вариантов, вероятно, восходит к далеким временам скоморошьего искусства. Эта мысль подтверждается исследованиями В. Цуккермана, который в своей книге утверждает мысль о зарождении «Камаринской» в эпоху скоморохов.

Так как между белорусской «Левонихой», ее различными вариантами и русской «Камаринской» угадывается безусловное интонационное родство, есть полное основание думать о древнем происхождении белорусского популярного народного танца».

«Крыжачок»

Этот танец принадлежит к наиболее популярным белорусским народным танцам. О происхождении его названия существует толкование, усматривающее его связь с народным названием дикого селезня — «крыжак», сам же танец относят к группе танцев, подражающих движениям птиц. На наш взгляд, название «Крыжачок» происходит от слова «крыж» (крест), так как для этого танца характерны построения в форме креста, переходы крест-накрест. Бытует и танец, воспроизводящий движения дикого селезня, но это местный вариант «Крыжачка», встречающийся в западных районах Белоруссии. Танец «Крыжачок» имел и другие названия: «Крыжык», «Паўлючок», «Антошка», в зависимости от названий припевок к нему. «Крыжачок» — танец орнаментальный, парно-массовый, исполняется любым количеством пар в быстром темпе. Пространственный рисунок танца замысловатый и сложный. В развитии этого танца видную роль сыграл К. А. Алексютович. Он обогатил его новыми элементами движения, внес разнообразие в рисунок, ввел сольное исполнение, изменил темп, после эмоциональной завязки следует медленная лирическая сольная часть, которую исполняют одна или две пары. Остальные танцующие служат фоном, они как бы аккомпанируют солистам. Заключительная часть носит веселый, задорный характер и отличается на редкость красочным и быстро сменяющимся рисунком.

«Кола»

В летний праздник Купалы народ устраивал на лоне природы торжества с играми, танцами, увлекательными круговыми хороводами, из которых «Кола» исполнялся наиболее часто. В купальскую ночь Купалка — наиболее красивая девушка, «роскошно убранная цветами и крашеными перьями, торжественно шла к костру, разложенному у воды, и высоко несла на шесте горящее колесо — знак солнца». Само название танца — «Кола» (колесо, круг) — говорит о характере его построения. Круг в верованиях древних славян символизировал великое светило, дарящее людям свет и тепло. Первую сценическую постановку танца «Кола» в Белоруссии осуществил, используя фольклорные мотивы, К. А. Алексютович в 1921 г. Он поставил танец в спектакле «На Купалле» по пьесе М. Чарота. Второе рождение танца состоялось 1 июля 1967 г. Он был исполнен танцевальным коллективом Белгосуниверситета им. В. И. Ленина на заключительном концерте Республиканского фестиваля самодеятельного искусства, посвященного 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Это круговой танец, в котором использован общий замкнутый круг, своеобразно перестраивающийся в рисунок «кола»-колеса и для украшения композиции танца внезапно распадающийся на несколько небольших кружков. Далее рисунок стремительно развертывается в линию, в колонку или разомкнутый круг. Для танца «Кола» характерны кружения, смена направления движения танцующих, построение в пары. Танец исполняется в быстром темпе, весело, стремительно. Основные движения его — «полька», «обычный бег», «вращение», «переменный шаг» и др. Танец «Кола» известен многим славянским народам (украинцам, полякам, сербам, болгарам и др.).

«Галубец»

В 1921 г. Н. Н. Чуркин в д. Родионовка Мстиславльского района Могилевской области записал лишь мелодию этого танца. По мелодии и темпу танца можно судить о характере его исполнения. «Галубец» — быстрый, живой танец. Исполнение его представляет определенные технические трудности: много каблучковых подбивок, энергичных движений. В основе танца лежит элемент движения «галубец», который и дал, очевидно, название танцу. Существует и другое предположение о происхождении названия «Галубец». К. Голейзовский утверждает, что помимо названия «Галубец» «эта пляска приобрела название «Голубиной» потому, что танцор, изображавший влюбленного, беспрестанно обходил партнершу, то справа, то слева кругами подобно воркующему голубю. Девушка «плыла павой», парень «петушился».

