Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 17.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
132.61 Кб
Скачать

§ 5. Теория личности и социального прогресса. Развитие идей психологизма

В изучении личности как субъекта истории и главного дви­гателя прогресса, в выявлении ее сущностных признаков и оп­ределении ее роли в обществе Н. И. Кареев усматривал важ­нейшую задачу социологии. Разработку научной теории лично­сти он начал с выделения двух главных аспектов, в которых человеческая индивидуальность представлена как факт психо­логии, а человеческая личность — как факт этики. В своих взглядах на общество и личность он был близок к субъективной школе, прежде всего потому, что для него как социолога поня­тие личности было ключевым при объяснении любых процес­сов социальной жизни и социального развития.

Так же как у теоретиков субъективной социологии, личность для Кареева была началом, объединявшим все его исследова­ния в целостную теорию. Общим с субъективной школой у не­го было понимание отношения личности и истории, роли личности в историческом процессе. Также с субъективной школой его объединяло объяснение взаимоотношений субъективных и объективных моментов в жизни общества: любые формы бытия получали в его теории истолкование как результат переработки личностью (субъектом) в соответствии с ее идеалом материала безразличной к индивидуальному существованию среды (объ­ективной реальности).

Объединял Кареева с субъективной школой психологизм, в развитие которого как необходимого основания социологиче­ского знания он внес существенный вклад: личность в его тео­рии представлена как субъект психических переживаний, мыс­лей и чувств, желаний и стремлений, совокупность которых со­ставляет ее конкретное содержание, что и делает ее исходным моментом исторической жизни.

Развитие теории личности как главное направление своего научного творчества будущий ученый наметил уже во время учебы в Московском университете, когда в бытность студентом второго курса историко-филологического отделения пришел к твердому убеждению, что именно этой теме необходимо посвя­тить свои занятия. В то время, когда в разработке теории лично­сти мировая наука делала лишь первые свои шаги, эта область знания становится для начинающего исследователя центром притяжения всех научных интересов, исходным принципом анализа любых социальных явлений. Личность как единство ду­ши и тела во всех ее проявлениях, в ее взаимоотношениях с об­ществом с этих пор становится тем стержнем, наличие которого делало возможным объединение результатов всех его поисков в стройную целостную теорию.

За основу своей теории личности Н. И. Кареев взял класси­фикацию человеческих потребностей, подробно разработанную П. Л. Лавровым, которого он считал предтечей социально-пси­хологических исследований в отечественной науке. Вслед за этим мыслителем он рассматривал самосознание личности как явление, необъяснимое ни путем обращения к внешним факто­рам, ни через влияние прошлого (истории). Это помогло опре­делить в качестве главной цели социологического анализа вы­явление сущностных характеристик личности и ее роли в обще­стве. В разработке теории личности Н. И. Кареев следовал тем персоналистским установкам, которые были разработаны другим крупным представителем субъективной социологии — Н. К. Михайловским.

Личность в социологической теории Кареева рассматривает­ся в единстве ее антропологического, психологического и социаль­ного начал. Он видит в ней некий микрокосм, жизнедеятель­ность которого направлена на подчинение событий макрокосма требованиям общего блага. С этой точки зрения человеческие поступки не могут трактоваться исходя из жестко детерминиро­ванной схемы, а должны рассматриваться как единство социального и индивидуального.

При этом имеется в виду, что реализация общественного идеала возможна исключительно через действия наделенных волей и разумом конкретных индивидов. Наука же выступает средством выработки таких способов объяснения механизмов человеческого поведения, которые должны помогать найти от­вет на вопрос: каким образом личность следует тем общим за­конам, которые управляют действиями коллектива?

Вопрос о роли личности в истории был в конце XIX в. пред­метом горячих дискуссий, которые вели философы, социологи и историки разных стран. Свою точку зрения Кареев отстаивал в споре с марксистами, которые придерживались прямо проти­воположных взглядов. Этими своими выступлениями он дал непосредственный повод для ответа на поставленный вопрос крупному теоретику марксизма Г. В. Плеханову, который, включившись в дискуссию, использовал для названия своей статьи «К вопросу о роли личности в истории» формулировки Н. И. Кареева.