«Падушачка» — белорусский народный танец, причисляемый в одних источниках XIX в. к игровым хороводам, а в других — к играм. С течением времени «Падушачка» окончательно закрепилась как танец. Танцевальные элементы органично вошли в танец-хоровод и вместе с чертами игрового характера составили единое целое. В этом народном танце главным исполнителем является солирующая пара (юноша и девушка), демонстрирующая свое танцевальное мастерство. Солирующие пары все время менялись, как бы соревнуясь друг с другом. Элементы движения, исполняемые сольной парой, построены на характерном белорусском народном материале.

М. Довнар-Запольский также отмечал, что «Падушачка» исполняется только девушками, но сам танец в его описании имеет более сложную хореографическую конструкцию, иной темп танца: медленные, плавные движения исполнителей иногда сменяются стремительными, темпераментными. «Составляется круг из девиц, одна входит в него и поет.

Остальные ей подтягивают и плавно танцуют круговую, то раскачиваясь верхней частью туловища, то прихлопывают на месте. По окончании песни стоящая в кругу берет одну из девушек, остальные становятся также в пары и начинают танцевать «Круцёлку». Потом девушка, танцевавшая с запевалой, входит в круг и снова повторяется та же игра.

«Балабас»

Танец бытовал в Волковысском уезде Гродненской губернии. По словам М. Федеровского, этот танец — «местный», исполнялся живо. Им записан музыкальный наигрыш и текст песни, сопровождавшей «Балабас». «Безыменный танец» бытовал в Гродненской губернии, описание его (без названия) дано у Шейна. Представляет интерес композиция танца, включающая большое число танцующих. Для танца берут платок, «свяжут концы с концом вроде обруча, за который возьмутся правой рукой лиц около 10, а иногда по 30 обоего пола и поют под музыку. Компизиция танца перекликается с еврейским свадебным танцем «Фрейлэхс» (веселье).

«Гусарыкі», или «Гусары».

Текст песни «Гусары» (пастухи гусей) записан Е. Р. Романовым в м. Монастырщина Мстиславского уезда Могилевской губернии. В своем самобытном виде танец «Гусарыкі» и теперь живет в д. Хороший Могилевского района, откуда в 1967 г. он был привезен в Минск на Республиканский фестиваль художественной самодеятельности, посвященный 50-летшо Великой Октябрьской социалистической революции. Судя по опубликованным материалам, этот танец бытовал и сейчас известен только на Могилевщине.

«Цярэшка»

Танец, записанный И. Озеровичем в Маньковичской волости Виленского уезда, является фрагментом колядной игры «Жаніцьба Цярэшкі», которая бытовала в северо-западных и центральных районах Белоруссии. В описании этого танца, опубликованном П. В. Шейном, отмечается, что исполнялся он во время обряда «Женитьба комина», поел песен, приуроченных к этому обряду: «Под звуки скрипки, девушки с приглашенными парнями пустятся выплясывать разные пляски, между которыми выдается весьма занимательный танец «Цярэшка». Этот танец состоит в том, что девушки с парнями делятся на пары и становятся в два ряда: девушки по одну сторону, а парни по другую. Первая пара, т. е. парень с девушкой, пляшут бычка и потом прощаются друг с другом и девушка уходит от парня, который вслед за тем бросается ее ловить и, поймавши, снова становится с ней в ряд. То же самое проделывают все остальные пары. Во время этого танца поют следующие припевки. Танец «Цярэшка» интересен тем, что его исполнение предполагает проявление творческих возможностей исполнителей. Как видно из описания, в «Цярэшку» включался и танец «Бычок», парный по своей структуре.