Теория личности Кареева неразрывно связана с трактовкой им социального прогресса. В отличие от О. Конта, который не разделял понятия эволюции и прогресса, Н. И. Кареев провел необходимое разграничение по их сущностным признакам: эво­люция как явление по природе своей безоценочное и общест­венный прогресс, предполагающий определенную оценку в со­ответствии с достигнутым состоянием свободы личности.

Тема прогресса у Кареева неразрывно связана с обществен­ным идеалом, который вырабатывают реальные члены общест­ва — живые личности. Тем самым разработка теории прогресса изначально осуществлялась на субъективистской основе. Свой исходный принцип в исследовании социального прогресса Кареев сформулировал в виде тезиса: уровень свободы личности есть высший критерий социального прогресса.

Обоснование этого тезиса составляет фундамент всей его теории общества и является одним из главных ее достоинств. Приверженец позитивистской доктрины Конта, русский социо­лог в данном случае счел излишним использование понятий социальной статики и социальной динамики, поскольку, с его точки зрения, закономерный ход истории требует иного подхо­да, основанного на анализе трех обеспечивающих его процес­сов: социальной организации, социального контроля и социальной регуляции,

Цель разработки теории прогресса Кареев обосновывает в трудах по философии истории, где связывает понятие прогресса с процессом установления некоей идеальной мерки, которую можно использовать при оценке хода истории и без которой не­возможен суд над историей и постижение ее смысла.

В содержании социального прогресса как исключительно сложного явления, охватывающего множество сторон и видов деятельности общества, каждая из которых требует своего под­хода и своего исследовательского инструментария, Кареев предложил выделить несколько основных направлений, заслу­живающих самостоятельного рассмотрения: прогресс умствен­ный, нравственный, политический, юридический, экономиче­ский.

В социологии личности Кареев постоянно обращается к психологическому материалу и использует психологический подход, в применении которого в то время делались первые шаги. Не отрицая роли экономического фактора в истории, ученый отдает приоритет фактору психическому, который, как он полагает, должен помочь избежать упрощенного подхода к человеку путем включения в оценку его поведения таких фак­торов, как творческие и волевые импульсы.

В понимании роли психологических механизмов поведения людей у Н. И. Кареева имеются некоторые общие моменты с взглядами таких ученых, как П. Ф. Лилиенфельд, Л. И. Петражицкий, Р. Ю. Виппер и др. При различии точек зрения всех их объединяло твердое убеждение, что лишь учитывая особен­ности психики личности, можно рассчитывать на преодоление укоренившегося упрощенного подхода к человеку. Психологи­ческий подход открывал пути к изучению сложной структуры поведения. Кареев был уверен, что будущее за той социологи­ей, «которая усвоит установки психологизма» и что «противо­положные направления обречены на вымирание».

Специалисты по-разному оценивают вклад Кареева в разра­ботку психологических механизмов поведения людей. Некото­рые исследователи подчеркивают его первенство в критике О. Конта за пропуск в классификации наук психологии. На са­мом деле первым это сделал Г. Спенсер, что отмечал в своих работах и сам Н. И. Кареев. По-разному трактуется и участие Кареева в разработке проблем коллективной психологии в сравнении с исследованиями Г. Тарда.

Внести ясность в существующую в литературе разноречи­вость оценок попытался отечественный исследователь XX в., философ, историк и социолог Б. Г. Сафронов, который напом­нил о том, что идея коллективной психологии действительно стала разрабатываться в социологии Кареевым раньше, чем это сделал Тард. Что же касается приоритетов в этой области, то Карееву было хорошо известно, что первыми в мировой науке вопросы коллективной психологии начали изучать представи­тели исторической школы права Ф. К. Савиньи и М. Лацарус. «Заслуга Кареева сводится к тому, что он до Тарда и после Са­виньи и Лацаруса использовал коллективную психологию в своей классификации наук».

Следует добавить, что к тому времени, когда вопросами пси­хологизма начал заниматься Н. И. Кареев, в России уже были известны труды Н. К. Михайловского, который был первым, кто начал решать, и не без успеха, задачу подведения психоло­гического фундамента под социологические исследования. И для Кареева это был основной источник и главная отправная точка в разработке идей психологизма. Вклад ученого в развитие этой стороны социологического знания состоит в постанов­ке им вопроса о действующих в сфере общественной жизни особых психологических закономерностях, в отличие от зако­нов социологических.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]